

- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 4802
- |
- Видео 1854
- |
- Мероприятия 1
ИИСУСОВА МОЛИТВА
— Получается, молитва и привычное нам молитвенное правило — это все-таки разные вещи?
— В XX веке жил великий афонский святой Иосиф Исихаст, который умер в 1959 году. Это был чрезвычайный человек, даже для Афона. В своей общине они сугубо практиковали умную Иисусову молитву. Перед смертью преподобный заповедовал своей маленькой общине разойтись, чтобы такое делание умножилось. Монахи исполнили заповедь святого. Старец Ефрем Аризонский — последний монах из этой общины, он умер буквально несколько лет назад, успев основать в Америке 19 православных монастырей.
Так вот, однажды к одному из учеников святого Иосифа Исихаста, старцу Харалампию, пришел сосед монах, которого сильно тревожил их необычный образ жизни: «Вы, исихасты, бросив все силы на Иисусову молитву, оставили все чинопоследования». На что старец Харалампий деликатно заметил: «Отец, прости, пожалуйста, ты ошибаешься, мы не оставили чинопоследования. Но если бы ты знал, как они по-другому живутся, когда ум организован в Иисусовой молитве!..» Вместе со старцем я могу сказать те же слова: «Если бы вы знали, как живется Божественная литургия после того, как ты немножко организуешь свой ум!..»
Иисусова молитва по-другому еще называется умной молитвой. Само слово «умная» предполагает, что мы что-то делаем с умом. Очевидно для каждого, насколько наш ум дезорганизован, он просто живет своей жизнью. Святые отцы в науке умного делания как раз-таки приручали непослушный ум. В каком смысле я говорю «непослушный»? Встаньте и прочитайте «Отче наш», и поймайте себя на том, сколько раз вы подумали о чем угодно, только не об Отце Небесном…
Наш ум очень и очень болен. Так вот, умное делание занимается, во-первых, организацией ума, а во-вторых — соединением ума с Богом. Все-таки Бог — это не материя, а Дух. Поэтому чтобы войти в духовное пространство, нужно выйти из пространства тела. В Иисусовой молитве именно это и делают. А чинопоследования являются вспомогательными помощниками. Когда читаешь какой-либо канон, действительно составленный Святым Духом, твое сердце подготавливается к деланию уже сугубой молитвы. Те, кто занимается умным деланием, ни в коем случае не отвергают ни Псалтирь, ни какие-либо чинопоследования, просто приоритет ценностей немножко изменяется в сторону Иисусовой молитвы.
— Вы считаете, что Иисусову молитву могут практиковать не только монахи, но и миряне, которые ведут активный образ жизни?
— Святые отцы так считали. Преподобный Иосиф Исихаст, как ни странно, говорил, что для мирян Иисусова молитва предпочтительней, а для монахов самое высокое — это таинство послушания, отсечение своей воли даже на уровне помыслов. Просто не стоит Иисусову молитву ассоциировать сразу с высшими созерцательными степенями, с состояниями откровения. Есть некоторый стереотип о какой-то страшной Иисусовой молитве, полной подводных камней. Обычно такими стереотипами болеют люди, которые сами ей не занимаются.
Главная рекомендация — не начинайте с конца. Созерцательное состояние, состояние откровения — это чрезвычайные состояния, которых достигали единицы. И если сразу дерзать на достижение таких состояний, вы обязательно расшибетесь.
— А с чего тогда лучше начинать простому мирянину?
— Иисусова молитва начинается просто со слов, которые человек может произносить во всех трудах и обстоятельствах. Потом постепенно приходишь к тому, что произносить устно становится уже недостаточно и хочется сделать молитву более внимательной. Так можно хорошо подвинуться в сторону умной молитвы. Идите постепенно.
Духовное пространство — тоже творчество, только другого плана. Если человек ставит себе цель и пытается стабильно к ней идти, то у него обязательно получится.
Как-то мне довелось расписывать на Афоне два небольших храма. Конечно, я дорожил этой возможностью — быть на Афоне, в атмосфере молитвы. Мне не хотелось терять драгоценное время на мысли о чем-то материальном и земном. Я пытался читать Иисусову молитву и совмещать ее с иконописью. Ум мой улетал. Но однажды Господь ответил на мои искренние потуги и добавил Своей помощи: я смог с утра до ночи читать вслух Иисусову молитву и при этом расписывать стены храма. Одно другому не мешало. Оказывается, это возможно.
И даже больше. Со мной приехал друг, руководитель регионального банка у нас в Оренбуржье. Через несколько дней нашей работы монах, хозяин кельи, подходит и говорит: «Слушай, ну с тобой-то всё понятно, ты с утра до вечера "Иисусе, Иисусе…" Но вот этот правда директор банка?» Потому что этот человек с утра до вечера носил камни и тоже повторял Иисусову молитву. То есть всё начинается с понуждения, а после может перейти в естественное состояние.
Преподобный Серафим Саровский трудился не ради созерцания, а ради Христа — просто служил литургию внимательно и благоговейно, искусственно не вызывая в себе каких-то мистических состояний. И Господь посетил его именно в это время.
Из интервью о.Сергия Баранова на сайте Свято-Елисаветинского монастыря. Беседовала Мария Котова. Читать полностью:
obitel-minsk.ru/lutschije/2024/02/idti-ko-hristu-1
obitel-minsk.ru/lutschije/2024/02/idti-ko-hristu-2

«Мы все должны идти в сторону Христа» (часть 2) | Протоиерей Сергий Баранов
Встретить и узнать Христа — цель не только для монаха, но и для любого православного христианина. Мы все должны стремиться в сторону Христа.