- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 5
- |
- Видео 1
- |
- Мероприятия 0
5 правил Facebook от протоиерея Владимира Вигилянского
Протоиерей Андрей Ефанов: Неосторожное слово в интернете будут вспоминать годами
Священники в интернете – сапер ошибается только раз
Епископ Обуховский Иона: Поведение священника в соцсети должно соответствовать его проповедям
– Отец Владимир! Прошел год, как вы завели свою страничку в фейсбуке, и за это время вы стали самым читаемым священником и православным публицистом в этой социальной сети – около 13 тысяч «друзей» и «подписчиков». В чем причина успеха?
Протоиерей Владимир Вигилянский.
– Это долгий и скучный разговор. Фейсбук – это специфическое (в чем-то уникальное) средство массовой КОММУНИКАЦИИ (СМК). А это уже целая наука, о которой написаны очень умными людьми тысячи статей и книг. Понимание механизмов коммуникативной цепочки «субъект сообщения – канал – язык – аудитория – обратная связь» дает возможность участнику использовать законы этой науки.
Когда-то, когда я работал научным сотрудником в секторе «Художественных проблем средств массовых коммуникаций» в Институте искусствознания, мне пришлось изучать эту науку. Но от знания механизмов действия этой цепочки до воплощения ее в реальной жизни – путь трудный. Мне пришлось сделать множество ошибок, чтобы, например, понять специфику «канала» сообщений.
– Одной из заслуг вашего журнала является вовлечение читателей в диалог – то, что вы называете «обратной связью». Ваши эссе не только массово одобряют («лайкают»), но обильно перепечатывают (часто по 100, но иногда по 200, 300 и даже по 600 «перепостов»), большое количество людей комментируют, спорят с вами и другими комментаторами. Чем это достигается?
– Теоретически я понимаю, как этого добиться. Слагаемые успеха сообщения просты: новизна (уникальность), достоверность фактов, смысловая насыщенность, сюжетная форма подачи, внятность вывода. Но практически это сложная ТВОРЧЕСКАЯ задача. У меня, например, это не всегда, к сожалению, получается.
– Содержание ваших сообщений очень разбросано – это церковные праздники, евангельские сюжеты, острые политические и общественные проблемы, отечественная история, семейные обстоятельства (родители, жена, дети, внуки, друзья), современная литература и художественная классика, мемуары, просьбы о молитвенной помощи, путешествия, даже кулинария, даже реклама. Это – что? Всеядность?
– Хороший вопрос. Фейсбук как жанр очень близок к «дневнику», но не закрытому, личному, а открытому, рассчитанному на онлайн-коммуникацию. «Дневник» связан с личностью. Раскрытие личности во всём ее многообразии – одна из главных задач ФБ как СМК: ее взаимоотношение с Богом, миром, обществом, временем, идеями, духовными и материальными ценностями.
У «личности» есть глаза, уши, речь, у нее есть разум, память, стремления, она радуется, страдает, мечтает, она обладает ДУШОЙ. У фейсбука есть все возможности для ее раскрытия. Читатель очень чутко (впрочем, иногда неадекватно) реагирует на этот процесс. Заработать доверие аудитории возможно – нужно быть честным и уважительным с ней. Одна из моих задач – дать христианский взгляд на то, что творится в мире. Иногда люди забывают о том, что в Евангелии есть ответы на все вопросы, которые стоят перед человеком.
– Иногда вы очень открыты, слишком откровенны, а порой – явно что-то скрываете, избегаете ясности. Игра?
– Откровенность – важная черта «дневника». Но иногда приходится помнить, что не всякое сообщение может быть полезным для людей из-за многозначности фактов и их интерпретаций. Мое убеждение, что обо всём можно говорить, но не всегда хватает мастерства говорить об этом взвешенно, целомудренно, убедительно. Кроме того, надо помнить высказывание апостола Павла: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12).
– У вас в фейсбуке иногда очень интересные иллюстрации. Чем вы руководствуетесь, когда подбираете картинки?
– Иллюстрации очень важны. Но они не всегда должны быть прямолинейны. Идеально они должны дать дополнительную метафорическую информацию к тексту, возможно – ключ к ее пониманию. Вообще, заголовок, первые строки сообщения, иллюстрация обязаны заинтересовать читателя сразу – желание прочитать текст до конца. «Диалог» этих компонентов – залог успеха. Это закон любого СМИ.
– Поначалу вы почти каждый день выходили в фейсбук, потом стали пропадать надолго, сейчас пишете 2-3 раза в неделю.
– Для СМИ периодичность – очень важное условие. Читатель должен понимать правила – это ежедневная газета или еженедельная, или ежемесячная. От этого зависит «язык» сообщения. Например, ежедневное СМИ имеет право на неполноту информации, даже на ошибку фактов. Для еженедельника это уже неприемлемо, здесь должны быть правдивые свидетельства, проверенные источники, аналитика, оценки. Для ежемесячника мы вправе требовать от СМИ рассмотрение разных взглядов на факты, их исторический контекст и перспективы развития событий. Для ФБ-сообщений должны быть те же правила. Но для меня участие в «дневнике» стало очень уж обременительным занятием из-за недостатка времени. Иногда от занятости и, откровенно говоря, от усталости (несмотря на то, что у меня есть, что сказать) я вынужден «отмалчиваться», что, конечно, нехорошо. Потому что создается «эффект случайности». Здесь нужен обдуманный подход к сложившейся ситуации.
– Что бы вы посоветовали другим участникам социальных сетей?
– Отказаться от брюзжания. Заняться поиском мотивации для активного созидательного труда и жизнемыслия. Не переставать удивляться мудрости и красоте этого мира, радоваться присутствию Бога в нем. Сострадать и печаловаться за ближних. Противостоять греху. Стремиться стать орудием творческого преображения.
Беседовал Михаил Еремин | 29 ДЕКАБРЯ 2015 Г. оригинал