- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 40147
- |
- Видео 142
- |
- Мероприятия 0
О терпении в скорбных обстоятельствах
Блаженны плачущие, – заповедал Господь, – ибо они утешатся (Мф. 5, 4), и предупредил нас: в мире будете иметь скорбь (Ин. 16, 33).
Войны, массовые беспорядки, аварии, катастрофы и разрушения, голод, стихийные бедствия, смерть близких, потеря здоровья, имущества и многие другие события, происходящие по Промыслу Божию, воспринимаются людьми как тяжкие несчастья, порождающие скорби душевные и телесные. Трудные для человека жизненные ситуации – недостаток денег, потеря работы, плохие жилищные условия, преступное посягательство, преклонный возраст, одиночество, беспомощность и т.п. – это тоже источники скорбей.
Скорби могут быть обусловлены и субъективными причинами. Например, наши страсти – гордость, жадность, зависть, гнев, похоть, ревность, пристрастие к богатству или удовольствиям, пьянство и другие – являются причиной раздражения, злословия, ссор, обид, рукоприкладства, разрушения семейных отношений и иных бед.
Ответы на вопрос о том, как вести себя христианину в тяжелых жизненных ситуациях, можно найти в Священном Писании и творениях святых отцов. Так, святитель Иоанн Златоуст говорит, что «если мы будем думать о несчастьях больших, чем те, которые сейчас терпим, то получим достаточное утешение. Будем размышлять или о тех более тяжких бедствиях, которые другие терпели во все времена, или о тех, которые мы сами терпели когда-либо прежде» (1).
По словам святителя, скорбь – великое благо: «Путь к небу тесен; скорбь ставит нас на этот тесный путь, а не терпящий скорби не может идти по нему. …Где скорбь, там и утешение, а где утешение, там и благодать Божия. Ибо тогда душа и очищается, когда терпит скорби ради Бога; …скорбь искореняет высокомерие, отсекает всякое нерадение, приготавливает к терпению, обличает ничтожность дел человеческих и в жизнь вводит много благочестивого» (2). От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, – говорит апостол Павел (Рим. 5, 3–4).
Преподобный Макарий Оптинский пишет: «Где ж искать христианину утешение в находящих ему искушениях и скорбях, как не в вере в Бога? Но вера не просто есть только веровать, что Он наш Создатель, – но веровать, что Он и промышляет о нас всесильною Своею десницею, и все устрояет для нас на пользу, хотя мы сего и не можем разуметь…
Премилосердый же Господь, любя нас и хотя нас спасти и избавить от заблуждения и порабощения страстей, посылает различные скорби, лишения и болезни, дабы мы, познав суету свою и не находя утешения, обратились к Нему… Сердце наше, поражаясь нечаянными приключениями и печальми, невольно умирает миру, то есть страстям, и ищет утешения в лучшем. Не тогда только мы можем называться верными, когда получаем благодеяния Божии, но когда принимаем с благодарением и наказания от руки Его…» (3).
Вы должны веровать, – говорит также старец, что «никакая скорбь не может с нами случиться, ежели не попустит Господь. А Он посылает скорби из любви к нам: или в наказание за грехи, чтобы очистить здесь от оных, или к искусу нашей веры и в предостережение от грехов». «Людей же, причиняющих нам скорби, должны почитать орудием, коим Бог действует в деле нашего спасения, и молиться за них».
И еще: «…не должно унывать в скорбях, но благодарить Бога, хотящего нам всем спастися и в разум истины прийти (см.: 1 Тим. 2, 4). А когда пренемогаем, малодушествуем и ропщем в скорбях наших, то усугубляем тяжесть их и умножаем. При благодарном же терпении, со смирением, сознанием своей греховности и покорностию воле Божией скорби наши облегчаются и скоро проходят» (4).
«Домострой», русский свод житейских правил и наставлений, составленный в XVI в., содержит такие советы: «если настигает тебя страдание, душевное или телесное, болезнь или некий недуг, пожар ли, потоп, воровство и разбой или опала царская, или господский гнев, или поклеп, оговор, или убытки безмерные и иная неизбывная скорбь, – при всем при том не впадай в отчаяние, припомни прежние свои прегрешения, которые горе доставили Богу или людям, и слезы искренние пролей пред милостивым Владыкой и Пречистою Богородицей, и перед всеми святыми; к тихому обратись пристанищу, к этим духовным наставникам, исповедуй свои согрешения и скорбь – в умилении и со слезами, в сокрушении сердца, и уврачуют тебя во всяких бедах, облегчение душе даровав» (5).
_____________________
(1) Святитель Иоанн Златоуст / Составлено по творениям святителя Иоанна Златоуста. – М.: Братство святого апостола Иоанна Богослова, 2010, с. 17–18.
(2) Там же, с. 420.
(3) Преподобный Макарий Оптинский. Письма к мирским особам. – М.: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь; Отчий дом, 2012, с. 96–97.
(4) Там же, с. 252, 401, 409.
(5) Цит. по изданию: Большой Домострой, или Крепкие семейные устои, освященные Церковью / Сост. игумен Митрофан (Гудков). – М.: Сибирская Благозвонница, 2016, с. 32–33.
© Михаил Тихомиров
Цитируется в сокращении по кн.: КАНОНЫ И МОЛИТВЫ ОБ ИЗБАВЛЕНИИ ОТ БЕД И СКОРБЕЙ. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2016, с. 3-8. ИС Р16-625-3402
▪ Православная книга почтой
pravmolitva.ru
Главная - pravmolitva
Тематические и традиционные молитвословы, акафисты, духовная литература.
Популярное видео
-
1:27:43
Лекция А.И. Осипова в Следственном комитете РФ по РТ
Георгий К. · 1407 просмотров -
Как образовать человека? / А.И. Осипов
Громовы Валерий и Людмила · 296 просмотров -
01:25
Как молиться с чувством? Священник Максим Каскун
Илья Широков · 2002 просмотра