Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Журнал Московской Патриархии

СТАТУС БЛАГОЧИННОГО В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

ПО МАТЕРИАЛАМ ЦЕРКОВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ СИНОДАЛЬНОЙ ЭПОХИ
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-культурной и познавательной, но также и в практической перспективе.
Поместная Православная Церковь делится на епархии во главе с архиереями. Со временем управление частями епархии поручалось не архиереям, а подчиненным им пресвитерам, должность которых не была пожизненной. Должность пресвитера — помощника архиерея оказалась актуальной в славянских странах, особенно в России.
Термин «благочинный» зародился на рубеже XVII–XVIII веков и связан с предписаниями, выдававшимися архиереями авторитетным священникам, направленным на отслеживание благопристойного поведения («благочиния») соседних клириков.
В России должность благочинного была аналогична должности поповских старост, осуществлявших надзор за одним из участков, на которые делилась епархия. В самом конце XVII века Патриарх Адриан составил «инструкцию старостам поповским или благочинным смотрителям». Это была типичная рассылка, отправлявшаяся в разные точки. Адресатами инструкции выступали не поповские старосты (или благочинные смотрители), но их руководители (известны рассылки протопопу Богородицкого собора Ярополча Льву и архимандриту Владимирского Рождественского монастыря Иосифу). В инструкции описана как компетенция адресатов, так и поповских старост в отношении окрестного духовенства. Адресатам — руководителям поповских старост — следовало совместно со старостами на вверенной территории, «попов и диаконов и церковных причетников и мирского всякого чину в духовных делах ведая», разбирать различные конфликты между священно- и церковнослужителями и мирскими людьми. О проблемах особой сложности следовало доносить Патриарху. Предписывалось следить за исправностью богослужений, укомплектованностью и чистотой богослужебных принадлежностей, порядком в осуществлении звона, нахождением прихожан у исповеди и фиксировать уклонившихся от исповеди с последующей подачей их имен в Патриарший разряд (то есть в одно из Патриарших учреждений).

Полностью читайте в июньском номере «Журнала Московской Патриархии» (№6, 2024) и на нашем сайте:
e-vestnik.ru/analytics/status_blagochinnogo_13211/

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности