- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 4
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
как научиться молитве?
Не словом только надо молиться, но и умом, и не умом только, но и сердцем, да ясно видит и понимает ум, что произносится словом, и сердце да чувствует, что помышляет при этом ум. Все это в совокупности и есть настоящая молитва, и если нет в молитве твоей чего-либо из сего, то она - или несовершенная молитва, или совсем не молитва...
Как научиться такой молитве? Вот тебе ответ: учись так именно всегда молиться, то есть не словом только, но и умом, и сердцем - и научишься. Как научился ты читать? Стал над этим трудиться - и научился. Как научился писать? Стал писать - и научился. Так научишься и молиться, как показано, если станешь молиться именно таким образом.
Слова молитвы ты знаешь, конечно. Они содержатся в наших молитвенниках и церковных богослужебных книгах. Они - молитвенные излияния, исторгавшиеся из сердец святых мужей и жен, когда, Духом Божиим движимые, они изрекали пред Богом желания сердца своего. В них заключен дух молитвенный; этим же духом преисполнишься и ты, если будешь прочитывать их как должно, - как дух какого-нибудь писателя сообщается тому, кто читает его с полным вниманием. Это все испытывают; я думаю, и ты испытывал...
Итак, имей молитвенник и в определенные времена для молитвы, обыкновенно утром и вечером, читай положенные там молитвы, вникая в каждое слово, помышляя так, как там изложено, и те же в сердце стараясь воспроизвести чувства, какие движутся в читаемой молитве. Вот и вся премудрость! Так обычно все и делают.
Так обычно делают все, это правда, - скажешь. - Но отчего же не все имеют молитву достодолжную?
Оттого, что делать так - делают, то есть берут молитвенник, становятся перед иконами и читают, но ума и сердца своего сюда не прилагают: ум бродит не знать где, а сердце услаждается своим чем, а не молитвенным. А ты, молясь и ум свой заключай в слова молитвы, и сердцем своим воспринимай изрекаемое ими - и тот час ощутишь плод от такого молитвословия.
Итак, словеса молитвенные имеешь, что значит понимать их и чувствовать - знаешь, и это в твоей власти. Стало быть, молитва и успех в ней - в твоих руках. Трудись неотступно - и добьешься успеха. Предложу, однако же, нечто в руководство к вернейшему успеху.
1. Потрудись, не в молитвенный час, а в другое свободное время, обдумать и прочувствовать и прочувствовать положенные молитвы. Сделав это, ту во время молитвословия не встретишь никакого труда воспроизвести в себе содержание читаемой молитвы; даже лишь только начнешь молитву - ее мысли и чувства предстанут сознанию твоему, и ты будешь произносить молитвенное слово, как если бы оно было твое собственное и исходило из твоего сердца, в нем порождаясь, а не влагаемо будучи в него.
2. Потрудись, обдумав и прочувствовав молитвы, заучить их на память. Сделав это, ты будешь молитвы носить в себе. Пока они в молитвеннике - они вне тебя, а когда заучишь их - они станут внутри тебя, и ты, в каких бы обстоятельствах не обходился, всегда будешь иметь с собой молитвенник свой. К тому же, заучивая молитвы, ты глубже запечатлеешь в себе мысли и чувства молитвенные, чем просто только обсудив их и обчувствовав. От такого изучения в тебе образуется молитвенный строй, если будешь не слова только заучивать, но и в мыслях тех и чувствах быть, которые содержатся в молитве. А это наилучший путь к успеху в навыке достодолжной молитвы.