Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православная молитва - Православная книга

Об унынии и печали

Святые отцы относят уныние к числу основных страстей, или грехов, которым подвержен человек. Согласно общепринятым правилам толкования понятий русского языка, уныние – это безнадежная печаль, гнетущая скука. Однако святоотеческое учение наполняет это понятие более глубоким духовным содержанием.
Например, святитель Игнатий Брянчанинов определяет уныние как «ленность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на место… Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние» (1).
По словам святителя Иоанна Златоуста, «уныние есть тяжкое мучение душ, некоторая неизреченная мука и наказание, горшее всякого наказания и мучения. …Уныние …может сделать много зла, и большинство из тех, которые наложили на себя петлю, или закололись мечем, или утопились в реках, или погубили себя как-нибудь иначе, увлечены были к такой насильственной смерти унынием; если же в числе этих людей окажутся некоторые из одержимых демоном, то и их погибель должно приписать не демону, но влиянию и силе уныния» (2).
Уныние и печаль – понятия тесно связанные, но не совпадающие полностью по своему содержанию. Святитель Игнатий Брянчанинов даже выделяет печаль как самостоятельную, наряду с унынием, страсть и дает ей такое определение: «огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него» (3).
Печали же четыре вида, – говорит преподобный Иоанн Дамаскин, – «горе, грусть, зависть, сострадание. Горе, конечно, есть такая печаль, которая причиняет лишение голоса; грусть же – печаль, причиняющая боль; а зависть – печаль из-за чужих благ; сострадание же – печаль из-за чужих бедствий» (4).
При этом святитель Иоанн Златоуст делает акцент на необходимости различать мирскую печаль и уныние как страсть, с одной стороны, и печаль по Боге – с другой. Нужно, – говорит святитель, – «чтобы основанием всех наших дел или страданий был страх Божий. И если ты заранее насадишь этот корень, то не только покой, честь, слава и уважение, но и обиды, и клевета, и оскорбления, и бесчестие, и мучение, и все вообще бедствия произрастят тебе плоды радости. …Печаль по Боге принесет нам великую радость. Кто часто молился со скорбью и проливал слезы, тот знает, какую он получал радость, как восставал с благой надеждой. Это потому, что …не свойство вещей, а мысль наша обычно печалит и радует нас. Итак, если мы настроим ее, какой ей быть должно, то будем иметь залог всякого благодушия» (5).
Священное Писание и святые отцы предостерегают нас от уныния, мирской печали, отчаяния, неумеренности в скорбях. Не случайно апостол Павел советует радоваться даже в трудных жизненных ситуациях: радуйтесь всегда в Господе… Господь близко (ср. Флп. 4, 4–5).
____________________________
(1) Святитель Игнатий Брянчанинов. Избранные творения в двух томах. Том I. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011, с. 38–39.
(2) Святитель Иоанн Златоуст: житие, поучения, церковное почитание, молитвы, акафист, канон / Сост. В. Чернов. – М.: Николин день, Артос-Медиа, 2013 с. 385–388.
(3) Святитель Игнатий Брянчанинов. Избранные творения в двух томах. Том I. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011, с. 38.
(4) Точное изложение Православной веры / Преподобный Иоанн Дамаскин. – М.: Сибирская Благозвонница, 2012, с. 150.
(5) Святитель Иоанн Златоуст / Составлено по творениям святителя Иоанна Златоуста. – М.: Братство святого апостола Иоанна Богослова, 2010, с. 302.

© Михаил Тихомиров
Цитируется по кн.: МОЛИТВЫ ОБ ИЗБАВЛЕНИИ ОТ УНЫНИЯ И ПЕЧАЛИ. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2016, с. 3-5. ИС Р16-641-3564

▪ Православная книга почтой
pravmolitva.ru

24 августа 2017 в 14:19

Душеполезно

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности