- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 15
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
ПСИХИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СОПРОТИВЛЕНИЯ
В книжках по психологии пишут о том, что в человеке всегда есть «две силы». Описывают действие этих сил с двух сторон. С одной стороны - это желание решить свою психологическую проблему (даже если она не осознается, тем не менее, душа стремиться ее решить). А с другой стороны, сопротивление процессу решения проблемы. Но откуда возникли эти две силы, их происхождение, их назначение – об этом не пишется. А те объяснения, которые даются, они не удовлетворяют, не дают нам полного понимания, такого понимания, чтобы вопросов больше уже не оставалось…Получается примерно так, как описываются физические законы в школьном учебнике. Скажем, есть закон притяжения. Ну, вот он есть и все. Ученые его изучают. И изучают во всех проявлениях… Но если школьник, изучающий физику, попытается понять, что же именно такое создает это притяжение, ответа он не получит. Но это не мешает ему решать задачи из учебника с использованием этого закона. Ну ладно, закон притяжения оставим физикам… Нам же интересен человек. И нам хочется найти ответы на вопросы о человеке. А в данном случае ответить на вопросы об этих «двух силах». И ответить максимально внятно.
Мне уже приходилось писать о том, что человек в светской (секулярной) психологии представлен существом двухсоставным. Это - его тело и его высокоорганизованная психика. Все… Однако рассматривая человека в таком ракурсе, мы приходим к важному открытию: на самые важные вопросы о человеке ответа не будет. Да, при таком подходе какие-то свои проблемы мы сможем решать, но далеко не все. И только в том случае, если мы будем рассматривать человека с позиции святоотеческой антропологии, мы можем приблизиться к пониманию феномена человека. Суть святоотеческого подхода заключается в том, что он предполагает в человеке еще и наличие духа. Дух святыми отцами рассматривается как высшая часть человеческой души. Иногда говорят о трехсоставности человеческой личности: дух, душа, тело. При этом часто оговаривают иерархическое положение эти трех частей. Это означает, что дух превыше всего. Важно знать, что все эти три части связаны друг с другом, оказывают влияние друг на друга. А связь между душой (условно говоря, психикой) и духом вообщее очень сильна. И четкую границу между ними нам вряд ли удастся определить.
Итак, человек, отличается от всех живых существ именно тем, что высшая часть его души наделена духом. Тут очень легко запутаться, если кто-то захочет четкого конкретного определения что это за дух такой в человеке. Но когда мы говорим о ком-то, что он силен духом, мы понимаем, о чем говорим. Или мы говорим о малодушии человека. И тоже становится понятно, что имеется ввиду. Наука психология дух не изучает. Она как-то обходится без этого. Вот почему, чтобы продолжать тему, заявленную в заголовке статьи, нам придется говорить другим языком, не психологическим. Язык психологии скуден и не в состоянии отразить глубинную суть процесса. Для этого нам придется пользоваться язык метафор, языком Евангельских притч.
Разбирая суть психического механизма сопротивления, прежде всего, следует определить: а что такое в человеке, собственного говоря сопротивляется, и чему это оно сопротивляется? Писать на эту тему действительно трудно. Но если мы готовы признать, что библейские притчи многоплановы, а понимание их смысла определяется несколькими уровнями, то один из уровней отражает динамику психической жизни человека, тогда есть вероятность, что мы каким-то образом приблизимся к ответам на поставленные вопросы.
Мы помним притчу Христа о Сеятеле. Это о том, что Сеятель сеет зерна. Но не все они дают всходы, не все способны прорасти, укорениться и дать плод. Зерна духа сеются в каждой человеческой душе. И человек так устроен, так создан своим Творцом, чтобы зерно духа в нем проросло, тем самым личность выходит на другой уровень. Иными словами из плотско-душевного состояния (это то, что изучает наука психология) человеку необходимо перейти на иной уровень, на уровень духовности. И этому процессу мешают разные силы. Существуют внутренние и внешние силы, которые мы можем обозначить как сопротивление этому процессу. Сейчас мы будем говорить о внутренних силах... Есть еще одна притча и тоже о зерне: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Эта слова из Евангелия от Иоанна (глава XII, 24). Кстати, именно эти слова Ф. М. Достоевский выбирает в качестве эпиграфа к своему роману «Братья Карамазовы». Увидевший свет в 1879 – 1880 гг., этот роман стал последним крупным произведением писателя и сосредоточил в себе все итоговые размышления Достоевского о человеке и о мире.
Приходилось читать, по-моему, это встречалось у о. Александра Меня, что дух в человеке пребывает как бы в капсулированном состоянии. Он действительно не разбужен, мертв, как по-своему мертво зерно. И вот этот дух призван пробудиться вырасти до такой степени, что из малого зерна вырастает растение. И только тогда это растение способно принести плод. Но чтобы этот процесс совершился само зерно должно умереть. Иными словами оно претерпевает необратимую трансформацию.
Если говорить о человеке, о его духе, то суть этого процесса в том, что в нашем состоянии плотско-душевном, как в некой почве существует это зерно. Ведь Сеятель его посеял… Суть в том, что оно должно там укорениться и прорасти. Наша плоть, (по сути, наш ветхий человек) этому процессу будет сопротивляться. Для того, чтобы лучше объяснить что происходит, Христос говорит о том, что человек должен родиться заново. Он приведет даже пример о том, что когда рождается на свет ребенок, женщина испытывает скорбь, иными словами боль. Но, потом когда человек родится – это большая радость. Мы знаем, что процессы и физической смерти и физического рождения сопряжены с болью. А значит, если мы доверяем словам Христа, мы понимаем, что смерть нашего ветхого человека и рождение в нас младенца Христа будут сопряжены с болью. Но эта боль другого плана. Это боль психическая. И вот именно этой боли сопротивляется вся наша плотско-душевная сущность. Мы сами все время купируем (прерываем) процесс духовного нашего рождения. Мы становимся на пути у Бога. Мы не позволяем ему совершить в нас этот процесс.
Любые значимые изменения личности психологические или духовные (а мы помним, что связь между психикой и духом очень сильна) всегда сопровождаются состоянием сильного психологического дискомфорта. Иногда мы можем описать это как сильная душевная боль. И только наше добровольное решение перестать избегать боли, перестать прятаться за зону комфорта, даст возможность Богу совершать этот процесс и довести его до результата. Что может быть результатом? Наше исцеление. Человек приходит к той полноте, к какой он был задуман своим Творцом. В душе рождается плод. Но это духовный плод. И радость от завершения этого процесса велика.
Вот почему, даже решение чисто психологических проблем, но при условии, что они решаются на глубинном уровне, часто сопровождается неприятными или даже болезненными душевными ощущениями. Чтобы уйти от таких ощущений, человек «включает» психологическую защиту.
Итак, сопротивление – это сопротивление нашему развитию психологическому и духовному. А психологические защиты – это различные хитроумные способы укрыться от этого процесса. Они позволяют защищать человека от психологической боли.
Итак, психологические защиты – то, что помогает нам не падать духом в напряженных жизненных ситуациях, с наименьшими потерями переживать страдания, иными словами – психически выживать. Однако надо помнить, что включая психические защиты, мы сопротивляемся своему духовному росту. Мы останавливаемся на полпути к исцелению, мы так никогда и не придем к тому, к чему хочет привести нас Господь – к состоянию внутренней свободы, к полноте бытия. Выбор Господь оставляет всегда за человеком. При этом Он говорит о том, что только доверяя Ему, мы в состоянии совершить этот путь. Мы должны знать при этом, что имея духовное основание, сопротивление, как психический механизм переживается в частных случаях как желание человека избежать психологической боли. Ниже приводятся типичные случаи, которые позволяют укрепляться сопротивлению и способствуют процессу формирования психологических защит:
1. Человек не прожил (вытеснил в зону бессознательного) неприятными воспоминания (например, горе от потери).
2. Опыт прежних неудач формирует страх перед любыми неудачами (боязнь возможной неудачи), что в свою очередь формирует страх перед любыми изменениями (негибкость в адаптации к новому).
3. Стремление к удовлетворению своих детских потребностей (психологический инфантилизм у взрослых).
4. Вторичная психологическая выгода от своей болезни или своего состояния (несмотря на очевидный ущерб). К примеру, человек уходит в невроз, ища сочувствия и поддержки.
5. Чрезмерное жесткое отношение к себе. Проявляется тем, что человек как бы наказывает себя непрекращающимися страданиями за реальные и мнимые проступки. Обычно это связано с условиями воспитания.
6. Повышенный уровень психологической чувствительности, тревожности и невротизма (может быть следствием слабого типа нервной системы).
Это приводит к тому, что человек во многом способствует тому, что сам формирует в себе обостренную чувствительность к психологической боли. Он все больше фокусируется на своем эго. Выстраивает хитроумные защиты, чтобы оградить его от психологической боли. Понятно, что такой подход не способствует тому, чтобы преодолеть сопротивление и изменить свою жизнь. На какое-то время человек только приспосабливается к проблеме, но не решает ее.
Происходит это примерно по такой схеме:
1. Вначале теряется адаптивность поведения. Человек поступает неадекватно ситуации, появляются проблемы в общении.
2. В дальнейшем дезадаптация возрастает. Поскольку в человеке все связано: дух, душа, тело, то могут возникать психосоматические заболевания. При этом возрастает психическое внутреннее напряжение, тревожность.
3. Защитный стиль жизни становится чрезвычайно важным для человека. И все это на фоне постоянного отрицание проблем, усугубления социальной дезадаптации и психосоматических заболеваний.
Чтобы произошли изменения, необходима мотивация. И мотивация должна быть такой силы, чтобы была сильная внутренняя решимость дать свое согласие пройти через боль. Иногда эта решимость сравнима по состоянию, когда человек дает свое согласие на свою условную Голгофу. И это важнейший момент. Именно он может стать поворотным во всей его жизни. Это момент рождения в душе младенца Христа…
Для чего написана эта статья? Чем она может помочь? На самом деле, мы должны понимать динамику своей внутренней жизни, понимать, каким образом совершается в человеке личностное и духовное развитие. И понимание этого процесса уже само способно понизить степень тревожности и создает мотивацию не потакать своим страхам, а развернуться к ним лицом, пройти сквозь них, как бы прожить их, но прожить осознанно…
Только это и способно привести нас к освобождению. Другого пути у нас нет. Ну а сделать этот выбор или отказаться от него, Господь всегда оставляет за человеком.