- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 15
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС. СОСТОЯНИЕ СМУЩЕНИЯ. Часть1
Около десяти лет назад я переживала глубокий профессиональный кризис. К тому времени у меня был уже опыт работы клиническим психологом в психиатрической больнице, опыт ведения групп, индивидуального консультировании и психотерапии. Был и опыт работы с зависимостями. К этому времени я прошла немало курсов по различным направлениям психотерапии... Однако вопросы, связанные с человеком, с решением его глубинных проблем, не находили исчерпывающего ответа. Я уже готова была оставить свою профессию. Не хотелось заниматься тем, во что перестаешь верить. И вот именно в это время я оказываюсь в Псково-Печерском монастыре. Как это часто бывает в монастырях во время трапезы, для паломников читют святоотеческие тексты. В тот момент читали что-то из дневников о. Иоанна Кронштадтского о внутренней жизни, о духовной брани, о борьбе с помыслами. Это было ответом на мои вопросы. Я впервые открыла для себя удивительную глубину понимания внутренней жизни человека, которая заключается в святоотеческих текстах. Да, возможно, некоторое неприятие вызывало само изложение материала, не всегда понятная терминология. Помню, что именно в тот момент я поставила перед собой задачу: глубоко погрузиться в изучение святоотеческой аскетики, дойти до понимания сути настолько, насколько для меня будет это возможно. Мне представилась возможность понять нечто такое, что было за рамками психологии и не могло описываться психологическими терминами. Итак, я поняла, что возможно выход из кризиса есть. Все просто: необходимо чтобы те явления внутренней жизни, которые я привыкла обозначать психологическими терминами, стали для меня понятны, если они встречаются в святоотеческих текстах. Конечно, в том случае, если это вообще возможно сделать. И вот, чтобы как-то подойти к ответу на вопрос, осуществимо ли это, я откладываю в сторону все книги по психологии и, как минимум, в течение года читаю одних только святых отцов… Одним словом, погружаюсь в эту тему максимально полно…
На самом деле это не так просто как кажется. Многие термины используемые святыми отцами для описания психических и духовных состояний человека, в современном языке воспринимаются иначе. А значит, неизбежны искажения в понимании. Это касается и такого понятия, как смущение. Вот, к примеру, цитата из преп. Макария: «В смущении же нет никакой пользы, а величайший вред; оно есть вражия колесница, не попускает излить сердца своего пред Богом с покаянием».
В дальнейшем я приведу еще несколько цитат о смущении из святоотеческих текстов. И всегда в них смущение будет обозначаться, как опасное греховное состояние, связанное с гордыней. Почему так? И что за состояние может описывать современная психология, имея в виду именно состояние смущения, о котором писали святые отцы. Не уверена, что всегда можно подобрать подходящие аналоги, точно отображающие суть психического явления, но сделать такую попытку, разобраться в этом вопросе настолько, насколько это возможно, всегда полезно.
Итак, человек создан таким образом, что испытывает потребность жить в согласии с собой. Он стремиться к целостности в своем мировоззрении, в своих убеждениях. Каждый человек создает для себя (осознанно или нет) систему принципов, или свою философию. И пока этой системе ценностей ничего не угрожает, человек чувствует себя вполне удовлетворенным и, как бы, целостным... К сожалению: жить в согласии с собой – это не всегда означает – быть в согласии со своей душой, с теми нравственными законами, которые даны нам от Бога. Ведь наши убеждения и наши ценности могут быть ложными.
В обыденной жизни мы можем встретиться с таким явлением, когда в сознании сталкиваются друг с другом довольно противоречивые представления, ценности, идеи. В этом случае, психологи используют термин когнитивный диссонанс. Понятно, что такого понятия в святоотеческих текстах мы не найдем. Это чисто психологический термин. Когнитивный диссонанс, как феномен, проявляется в жизни каждого из нас. Вряд ли кто-то будет оспаривать, что
· первое, что нам необходимо сделать на пути своего личностного и духового развития, это познавать себя
· мы, стоящие на позиции православной психологи, понимаем, что любое психическое явление нашей внутренней жизни имеет свои духовные корни.
· следующее, с чем тоже трудно поспорить, так это то, что святоотеческая литература для нас, православных – это возможность углубиться в процесс самопознания на таком уровне, на который светская (секулярная психология) неспособна.
Если разобраться с явлением когнитивного диссонанса, это поможет нам лучше понять себя, в том числе и духовные искажения, связанные с этим состоянием.
Итак, что же такое когнитивный диссонанс и как он проявляется в нашей жизни?
Понятие «когнитивный диссонанс» происходит от двух латинских слов – «cognitio», означающего «познание» и «dissonanita», означающего «отсутствие гармонии», и представляет собой особое состояние, во время которого человек ощущает психический дискомфорт, вызванный столкновением в его сознании противоречащих друг другу убеждений, идей, реакций в отношении какого-то явления или объекта.
Иными словами, есть какие-то убеждения. А реальная жизнь, реальная ситуация демонстрирует определенное несоответствие этим убеждениям.
Естественно в текстах святых отцов, мы не встретим термина когнитивный диссонанс, но интересно, как они описывают состояние смущения. Причем это внутреннее состояние человека, которое обозначается ими как духовно нездоровое и опасное.
Привожу еще несколько обещанных цитат о смущении:
...Неудовлетворительность наша душевная и духовная происходит от нас самих, от нашего неискусства и от неправильно составленного мнения, с которым никак не хотим расстаться. А оно-то и наводит на нас и смущение, и сомнение, и разное недоумение, а все это нас томит, и отягощает, и приводит в безотрадное состояние. (преп. Амвросий).
...Смущение, вероятно, происходит в тебе оттого, что ты не все открыл духовнику на исповеди, что следовало бы... Может быть, не сделал ли того-то и того-то? (преп. Лев).
...Смущение, какое бы оно ни было, есть признак тайной гордости, и доказывает неопытность и неискусство человека в прохождении своего дела (преп. Амвросий).
...Смущение во всяком случае есть от диавола, от которого да покроет и сохранит вас Господь (преп. Лев).
Состояние смущения, описываемое святыми отцами - это вероятно нечто большее, чем отсутствие гармонии в познании чего либо. Состояние смущения – это конфликт не только на уровне ума, но скорее конфликт ума и души. На самом деле, и когнитивный диссонанс - не может быть диссонансом только на уровне ума или идей, там всегда будет присутствовать эмоциональная составляющая. Ну а корнем этого состояния является конфликт между Истиной и нашими представлениями (мнением) об истине.
Впервые теорию когнитивного диссонанса предложил американский психолог Леон Фестингер в 1957 году. При помощи неё он пытался объяснить конфликтные ситуации в познавательной сфере личности, вызванные событиями, явлениями или действиями других людей. Эта теория обусловлена двумя гипотезами:
o В состоянии когнитивного диссонанса человек неизменно будет стремиться к устранению несоответствий, вызвавших его. Это происходит потому, что сопутствующее когнитивному диссонансу состояние психологического дискомфорта иногда просто невыносимо.
o Для нейтрализации этого дискомфорта человек будет 1.стремиться каким-то образом завершить ситуацию, которая вызвала психологический дискомфорт. 2.он постарается в дальнейшем избегать подобных ситуаций или пойдет по пути формирования и укрепления психологических защит.
Причины для возникновения когнитивного диссонанса могут быть разными, к примеру:
o Какая-либо ситуация из настоящего не соответствует опыту из прошлого
o Мнение одного человека идёт вразрез с мнением окружающих
o Реальное событие, происходящее в действительности, не соответствует тем убеждениям, на которые до сих пор человек основывал свое отношение к другим людям, к себе, к событиям.
Интересные личности
- Священник
- Священник
- Священник
- Протоиерей