Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Молодежное объединение "Влахерны" Сообщество деятельных христиан.

ПРАВОСЛАВНЫЕ БЕСЕДЫ
ПОСТ С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ ДУШИ
На наши вопросы отвечает приходской катехизатор Марина Андреевна Федякова.

Катехизатор – это специалист, получивший систематическое богословское образование, необходимые умения, навыки и пастырское благословение для проведения духовно-просветительской деятельности.

Что значит провести пост с пользой для души?

«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, многлаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение – пост истинный есть и благоприятный» (Стихира на стиховне понедельника первой седмицы Великого поста).

Если есть пост приятный, то
есть угодный Господу и полезный для души, а есть пост не-
приятный, который пользу душе не приносит и который Го-
сподь не принимает, как усилие и подвиг человека, совершае-
мый ради своего спасения.

Во время любого поста, а особенно Велико-го, основные силы нужно приложить к тому, чтобы исправить в себе что-то греховное.

Иногда приходится слышать от людей, чаще не воцерковлен-ных, что они обязательно будут Великий пост соблюдать. А потом оказывается, что это делается с той целью, чтобы, на-пример, похудеть. Такой пост не полезен для души. Собствен-но, это постом и не является. Это – просто диета, приурочен-ная ко времени Великого поста.

* иногда во время поста берутся за великие подвиги пищевых ограничений, но при этом предаются многим развлечениям.

* самое главное – не считают нужным ходить на богослужения в храм, молиться, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн, давать милостыню, делать добрые дела. Та-кой пост тоже не полезен для души.

* бывает, особенно у людей воцерковленных, и в пище себя должным образом ограничивают, и развлечений себе не позволяют, и положенные молитвы прочитывают, исправно исповедуют свои грехи и принимают Святые Дары, но не ставят перед собой никаких задач, способствующих борьбе со грехом и воспитанию в себе добродетелей. При таком подходе человек не совершает никаких усилий, чтобы себя исправить, и из поста он выходит таким же, каким был до него. Приятный Господу пост должен приводить человека к духовному возрастанию и возрождению. Исполнение только внешних предписаний Великого поста не ведет человека к внутреннему изменению и исправлению.

Во время любого поста, а особенно Великого, основные силы нужно приложить к тому, чтобы исправить в себе что-то греховное. На время поста можно взять на себя небольшие подвиги, на исполнение которых действительно есть силы. Пост является одним из аскетических упражнений христианина, и по рекомендации святых отцов Церкви аскеза должна быть по силам. И мы видим, что в Священном Писании Нового Завета нет никаких точных указаний, что конкретно можно или нельзя совершать во время поста. Есть, конечно, установленные Церковью правила. Но, во-первых, эти уставные правила могут быть скорректированы в зависимости от индивидуальной ситуации человека; во-вторых, суть поста состоит не в том, чтобы досконально выполнить внешние правила, а в том, что Великий пост является особенным временем для борьбы со грехом и воспитания в себе добродетелей. Его даже называют «праздником покаяния». Грешить никогда нельзя, но поврежденная грехом человеческая природа не позволяет человеку постоянно находиться в чистом состоянии. Пост – это время особых усилий против своего греха. Человек, который эти усилия приложил, выходит из поста духовно возросшим и окрепшим, у него появляется новый опыт преодоления в себе зла.