Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православная молитва - Православная книга

О Крещении Господнем (Богоявлении)

Это – двунадесятый непереходящий праздник Православной Церкви, который также называется праздником Богоявления, потому что во время Крещения Господа Иисуса Христа Бог явил Себя людям, показав, что Он есть Пресвятая Троица.
«До тридцатилетнего Своего возраста Богочеловек не начинал всенародной проповеди Евангелия, потому что у иудеев ранее этого возраста не принимали звания учителя народного или священника. Когда настало для Него время спасительной проповеди, Иоанн Предтеча, в 15-е лето владычества Тиверия, по глаголу Божию, предвозвещает во всей окрестности Иорданской (см.: Лк. 3, 1–3), что приблизилось Царство Небесное и грядет чаемый Мессия; проповедует покаяние, необходимое для достойного вступления в Царство Его, и исповедующих грехи свои крестит в Иордане (см.: Мф. 3, 2). Крещение, давшее Иоанну наименование Крестителя, было, по словам Златоуста, только приготовлением к Святому Таинству, а не самым еще Таинством. Желая освятить воды прикосновением к ним пречистого естества Своего и установить Таинство Крещения, долженствовавшее служить дверью в новый вечный завет с Богом, Иисус Христос пред вступлением своим в открытое, всенародное служение спасению мира пришел также на Иордан к Иоанну креститься. Предтеча никогда не видал Спасителя, но Бог открыл Крестителю, что это Мессия; тогда Иоанн в благоговейном изумлении возопил: Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне. Остави ныне, отвечал Господь, тако бо подобает нам исполнити всякую правду (Мф. 3)» (Избранные жития святых. Январь–июнь. – М., 2011, с. 31).
Креститься в воде от Иоанна Господь Иисус Христос «пожелал не затем, чтобы омыть какую-нибудь скверну Свою, но чтобы засвидетельствовать великое смирение. Крещение так же не нашло в Нем, что бы омыть, как смерть ничего не нашла, что наказать» (Энхиридион к Лаврентию, или О вере, надежде и любви / Блж Августин. – М., 2017, с. 93).
«Праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления, потому что во время крещения Бог явил (показал) Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица, именно: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святой сошел в виде голубя. А также при крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не Человек только, но вместе и Бог» (Закон Божий. – М., 2015, с. 245–246).
Блаженный Иоанн Мосх свидетельствует о происходившем чуде в Соруде: «У подошвы горы, на которой возвышается город кианейцев, есть селение Соруда [в малоазийской провинции Ликии]. В этом селении находится купель, источающая воду в день св. Богоявления. От выступающих капель она наполняется в течение трёх часов, и после Крещения, также в течение трёх часов, вода не вдруг, но понемногу снова убывает» (Луг духовный / Блж Иоанн Мосх. – М., 2016, с. 505).
О двунадесятом непереходящем празднике Крещения Господня, Богоявления, тексты тропаря, кондака, канона и другое в книгах: Закон Божий / Сост. прот. Серафим Слободской; Жития всех святых / Сост. Иоанн Бухарев. – М., 2018, с. 14; Молитвослов. Последование ко Святому Причащению; Молитвослов и Псалтирь на церковнославянском языке. – М., 2021, с. 259–266 (задостойники двунадесятых праздников); Последование вечерни, утрени и Божественной литургии. – М., 2016, с. 191–192 (в т.ч. тропари на водоосвящение); Сборник канонов ко Господу, Пресвятой Богородице, в честь двунадесятых праздников и святых. – М., 2021, с. 294–302; Святое Евангелие с толкованиями и комментариями. – М., 2021, с. 270–271, 572–573 (толкования блж Феофилакта Болгарского (Мк. 1, 9–11), свт Николая Сербского (Ин. 1, 29–37).

Православная литература www.pravmolitva.ru/catalog/pravoslavnaya-literatura.html