Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Сообщество

Журнал Московской Патриархии

1925 ГОД В ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

«Журнал Московской Патриархии» регулярно предлагает читателям материалы, посвященные жизни Русской Церкви в ХХ веке. После Октябрьской революции 1917 года положение Русской Церкви быстро и резко менялось, и каждый год становился новой вехой в ее истории. В 2025 году практически в каждом номере журнала мы публиковали статьи о святителе Тихоне, Патриархе Московском и всея России, и о его сподвижниках. Заключительный материал о трагическом и сложном 1925 годе в жизни Русской Православной Церкви представляет священник Александр Мазырин, доктор теологии и доктор церковной истории, профессор, главный научный сотрудник ПСТГУ.
Год 1925-й начинался для Русской Церкви тревожно. Состояние здоровья Патриарха Тихона быстро ухудшалось. На праздник Рождества Христова 1924/25 года святитель служить уже не смог. Чувствуя приближение кончины и понимая, что богоборческая власть будет препятствовать избранию его преемника на Поместном Соборе, Патриарх Тихон составил в тот день завещательное распоряжение с именами трех возможных Патриарших Местоблюстителей: митрополитов Казанского Кирилла (Смирнова, † 1937), Ярославского Агафангела (Преображенского, † 1928) и Крутицкого Петра (Полянского, † 1937). Поскольку два первых кандидата находились тогда в насильственном отдалении от Москвы и не могли вступить в управление Церковью, наиболее вероятным временным преемником святителя Тихона оказывался митрополит Петр, к тому времени уже год являвшийся его ближайшим помощником в должности Патриаршего Наместника. В середине января Патриарх лег в московскую частную клинику Бакуниных на Остоженке, которая стала основным местом его пребывания вплоть до дня кончины. При этом, как только появлялись силы, святитель Тихон выбирался из больницы, совершал богослужения в московских храмах, возглавлял архиерейские хиротонии (в последний раз — 5 апреля 1925 года в храме «Большое Вознесение» у Никитских ворот, за два дня до кончины).
Трудностями Православной Российской Церкви цинично пытались воспользоваться советские раскольники-обновленцы и поддерживавшие их фанариоты. В целях организационного оформления своего властного первенства в православном мире Константинопольская Патриархия в конце 1924 года объявила о скором созыве в Иерусалиме «Вселенского Собора». Обновленцы сразу же начали готовиться к участию в этом действе, постановив, со своей стороны, «оставить открытым вопрос о включении в повестку Вселенского Собора дела о тихоновском расколе». В конце января 1925 года ими был проведен «Всероссийский съезд расширенного пленума Священного Синода и активных работников по проведению церковного обновления», в работе которого принял участие официальный представитель Фанара в Москве архимандрит Василий (Димопуло, † 1934). Он огласил приветственную грамоту обновленцам от своего Патриарха и выразил «уверенность в том, что Священный Синод, ценя эти первые шаги возобновляющейся братской взаимности, и впредь будет во всем послушен голосу своей Матери — Вселенской Церкви, которая всегда явится охранительницей чистоты веры православной». Слова Димопуло о чистоте веры (которой Константинополь многократно в истории изменял) прикрывали действительные интересы Фанара: во-первых, стремление к максимальной подчиненности («послушности») ему Русской Церкви, за которую выдавалась обновленческая псевдоцерковная организация; во-вторых, желание расположить к себе советское правительство, пусть даже и богоборческое. «Питаю надежду и уверенность в том, — заявлял архимандрит Василий, — что, послушная голосу Вселенской Церкви, Церковь Русская с своей стороны зорко будет стоять на страже и поддерживать авторитет и высоту Церкви Вселенской от всякого инородного посягательства. Голос Союза ССР силен и могущественен и всегда может защитить Церковь Вселенскую от всяких непредвиденных и неблагожелательных к ней отношений».

Полностью читайте в декабрьском номере «Журнала Московской Патриархии» (№12, 2025) и на нашем сайте:
e-vestnik.ru/analytics/1925_god_vistorii_cerkwi_13643/

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Согласие на передачу  персональных данных

Защита от спама:

    Рекомендуем