- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 24
- |
- Видео 1
- |
- Мероприятия 0
Как можно объяснить нашим взрослеющим детям притчу о минах в Евангелии от Апостола Луки?
Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие.
Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;
призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. (Лк.19. 11-13)
Господь, как известно, зачастую говорил с народом и своими учениками притчами.
Думается, что для того времени это было наилучшей формой передачи духовных знаний. Каждый человек в меру своего «духовного возраста» мог увидеть то, что Господь пытался вложить в свои слова. «Имеющие уши, да слышат…».
Интересное толкование этих слов предлагает нам Феофилакт Болгарский. Некоторые, слыша о Царствии Божием, думали о благоволении Божием на освобождение народа еврейского, поэтому и предполагали, что Иисус, восходя в Иерусалим, будет земным царем Иудейским. Господь же, чтобы показать им, что они рассуждают неразумно, и что Царствие Его не чувственное, рассказывает притчу о минах, представляя Себя в лице человека «высокого рода».
Господь раздает «десять мин», то есть дарований, которые каждому даются на пользу.
Как мы помним из притчи, по возвращении господина, два раба приносят ему то, что они заработали за время отсутствия господина, преумножив в меру своих сил достояние, данное в пользование. Третий раб никому не был полезен, но время деятельности провел в праздности. Поэтому тот, кто принятое им умножил в десять раз, получает власть над десятью городами, следовательно, во много раз награждается. Сообразную награду получает и следующий за ним. А тот, который не принес никакой прибыли, осуждается.
Феофилакт Болгарский объясняет, что «многие отзываются этим предлогом, не желая быть кому-нибудь полезными. Они говорят: где Бог не посеял даровитости и способности, там не ищи жатвы». Также он призывает, чтобы мы делали свое дело, а в последующем Бог будет судить тех, кто не пожелал воспользоваться своими дарами. Дарование отнимается и дается доброму делателю.
О каких дарах идет речь? Имеются в виду прежде всего дары духовные.
Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Лк.19:26.);
Может быть у кого-то появятся мысли, а не излишне ли жесток господин (Господь) к своему нерадивому рабу? Однако Господь всецело объемлет и видит суть человека, ожидая от человека того, НА ЧТО СПОСОБЕН, И, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ДУХОВНОГО ТРУДА, а не интеллектуальных, социальных и материальных успехов.
В подтверждение приведем такие слова Феофилакта Болгарского: «Мы понимаем это не о слове только и учении, но и о нравственных добродетелях. Ибо и в них Бог дал нам дарования, одному – поста, другому – милостыни, иному – кротости, иному – смирения. И ЕСЛИ МЫ БУДЕМ БОДРСТВОВАТЬ, ТО УМНОЖИМ СИИ ДАРОВАНИЯ; если же будем небрежны и добровольно умрем, то впоследствии будем слагать вину на Бога, как обыкновенно мы говорим: что ж мне делать? если такой-то будет свят, то потому, что Бог благоволит ему, и он свят; а мне не благоволит, и я не свят; и тот был Петр, иной Павел»
Феофилакт Болгарский имеет ввиду двух апостолов Петра и Павла, которые в понимании такого жалобщика преумножили свое духовное богатство до 10-ти мин, потому, что Бог благоволил им!
«Безумный человек! – восклицает Феофилакт Болгарский, - Самая мина (данная тебе) делает тебя Петром и Павлом. Делай по силе и принеси что-нибудь Давшему, если не столько, сколько Петр и Павел: ибо они получили по мине, и ты – мину. И потом, нисколько не подвигнувшись на делание добра, ты обвиняешь Бога! Поэтому, оказываясь недостойными дарований, мы лишаемся оных».
Проводя аналогии с современной жизнью, мы можем сравнить нашу жизнь с подъемом по эскалатору, движущемуся неуклонно вниз. Если мы не прилагаем усилий в духовной работе, то можем утратить и то, что имеем. Не случайно Спасителем произнесены такие слова: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк.11:23).
Подводя итоги всему выше сказанному, вспомним такие слова из притчи (Лк.19.21-22).
Ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.
Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;
«Твоими устами буду судить тебя», - говорит Господь. Значит ли это, что Господь отвечает нам в силу нашей устремленности к Нему? Нам видится, что именно наши личностные отношения с Богом, обращенность Нему (а в упрощенном виде наделение Его теми или иными качествами, как то изложено в Евангелии от Луки глава 19, 21-22) могут быть либо препятствием, либо большим подспорьем в духовной работе. Господь идет нам на встречу настолько, насколько мы готовы к этой встрече!
Наша искренность и личностный контакт с Ним, общение в молитве и внутреннем тихом созерцании это и есть та духовная работа, которую мы должны проделывать ежедневно и ежечасно, чтобы «встретить жениха с горящими светильниками», ибо «не знаем ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф. 25. 1:13). Последние слова относятся к притче о десяти девах Евангелия от Матфея, которую мы рассмотрим в следующих заметках.