- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 15
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
Начало спасения в осознании духовной нищеты
- Владыка, как правильно молиться?
- Молитва соединяет нас с Богом. Однако если человек читает текст молитвы, еще не значит, что он молится. Главное, что происходит у него внутри. Чтобы молитва стала действенной, нужно соблюсти три условия. Первое - это внимание. Когда мы молимся, нередко ум рассеивается, что естественно. Литургия длится примерно два часа, кто-то отстоял сосредоточенно 20 минут, а кто-то всего пять. Здесь важна борьба, умение заставить себя быть внимательным, сосредоточенным. Господь награждает человека не только за результаты - иначе большинство людей просто погибло бы - а за борьбу. Святые отцы, носители Духа Святаго, имевшие дары утешения, прозрения, исцеления, советовали утром, приводя перед молитвой мысли в порядок, думать о том, что сейчас будешь предстоять Богу: «Господи, милостив буди мне, грешному».
Второе условие для молитвы: она должна базироваться на чувстве покаяния, которое в свою очередь рождает смиренномудрие. Господь начал Нагорную проповедь словами «Блаженны нищие духом», то есть те, кто чувствует, что духовно нищ. Действительно, какие у нас духовные богатства? Мы научились не осуждать, не злиться, не раздражаться, не завидовать, не объедаться, не злопамятствовать? Эти пороки мы никак не можем преодолеть в себе. Начало спасения человека - осознание своей духовной нищеты.
Святитель Иоанн Златоуст пишет, что смиренномудрие может спасти человека даже без подвигов. Как? Мытарь вышел из храма оправданным, а разве он что-то сделал? Мы видим, что поступка нет, а оправдание есть. Начало смиренномудрия, как у мытаря, способно оправдать человека. Смиренномудрие - это состояние, когда мы реально смотрим на себя и понимаем, что являемся носителями природы Адама падшего, содержащей весь спектр греха, который мы не можем победить своими силами. При таком воззрении Господь приходит на помощь.
Смиренномудрие не значит, что ты не видишь своего таланта. Но он дан Богом, поэтому не хвались, не гордись и не превозносись над другими. Только таким и должно быть устроение, это называется смиренномудренное покаяние. При таком устроении, молясь, мы не осуждаем другого и стараемся прощать грехи против нас.
Третье условие для молитвы - благоговение пред Господом. Молитва - это память о Боге. Кто-то читает «Господи, помилуй», кто-то - «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Богородице Дево, радуйся!». Главное, чтобы человек пытался сосредоточиться. Тогда, действительно, молитва будет действенна.
- Как получается, что мощей святых хватает на многочисленные иконы?
- Не от количества зависит благодать Божия. Например, что происходит при освящении воды? Остается ее естество, химическая формула. Но в момент освящения Божественная благодать пронизывает воду и делает ее недоступной тлению. Так же в Таинстве Причастия. Хлеб и вино приносят в храм, после определенных молитв они становятся Телом и Кровью Христовыми. Хлеб и вино не меняют своего внешнего вида, но мы знаем, что это уже Сам Господь.
Мощи святых угодников Божиих - не обязательно части тела, это может быть любая самая маленькая частичка, поэтому их хватает на многие иконы. Иногда берут частицы с облачения святого, камешек, на котором он молился. Это чудо Божие.
Помню, когда в детстве мы с братьями тяжело болели, в семье было одно надежное средство: мама доставала свое венчальное платье и прикладывала к нам. После нескольких минут боль утихала, и наступал сон. Почему так? В этом платье мама участвовала в Таинстве Венчания. То есть благодать Божия пронизывает человека и распространяется на другие материальные вещи.
Чтобы получить Божию благодать, порой достаточно наших молитв перед иконой, а если в ней есть частица мощей, это очень хорошо.
- Какие свечи предпочтительнее - большие или маленькие?
- Свечи - наша жертва Богу. Однако следует помнить, что самая большая жертва Господу «дух сокрушен». В храме сердце очищается и умиротворяется.
Нам часто не хватает мира, потому что страсти разрывают нас. Мы и сами не рады, хочется остановить этот процесс, а он, как заезженная пластинка, все крутится и крутится. Надо обратиться к Богу, от всего сердца взывать к Нему много раз: «Господи, прости и помоги мне умиротвориться, помоги не осуждать», - и Господь поможет.
- Как относиться к гороскопам, предсказаниям, символам года?
- Еще в VII преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Эллины говорят, что восхождением, захождением и сближением звезд, а также солнца и луны управляются все наши дела; этим и занимается астрология. Мы же, напротив, утверждаем, что ими даются предзнаменования дождя и бездождья, сырой и сухой погоды, а также ветров и подобное; но предзнаменованиями наших действий они никоим образом не бывают. В самом деле, мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел».
Однако же если начнешь верить в разного рода приметы и предсказания, это заработает. Начни верить в то, что сегодня будет неудачный день, и он у тебя будет. Суеверие - это суетная, пустая вера, вера ни во что, гороскопы и прочие подобные вещи - язычество, а магия - помощь бесов. Господь часто дает только то, что полезно человеку: не для тела сегодняшнего, а для спасения души. Это далекая, но правильная перспектива.
Зачем Бог пришел на Землю? Кому это было нужно, Ему или нам? Любовь к людям низвела Господа с Неба. В конце земной жизни, величайшего подвига, Он добровольно принес Себя в жертву на Кресте. Все это ради нашего спасения, и мы всегда будем в должниках у Бога. Но чего хочет от нас Господь? «Даждь Ми, сыне, твое сердце» (Притч. 23, 26). Господь хочет, чтобы мы возлюбили Его. Не потому, что Ему будет от этого хорошо, но потому что мы тогда сможем приобрести духовные блага. Ведь мать желает, чтобы ребенок был послушен, не ради манипуляций им. Она может преподать уроки, благодаря которым он состоится как личность. Это самое главное.
Хочется, чтобы мы состоялись как христиане, чтобы постарались ответить на Божию любовь. А христианская любовь - это борьба, покаяние, самоуничижение, смирение. Мы идем к этому постепенно, падая, вставая, отворачиваясь, возвращаясь назад. Но будем помнить: без Бога ни до порога.