- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 9494
- |
- Видео 76
- |
- Мероприятия 0
РУССКИЙ АНТИМИНС: РУКОПИСНЫЙ И ПЕЧАТНЫЙ
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Русский антиминс». На экспозиции представлены все иконографические варианты гравированных антиминсов с начала их появления в России в 1655 году и до середины XIX века. Среди экспонируемых произведений редкие памятники иконописи, гравюры и литографии с видами монастырей и портретами церковных иерархов из собрания Музея древнерусской культуры и искусства и Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии.
— Современный тип антиминса как переносной плат с определенным изображением и вшитыми в него частицами мощей появился в период иконоборческих гонений (730–843), — разъясняет куратор выставки доктор искусствоведения, главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела музея Олег Ростиславович Хромов. — До этого антиминсом назывался переносной столик (переносной престол) с вложенными в него мощами для совершения Евхаристии вне храмов — в полевых условиях во время военных или миссионерских походов. Эта практика существовала со времен равноапостольного Константина I Великого (272–337). Изображения таких столиков можно увидеть на древних мозаиках и фресках.
Иконоборцы не почитали мощи святых и новые храмы освящали без закладывания мощей под Престол, а в некоторых уже освященных храмах мощи изымали. Поэтому сторонники иконопочитания стали совершать Литургию вне храмов на антиминсах. Когда иконопочитание восторжествовало, антиминс использовали для служения в тех храмах, которые не имели мощей под Престолом. По определению VII Вселенского Cобора, антиминс необходимо полагать на каждом Престоле, чтобы не случилось так, что Божественная литургия совершалась в отсутствие мощей мученика. К XII веку служение на антиминсе стало нормой даже в тех случаях, когда служба проходила в должным образом освященном храме.
Самый ранний антиминс на Руси, сохранившийся до наших дней, датируется XII веком. Антиминсы тогда изготавливали из льняной ткани рукописным способом и изображали на плате Крест. На выставке можно увидеть несколько ранних образцов. Олег Хромов объясняет, почему был выбран именно лен:
— Эта ткань, по учению святителя Симеона, архиепископа Солунского († 15.09.1429), имела особое символическое значение: «Они [антиминсы] делаются не из камня, но из ткани, наипаче из льна, в знамение того, что на них священнодействуются страдания Христовы и что они образуют погребение Христово, каковыя действия происходили на земле и от земли. Ибо лен — из земли, равно как и Гроб Христов в земле. И так все, подобное священной трапезе, приемлют антиминсы».
Позже наряду со льном стали использовать шелк разных цветов — голубой, желтый, бежевый, муаровый и даже розовый. Выполненные из него антиминсы также можно увидеть на выставке.
Полностью читайте в октябрьском номере «Журнала Московской Патриархии» (№10, 2024) и на нашем сайте:
e-vestnik.ru/reports/russkiy_antimins_13315/
Популярное видео
-
Священник Николай Булгаков. 33 «причины» не ходить в храм.
Громовы Валерий и Людмила · 613 просмотров -
04:32
12 июля Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла 67 2013 г
Александр · 1265 просмотров -
Алексей Ильич Осипов В наших руках наша будущая #судьба. Никто и ничто не может помешать человеку быть с Богом
Громовы Валерий и Людмила · 939 просмотров