- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 6022
- |
- Видео 1679
- |
- Мероприятия 0
He огорчайся на людей... О мудрости духовной.
Слаба вера наша в вечное воздаяние в страшный и праведный суд; и потому-то мы стремимся восхитить здесь награды свои, иногда, увы! за неисправности свои,– и восприять утешение своё не во время, в превратном порядке... О, если бы мы представляли себе чаще суд страшный, нелицеприятный! У нас бы остыла тогда любовь к земным наградам. О, если бы мы помнили постоянно недремлющее и незабвенное око Судии праведного! Мы не стали бы так усердно награждать себя здесь за всё, как будто бы для того, чтобы в будущей жизни не осталось – за что наградить нас. Какое лукавство князя века сего и какая близорукость с нашей стороны, слепота вольная! Я ощущаю в себе действия его, подстрекательства его к исканию земного и к нерадению о небесном, всякий день с утра до вечера.
Христианин без церкви, как рыба без воды, не может жить истинною жизнью: церковь его стихия.
*** Ты ненавидишь врага? Ты глуп. Почему? Потому что, когда враг гонит тебя, ты ещё сам себя внутренне гонишь; ибо скажи, не гонение ли, не самое ли жестокое гонение–мучить себя ненавистью к врагу? Люби врага – и ты будешь премудр. О, если бы ты знал, какое торжество, какое блаженство–любить врага и делать ему добро!
*** ***
Когда тебя злословят, и ты оттого смущаешься и болезнуешь сердцем, то это значит, что у тебя есть гордость, её-то и надобно уязвлять и выгонять из сердца бесчестием внешним. Итак, не раздражайся насмешками и не питай ненависти к ненавидящим и злословящим, а полюби их, как твоих врачей, которых послал тебе Бог для того, чтобы вразумить тебя и научить смирению, и помолись о них Богу. Благословите клянущие вы. Говори: они, не меня злословят, а мою страсть, не меня бьют, а вот эту змейку, которая гнездится в моём сердце. ***
Наша жизнь есть любовь, – да, любовь. А где любовь, там и Бог, а где Бог, там всё добро... С радостью всех питай и услаждай, с радостью всем угождай и надейся во всём на Отца Небесного, Отца щедрот и Бога всякого утешения.
Все неправды человеческие представь Господу, ибо Бог судья есть, а сам люби прилежно от чистого сердца всякого, да помни, что ты сам великий грешник и нуждаешься в милости Божией. A чтобы заслужить милость Божию, надо всячески миловать других...
He огорчайся на людей, выражающих свою гордость и спесь или злобу, изнеженность и нетерпение в отношении к тебе или другим; но, вспомнив, что и сам ты подвержен тем же и большим грехам и страстям, помолись за них и кротко обойдись с ними. ***
He слушай клеветы врага на ближнего, мерзостей и разных злоб его и гордыни его. На всякого человека смотри просто, с почтением, как на образ Божий, и не думай о нём ничего худого без причины. Когда молишься только внутренне или вместе и наружно, будь уверен крепко, что Господь тут, у тебя и в тебе, и слышит каждое слово, хотя и про себя, хоть только мысленно говоришь. Говори от всего сердца, искренно, осуждай себя также искренно, без малейшего оправдания себя. Имей веру, что Господь помилует тебя – и не останешься не помилованным. Верно. С опыта взято. ***
Ты болен, и болезнь твоя очень мучительна; ты упал духом, уныл; мысли, одна другой мрачнее, обуревают тебя; твое сердце и твои уста готовы к ропоту, хуле на Бога. Брат мой! Прими искренний от меня совет: терпи великодушно свою болезнь и не только не унывай, напротив, если можешь, радуйся своей болезни. Чему же радоваться, спросишь, когда ломает вдоль и поперек? Радуйся тому, что Господь взыскал тебя временным наказанием, да очистит душу твою от грехов: его же бо любит Господь, наказует (Евр. 12: 6); радуйся о том, что ты теперь удовлетворяешь тем страстям, которым удовлетворял бы, будучи здоровым; радуйся, что несёшь крест болезни и, значит, идёшь узким и скорбным путём, ведущим к царствию. Пострадавший плотию, преста от греха (1Петр. 4: 1), сказано в Писании. ***
Наука наук–побеждать грех, в нас живущий, или действующие в нас страсти. Например, великая мудрость ни на кого и ни на что не сердиться, ни о ком не мыслить зла, хотя бы кто и причинил нам зло, а всеми мерами извинять его. Мудрость – презирать корысть, сласти, а любить нестяжание и простоту в пище и питье с всегдашнею умеренностью; мудрость – никому не льстить, но всякому говорить правду безбоязненно; мудрость – любить врагов и не мстить им ни словом, ни делом, ни мыслью; мудрость – не собирать себе богатства, но подавать милостыню бедным, да стяжаем себе сокровище, неоскудеваемое на небесах. Увы! Мы едва не всякую науку изучили, а науку удаляться греха вовсе не учили и оказываемся часто современными невеждами в этой нравственной науке.
Страсть горяча, смутна, необдуманна, зла, стремительна, и потому человек в страсти, например, в гневе, говорит много необдуманного, неверного, вымышленного, злого, чего не сказал бы в спокойном состоянии. Поэтому, зная сам по опыту такое свойство страстей, во-первых, и сам не говори, когда ты в смущении, в злобе, и извиняй горячих и раздражённых людей, когда они сыплют ругательствами и укоризнами несправедливыми или справедливыми.
Любить Бога всем сердцем–значит любить всей душой кротость, смирение, чистоту, и целомудрие, мудрость, правду, милосердие, послушание ради Бога и никогда не делать противного этим добродетелям, т. е. не гордиться, не раздражаться, не сердиться ни на кого, удаляться всякого безрассудного излишнего слова и дела, избегать всякой неправды, ненавидеть скупость и корыстолюбие, бегать своенравия и непокорности.
***
У каждого отнимите из вещей видимых то, что он любит больше всего: попросите или отнимите у сребролюбивого деньги, у любящего пресыщение сладкую пищу, у честолюбивого и гордого некоторые его преимущества, назовите его не добрым именем– и увидите, что составляет упование каждого! О! С какими постыдными упованиями приходится иногда встречаться!
Бедствия христиан от того, что они не имеют христианской надежды. Вот у человека теснота греховная на сердце, тоска, скука грешная; если надежды христианской нет у него на сердце, то что он делает?
Прибегает к искусственным средствам прогнать тесноту и скуку, к развлечениям преступным, а не ко Христу, Коего иго–благо сердцу нашему и бремя Его легко; не к молитве, не к раскаянию во грехах, не к слову Божию, которое полезно к научению, к облегчению, утешению. Так делается большею частью. Отсюда необходимость для светских людей театров и множества развлечений. Прибегают к самоубийству. Утверждению в сердце молящегося надежды много способствуют опыты получения просимого. А эти опыты внимательный к себе легко заметит.
Несомненна вера, несомненна надежда, несомненна любовь. Вкорени эти слова в сердце и покажи в жизни.
*** Праведный Иоанн Кронштадтский.
Интересные личности
- Священник
- Священник
- Священник
- Митрофорный протоиерей