- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 15
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БОЛЬ. ЗАКРЫТИЕ «ГЕШТАЛЬТОВ».
Несколько лет назад мне подарили книжку Харуки Мураками «О чем я говорю, когда я говорю о беге». Именно в то время я занималась бегом. Это были обычные, совсем короткие пробежки в парке рядом с домом, имеющем поэтичное название – Малиновка. Утренние пробежки заканчивались контрастным душем. Я получала заряд энергии и хорошего настроения на целый день. Со временем, я оставила это занятие, перешла на другие виды физических упражнений.
А вспомнила я об этой книжке не случайно. На очередной психотерапевтической сессии с одним из клиентов разговор зашел о его увлечениях, в число которых входили и занятия бегом. Я посоветовала ему прочитать эту книжку. Через какое-то время приходит сообщение ВК: Марина Вениаминовна, доброго дня. Спасибо за наводку на Мураками. Это моё.
Я решила снова эту книгу перечитать. Если что-то оставляет эмоциональный след у человека, с кем я провожу психотерапию – то я стараюсь обращать, на это внимание – слушаю музыку, смотрю фильм, читаю книгу… Для меня, как для психолога - это всегда возможность продвинуться в понимании именно этого человека на более глубокий уровень. Разумеется, это не всегда удается, но если такая возможность есть - я это делаю. В данном случае, мне и самой захотелось вернуться к этой книге, которая и для меня в свое время прошла не бесследно.
При следующей встрече, помимо всего прочего, разговор у нас зашел конкретно о книге Мураками. А если быть точнее, то о цитате из предисловия: «Боль неизбежна. Страдание личный выбор каждого». Никиту (имя изменено) интересовало, насколько эта мысль может быть экстраполирована. То есть, касается ли она только телесной боли при интенсивных физических нагрузках, или это касается также и эмоциональной боли?
Ну а теперь отойдем немного в сторону поговорим о том, что мы понимаем под гештальтом. И что это означает – закрытие гештальта.
Говоря простым языком, закрытие гештальта означает завершение начатого (какого либо дела, или отношений, или прояснение для себя какого-то вопроса). Иначе - вопрос закрыт, дело закончено, отношения завершены… Все сделано как нужно (или: все зависящее от меня сделано)… Следует облегченный выдох, освобождение… Иногда это может быть чувство удовлетворения от «выполненного долга». Иногда – это облегчение от решения какой-то поставленной задачи. Как я уже писала, закрытие гештальта касается и завершения отношений. Психологическое освобождение от сильной привязанности (страсти), от отношений, которые можно назвать разрушающими, иногда сопровождаться мощным выбросом энергии как в песне Валерия Кипелова «Я свободен». (Текст песни Маргариты Пушкиной).
Итак, причем тут слова Мураками: Боль неизбежна. Страдание личный выбор каждого?
Когда я обучалась гештальт-терапии в Институте Гештальта, мы первый год из нашего трехлетнего обучения проходили практику – обучались практическим навыкам, а именно - закрывали гештальты. О гештальт-терапии написано достаточно. У меня тоже есть статья на эту тему. Поэтому длинно говорить на тему гештальт-терапии не стану. Но вот конкретно о боли поговорить стоит.
Мы стремимся избегать боли (сейчас речь идет именно об эмоциональной боли). И часто эта боль связана с отношениями с другим человеком, другими людьми. Чтобы избежать боли, человек обрывает отношения, «конструирует» внутри себя психологические защиты, пытается убежать от себя… Одним словом, глушит неприятные или тяжелые переживания любыми способами… Тем самым «гештальт» остается незакрытым. Это означает, что если отношения, или события, связанные с эмоциональной болью остались непрожитыми в полной мере, то в душе остаются некие «эмоциональные хвосты», требующие своего завершения, закрытия. Ведь наша душа стремится к целостности. А эти незавершенные события препятствуют исцелению (приведению в целостное состояние) нашей души.
Поскольку мы христиане, то мы понимаем, что все, что происходит в нашей жизни – происходит не случайно. И отношения с людьми даны нам тоже не случайно. Особенно, если это эмоционально значимые отношения. Вероятно, сложные отношения содержат в себе потенциальную возможность - через полноценные проживания отношений с другим человеком душа выходит на иной уровень своего развития. Человек становится взрослее, мудрее, более зрелым в личностном и духовном плане… Но это все происходит только при нашей открытости этим переживаниям (момент смирения). Дух в человеке не может родиться в благополучии и комфорте. Вот почему согласие на то, чтобы добровольно пройти через боль, прожить ее во всей полноте, с доверием к Божьему Промыслу – это возможность подняться к высотам духа. Изначально мы слабы, мы трусливы, мы малодушны… Эмоциональная боль всегда связана со страхом. Причиняемая нам другим людьми, она может казаться невыносимой… Но, это только в том случае, когда мы опираемся на себя, на свои слабые силы, когда мы стремимся контролировать ситуацию и забываем о Боге.
Согласие на боль – это как смиренное согласие на свой крест, на то чтобы не обрывать отношения, пройти через ситуацию, которую попускает нам Господь; прожить ее максимально до конца и что очень важно – осознанно. Это именно и означает «закрытие гештальта» не на занятиях в Институте Гештальта, а в нашей обычной жизни. И такой подход приносит освобождение. В этом случае отношения между людьми могут перейти на более глубокий уровень. Люди, могут стать гораздо ближе друг другу. Или, другой вариант – отношения могут просто закончиться, видимо, суждено было расстаться. Но при таком отношении к эмоциональной боли, любая прожитая во всей полноте ситуация не проходят для человека бесследно. Это как хорошо выученный урок, который не требует больше повторения. Или как будто повзрослевшую душу переводят в следующий класс. И Господь ставит перед ней уже иные задачи, которые нам необходимо решать.
Но что же делать, если в свое время не выдержал, «сорвался с креста», не прожил эту боль до конца? Это может быть тем, что Мураками обозначил, как то, что страдание – личный выбор каждого. В данном случае, я понимаю это как невротическое страдание, связанное с тем, что человек просто заглушил боль, похоронив ее на дне души. Отношения или ситуация не были прожиты, и они остались «незакрытыми гештальтами» в нашей душе.
Вот еще цитата из этой книжки: "Душевная боль – вот та цена, которую мы платим за свою независимость". Иногда, именно стремясь к независимости, в том числе избегая боли, избегая быть уязвимым, открытым (а без этих условий нет и настоящей любви, и настоящей дружбы), человек обрывает все значимые для него отношения. И при этом он остается в пустоте. И это тоже боль, но боль от одиночества собственного эго, зацикленного на самом себе. И тогда любая попытка избавиться от этой боли мало продуктивна, если человек не обратится к вере. Разорвав все привязанности, человек остается наедине с собой. И этот момент может стать для него удивительной возможностью личной встречи с Богом. Вполне логично, что без веры в Бога любые отношения, которые опираются на наше эго, будут поверхностными, лишенными эмоциональной близости, глубокой любви или настоящей дружеской привязанности…
Бывает, что невозможно вернуться к отношениям, чтобы прожить их в полной мере, но это не означает, что невозможно вернуться к переживаниям, связанными с этими отношениями, вернуться к ним, чтобы прожить их (отношения) здесь и сейчас, прожить до конца. В какой-то мере это и происходит в психотерапевтических сессиях в гештальт-терапии. И все-таки, надо помнить, что психотерапия, воспринимаемая нами утилитарно, просто как средство избавления от боли – это не то, о чем я пишу в своих статьях. Вот почему моя статья о Гештальт-терпии, написанная ранее, сдержана по своему содержанию и даже предостерегает от излишнего увлечения техниками и методами. Так уж получается, оберегая свое эго от боли, мы становимся нечувствительными не только к боли, но и к тем чувствам, без которых человек собственно не может называться человеком – к состраданию, к христианской любви.
Что еще можно сказать о боли? Если Господь попускает нам пережить боль, то мы знаем, что Он попускает нам страдания по силам. При условии нашего доверия Ему, Он Сам придает нам силы выдержать, выстоять, а в итоге стать крепче и сильнее.
Как же быть?… Невозможно нам представить себе в полной мере страдания Христа не только физические, но и душевные... Невозможно спокойно думать о Богородице, о том, как Она стояла у креста, и видела страдания своего Сына. Стояла молча… Пожалуй, это самый высокий пример человека, добровольно согласившегося на проживание душевной боли…
Мы христиане, а это значит, что и нам дана возможность прожить боль. В тех случаях, когда эмоциональные переживания захватывают нас настолько, что боль кажется невыносимой и хочется любыми способами разорвать оковы этой боли, заглушить ее, но в то же время мы понимаем, что пройдя через эту боль, наша душа окрепнет, приобретет пусть совсем маленькую степень свободы, мы обращаемся к Богу, к Божией матери и просим об укреплении, о том, чтобы нам была дана сила духа, чтобы пройти эти испытания, «не сорваться с креста» раньше времени…