Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православная психотерапия

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ – ИЗБЕГАНИЕ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ – ИЗБЕГАНИЕ.
Многие из нас наверняка знают о том, что мы пользуемся психологическими защитами. Об этом пишется чуть ли ни в каждой книжке по психологии. Психологические защиты «включаются» автоматически. Происходит это, как правило, совершенно неосознанно. И здесь нет ничего удивительного. С детства у ребенка вырабатываются свои «излюбленные» способы, позволяющие защищать себя, свою неокрепшую психику от сурового, а иногда очень жестокого мира взрослых. На определенных этапах нашего взросления (личностного и духовного) психологические защиты вполне оправданы. Но наступает момент, когда мы продолжаем прятаться за защиты, тем самым отказываем себе в своем личностном развитии. На определенном этом этапе, они являются серьезным препятствием также и на пути нашего духовного возрастания.
Ни раз мне приходилось писать о том, что человек, человеческая личность – это живой динамический процесс. Защиты позволяют человеку пребывать в зоне комфорта до какого-то момента. Но потом, постепенно, эта условная зона комфорта превращается действительно в зону. В данном случае под этим термином понимается тюрьма - наша внутренняя тюрьма. И никто в этом не виноват. Это именно мы сами выстраиваем стены этой тюрьмы, укрепляем их все больше и больше, изолируем себя от живого открытого контакта с людьми, с миром, с Богом. Разумеется, это метафора. Все укрепления, о которых сказано, мы возводим в своей душе сами. Тем самым мы теряем контакт со своим глубинным Я. С той частью души, которая способна тонко чувствовать, понимать себя, различать голос Бога внутри себя.
Господь сказал удивительные слова о том, что царствие небесное внутри нас, внутри каждого человека. Психологические защиты – это стены, рвы, укрепления, которые отделяют нас от этого царствия. Мы теряем не только возможность соприкоснуться с ним, но и теряем веру в то, что это царствие существует, что человеку возможно жить примиренным с собой, и примиренным с Богом… Защитив себя когда-то от эмоциональной боли, укрепившись в защитах, как в бункере, со временем человек становится жестким, циничным, холодным. В глубине же он испытывает боль от этой утраты. Это состояние изоляции, состояние одиночества. И никакими искусственными радостями, материальным благополучием и почетом человек не сможет вернуть ту радость бытия, которая возможна только в примирении с собой и с Богом.
Среди различного рода защит широко используется такой защитный механизм как избегание. Он лежит в основе опасений и страхов, которые время от времени окрашивают наше представление о мире и людях в мрачные тона.
Обычно избегание рассматривают как физический уход от ситуации, потенциально угрожающий нашему душевному благополучию. Но это не только уход от ситуации. Это еще и уход от того, чтобы позволить себе думать, позволить себе чувствовать, внутренне прожить ситуацию или отношения с человеком… Это потакание своему страху пережить неприятные ощущения, возможно физический (телесный) дискомфорт.
Как всегда для нас важно рассмотреть не только психологический, но и духовный аспект обозначенной темы. В данном случае, духовный аспект психологической защиты избегания. Взрослая личность свое душевное благополучие часто связывает с возможностью избежать неприятных ситуаций для своего эго. Иными словами, избежать ситуаций, болезненных для самолюбия. Известно, что удары по самолюбию воспринимаются человеком наиболее тяжело. На каком-то этапе личностного развития, человек отождествляет себя и свое эго, (самость). Удары по самолюбию могут переживаться настолько тяжело, как будто это угрожает самой жизни человека. Не случайно поэтому страх публичных выступлений считается в наше время одним из самых распространенных страхов. Иногда, чтобы не переживать этого мучительного состояния, человек может отказаться и от значимых для себя вещей. К примеру, от дальнейшей карьеры в любимой профессии. Начинается все вроде бы безобидно. Он начинает избегать ситуаций, которые потенциально угрожают его самолюбию… Постепенно избегание приводит к изоляции, тем самым все больше углубляя внутренний конфликт между потребностями души и потребностями своего эго. Как правило, этот процесс человеком не осознается именно как форма защиты. Более того, он может «включить» другие формы защиты, к примеру, интеллектуализацию. Это означает, что человек будет стараться объяснить себе удобную и вполне оправданную причину того, почему он избегает тех или иных ситуаций. Однако это будут лукавые объяснения, которые позволят лишь на какое-то время испытывать облегчение.
До тех пор, пока человек не осознает духовные корни своих защит, он будет просто менять одну защиту на другую или использовать несколько защит одновременно…
Необходимо помнить, что принципиальное свойство защиты – ее не осознаваемый характер. Осознание проявлений той или иной защиты уже само по себе способно ослаблять ее действие. А со временем, возможно, когда поле души будет подготовлено, необходимость в психологических защитах снизиться до минимума. Каждый раз использование той или иной психологической защиты будет осознанным взвешенным выбором человека.
Но к такому состоянию необходимо подойти. До этих пор действие защит вполне естественно. Мы не можем резко освободиться от своего Ветхого человека и переродиться в человека, в душе которого пребывает Христос. По-настоящему освободиться от психологических защит, это значит, смиренно принять свое крестоношение, принять все события в своей жизни, как возможность осознанного и добровольного выбора следовать за Христом или быть с теми, кто его распинает… Это в то же время означает и примирение со своим прошлым, прощение обид, исцеление от своих детских травм... Все это дает возможность жить в настоящем, откликаться на те задачи, которые ставит перед нами Господь, доводить начатое дело до конца, выдерживать трудные ситуации и трудные отношения, "не соскакивая" преждевременно со своего креста... Именно такое отношение к жизни способно укреплять в человеке веру и силу духа, постепенно приводя к духовной трансформации (обожению).
Для тех, кто размышляет над духовными корнями психологических защит, понятно уже, что одна из функций защит – это защита нашего самолюбия, нашей самости, нашего горделивого эго. И способствует этому наше малодушие.
Как же нам начать этот путь по разрушению своих защит? В данном случае это будет означать, позволить своему Ветхому человеку внутри нас умереть и дать возможность, чтобы в душе возрастал младенец Христос. Наверное, это звучит несколько пафосно. Но на самом деле ничего невозможного в этом нет. Христос ведь заботится о каждой человеческой душе. И заботится избирательно, в меру наших сил и возможностей.
Что же будет первым шагом? Для начала следует исследовать в себе процесс избегания, как психологическую защиту. Для этого следует вспомнить в своей жизни все случае, когда приходилось избегать каких-то ситуаций, при этом оправдывать себя, убеждать себя в правильности. Но при этом в глубине души было осознание того, что я вру себе, что лукавлю. На самом деле я просто трушу.
Психологическая защита избегание свойственна абсолютно всем. В том числе людям, которые причисляют себя к православной церкви. И тогда она может выражаться как человекоугодие, как ложное смирение, малодушие… В этом случае в самой глубине вашей души всегда будет страх оценок окружающих, будет тщеславие, будет гордыня, зависть и осуждение... Конечно все это будет тщательно маскироваться от других. Но ведь от себя нам не убежать, не спрятаться...
В работе над собой, я всегда рекомендую вести дневник, прописывать свои мысли и чувства. Когда навык ведения дневника разовьется, мы почувствуем, как он помогает нам лучше структурировать свою внутреннюю жизнь, понимать себя, более четко формулировать свои мысли и чувства...
Исходя из текста, понятно, что нам необходимо научиться разделять понятие евангельского смирения от психологической защиты, имеющей название избегание. Внешне это может выглядеть одинаково. Более того, избегание иногда может выглядеть вполне благочестиво. И это тем более может послужить для нас оправданием.
Каков же критерий? Понятно, что он находится внутри нас. И только мы сами можем быть уверены, насколько мы честны с собой и перед Богом. Честны сейчас, в данный момент, в ту меру своего духовного и личностного развития на какую мы способны здесь и сейчас.
Критерием может послужить один вопрос к себе: буду ли я испытывать уважение к себе в том или ином случае? И вот это простой вопрос поможет находить правильные решения в каждый момент нашей жизни. Помогать искать ответы на вопрос: стоит ли избегать, или стоит развернуться лицом к ситуации, прожить ее достойно. Выйти из нее хотя бы еще немного духовно укрепившись. Или: позволить себе еще больше укрепить стены своей внутренней тюрьмы, отгородившись за ложными представлениями о себе, тщательно оберегая свое самолюбие от неприятных переживаний.

Интересен тот факт: если мы выводим какую-то задачу на уровень осознанности, внешние условия, внешний мир, начинает каким-то образом откликаться. Иными словами, Господь тут же начинает с нами работать, предлагая нам возможность опытно развиваться... преодолевать свои ограничения, разрушая свои защиты...
В данном случае это означает: мы решили исследовать свою психологическую защиту избегание, поняв в какой-то момент, что успешно пользуясь ей, мы ограничиваем себя в развитии. И тут же начинают возникать ситуации, где нам предлагается опытно увидеть, как мы потакаем себе, как прячемся от сложных ситуаций, как щадим свое самолюбие… Естественно, предлагаются возможности начать поступать иначе.
Но всегда надо помнить, что изменения происходят в человеке постепенно, и Господь не подталкивает нас к искушениям, которые нам не по силам. Это только наше самолюбие на это способно. Это именно наше горделивое эго заставляет нас торопиться, стремясь быстро получить результат. В том числе, и духовный. Но везде должна быть умеренность…
И не забываем о том, что важнейшие христианские добродетели - это терпение, смирение, добродетель рассуждения.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности