- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 953
- |
- Видео 20
- |
- Мероприятия 0
Читаем Евангелие
Господь заповедал нам любить Бога и ближнего своего как самого себя. А кого называть ближним? Часто, произнося эти слова, мы имеем в виду только наш ближний круг - родственников, друзей хороших знакомых и прочих приятных нам людей. А что имеет в виду Господь, рассказывает протоиерей Игорь Прекуп.
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ, 10:25-37:
И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь?
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
***
Протоиерей Игорь Прекуп:
Законник спрашивает Христа: кто мой ближний? Люди часто подразумевают под ближними людей, близких им – по крови, по интересам, по душе. А Господь приводит в пример самарянина – человека, который с точки зрения слушателей-иудеев заслуживал презрения, считался врагом. Такого человека, о котором и подумать было невозможно, что он может стать ближним!
Бог – Творец человека. Он – Отец наш Небесный. Христос научил нас обращаться к Своему Отцу как к «нашему», чтобы мы постоянно себе напоминали: все люди, как имеющие одну и ту же природу – ближние друг другу. Это первый вывод из притчи: все люди – твои ближние. А второй: ты сам должен быть ближним для тех людей, которые вокруг тебя.
Мы не можем считать ближними всех людей, живущих на Земле? Пожалуй, что да, не способны, пока они сливаются для нас в безликое «население». Но те из них, кто по-отдельности или целыми сообществами попадают в поле нашего зрения, становятся ближними. Благодаря современным средствам коммуникации мы можем узнавать о людях, которые находятся от нас за многие тысячи километров. Вот мы узнали, что есть такой-то человек и ему сейчас плохо, – он уже в поле нашего зрения, а, значит, уже не посторонний.
Средства массовой информации доносят до нас сообщения о страшных бедствиях, в которых страдают и гибнут люди. Иногда говорят: зачем это слушать, только расстраиваться и терять душевный мир. А, между тем, это для нас повод вздохнуть, обратиться к Богу: Господи, упокой души скончавшихся! Спаси и помилуй тех, кто остался в живых, но страдает и, быть может, находится на грани жизни и смерти, и тех, кто о всех них скорбит! Представляете: один вздохнул, другой вздохнул, третий – сколько людей не прошли мимо чужой беды, приняли ее к сердцу – кто насколько смог. Так проявляется отношение к людям как к ближним.
Священник и левит прошли мимо человека, израненного разбойниками. Они отреагировали исходя из своих возможностей (так, как они их понимали) и целей, решили: всем не поможешь, всех не спасешь, а у нас свои дела, да и оставаться здесь может быть небезопасно – разбойники, возможно, еще где-то рядом. И продолжили свой путь.
Но вот мимо проезжает на осле самарянин. У него тоже есть какая-то цель, он куда-то направляется, а, кроме того, он видит, что лежащий – иудей, его враг. И, тем не менее, он отнесся к нему по-человечески. Можно, конечно, решить: у него же был осел, ему было легче тащить пострадавшего. Но это как сказать. Осел – это имущество, а где-то неподалеку разбойники, и он с этим имуществом для них ценная добыча. Ему бы как раз наоборот сесть на осла и пришпорить его – но ничего подобного! Он подходит к раненому и, убедившись, что тот еще жив, оказывает ему первую помощь, а потом взваливает на осла и везет в гостиницу.
Мы вправе предположить, что, увидев одного из иудеев, пострадавшего, вполне возможно, от своих же, самарянин на секунду испытал даже злорадство. Но он преодолевает его в себе, потому что видит: человек в беде. И относится к нему как к человеку. Взваливает его на себя – вполне возможно, бранясь и кляня этого иудея, который ходит сам не знает где. Но эти понятные реакции не препятствуют ему быть человеком и относиться по-человечески к ближнему.
Это момент, всех нас обличающий и отрезвляющий. Потому что очень часто люди уклоняются от того, чтобы встревать в чужую беду, из опасения «испачкаться». Ведь неприятности могут прилипнуть и ко мне. А, может, этот человек сам виноват – чего ради я буду терять свой душевный мир, вникая в его проблемы? Жалко, конечно, человека, но что поделаешь – он знал, на что шел. Все это очень знакомые оправдания, которые возникают, когда нам хочется уклониться от того, чтобы разделить чужую беду, чужие скорби...
Господь не случайно вводит в притчу священника и левита – это люди, наиболее близкие к Нему по статусу. Они должны были служить примером для всех остальных – и поведением, и отношением к ближнему.
Надо сказать, что уже тогда иудеи понимали под ближним любого человека. В Талмуде есть история о том, как язычник пришел к учителю мудрости Шаммаю и сказал ему: я приму твою веру, если ты сумеешь мне ее объяснить, пока я стою на одной ноге. Шаммай решил, что язычник над ним издевается, и выпроводил его вон. Тогда тот пошел к другому мудрецу, Гиллелю, и обратился с тем же предложением. На что Гиллель ответил: «Что неприятно тебе, того не делай ближнему своему, вот и все учение; все остальное – разъяснения; иди, учись» – и все. Никому не делай! Это он говорит язычнику. Разве он велел бы ему поступать так лишь со «своими»? Нет – ни единоплеменнику, ни чужому – никому не делай того, что неприятно тебе.
Господь не то что осуждает священника и левита – Он просто показывает, что они не подают пример обращения с ближним. Наоборот, они нарушители заповеди Божией о любви к Нему и к ближнему. Да, их можно понять. У них свои важные дела, свое служение: если, к примеру, священник сейчас займется этим пострадавшим, то как же его служение? А если этот человек умрет у него на руках? По ветхозаветному закону он станет на семь дней нечистым, не сможет прикасаться к святыне, вообще ни к кому не сможет прикоснуться, чтобы не передать нечистоту… А как же его служение, а как другие дела, ради которых он пошел в Иерихон, зная, что дорога опасна? У него болит душа об этих делах, ради которых он отправился в путь.
Так часто бывает и в жизни: человек боится куда-нибудь встрять и в результате «подставить» свое дело, которым он очень дорожит, и, может быть, оно, действительно, важное. И, чтобы дело не пострадало, в притче левит и священник проходят мимо. Они переживают, каждый за своé дело. И ради этого… не исполняют важнейшую заповедь о любви к Богу и к ближнему. А ведь их главное дело – служить Богу. Это касается не только священника и левита. Если перевести эту притчу в нашу реальность, главное дело каждого из нас – и священнослужителя, и мирянина – служить Богу своей жизнью, тем, как мы относимся к Богу, себе и ближнему, как поступаем. И Господь говорит: если ты хочешь исполнить эту важнейшую заповедь, на которой висят все остальные, – подражай самарянину: воспринимай каждого человека, о котором тебе стало известно (о ком-то ты, может быть, просто услышал или прочитал), как своего ближнего. Сам будь ему ближним!
Как это может исполнить ребенок, не имеющий еще опыта деятельной помощи? Он может, например, подойти и утешить того, кого обидели. Когда в классе кого-то травят и человек становится изгоем – очень многие опасаются как-то его поддерживать, в лучшем случае не участвуют в общей травле.
Надо задуматься: хорошо ли было бы тебе, если бы тебя так же травили и никто не дал бы тебе почувствовать, что ты для него что-то значишь? Плохо? Так подойди и поддержи человека, покажи ему, что он не одинок, что он не в изоляции. Это тоже требует мужества и любви к ближнему.