- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 39737
- |
- Видео 142
- |
- Мероприятия 0
О гордости и тщеславии
Начало греха – гордость (Сир. 10, 15); не случайно святые отцы называют гордость матерью, источником, корнем всех грехов (1). Гордость ненавистна и Господу и людям и преступна против обоих (Сир. 10, 7). Вероятно, именно поэтому Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). Мы часто на собственном опыте убеждаемся в неотвратимости наказания за проявления гордыни уже в земной жизни, ибо, согласно обетованию Господа, всякий, возвышающий сам себя, унижен будет (Лк. 18, 14).
Гордость, тщеславие, самолюбие, возношение, высокомерие, заносчивость, любоначалие – понятия близкие, но не совпадающие. В святоотеческих творениях гордость и тщеславие иногда различаются как самостоятельные виды страстей (грехов) (2). В других случаях гордыня, тщеславие, самолюбие и т.п. рассматриваются как взаимопроникающие, неотделимые друг от друга понятия, как теснейшим образом взаимосвязанные греховные свойства личности. Например, преподобный Иоанн Лествичник говорит, что «тщеславие есть начало, а гордость – конец» (3). Всем страстям предшествует самолюбие, а за всеми последует… гордость, – учит преподобный Фалассий, авва и игумен Ливийской обители, живший в середине VII в. (4).
Святитель Игнатий Брянчанинов подробно определил духовное содержание понятий «гордость» и «тщеславие»:
Гордость – «презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Прелесть. Лжеименный разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души» (5).
Тщеславие – «искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Скрытие их пред людьми и отцем духовным. Лукавство. Словооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Притворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские» (6).
«Гордыня и тщеславие так тонко в естестве человеческом затаились, что, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, человек, даже делая что-то доброе, в то же время считает себя уже хорошим и приписывает себе это добро: «Ах, какой я хороший, как я хорошо сделал!» Потом, имея уже некое духовное понятие, он, замечая свое тщеславие, начинает уже тщеславиться тем, что замечает это: «Какой же я все-таки мудрый, что я замечаю, что тщеславлюсь». И так без конца. Человек продолжает оставаться во власти духовной гордыни, тщеславия» (7).
Преподобный Нил Сорский, давая советы о борьбе с гордостью, говорит: «все добрые дела должны совершаться для славы Божией, не из тщеславия и человекоугодия, ибо побежденный духом гордости – враг своему спасению. Нельзя превозноситься естественными дарованиями, ибо это не твоим трудом добыто, а от Бога. И тот, кто в гордости своей сопротивником своим возымел Бога, кто мерзок и нечист перед Ним, помысли: где, в чем, когда и какое может он обрести благо? …Кто поработил себя гордости, тот сам и бес, и враг …для себя самого, тот в себе самом носит скорую гибель. Да боимся убо и страшимся гордыни; да отрываем ее от себя всевозможно; …всемерно потщимся проходить жизнь нашу во смирении» (8). Для стяжания же смирения преподобный советует прежде всего научиться «ставить себя ниже всех, то есть почитать себя хуже и грешнее всех человек и сквернее всех тварей, …и горше самих бесов, потому что они преследуют нас и побеждают» (9).
Люди гордые и дерзкие, – говорит святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий), – «смеют судить обо всем самом высоком и святом, смиренные лишены дерзости, скромны, тихи. …Нам нужно с усердием всегда думать о смирении и просить его у Бога. Никакими усилиями собственными мы не можем эту добродетель стяжать. Смирение – великий Божий Дар – получают те, кто всем сердцем своим любит Бога, стремится исполнять заповеди Христовы. Только им даст Господь этот великий дар. Их сердце смиренно, а когда смиренно сердце человека, Дух Святый поселяется в нем» (10).
© Михаил Тихомиров
____________________________
(1) См. например: Святитель Иоанн Златоуст: житие, поучения, церковное почитание, молитвы, акафист, канон / Сост. В. Чернов. – М.: Николин день, Артос-Медиа, 2013 с. 347 и сл.
(2) Святитель Игнатий Брянчанинов. Избранные творения в двух томах. Том I. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011, с. 39 и сл.
(3) Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. – М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2010, с. 181.
(4) Цит. по кн.: Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней архиепископа Филарета Черниговского. В 2 кн. Январь-июнь. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011, с. 721.
(5) Святитель Игнатий Брянчанинов. Избранные творения в двух томах. Том I. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011, с. 40.
(6) Там же, с. 39–40.
(7) От суеты земной к жизни истинной / Кречетов Валериан, протоиерей. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012, с. 100.
(8) Цит. по кн.: Жития русских святых: В 2 т. Том первый: март–август. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011, с. 393–394.
(9) Там же, с. 394.
(10) Цит. по кн.: Помоги, Господи, изжить гордыню / Сост. игумен Митрофан (Гудков). – М.: Сибирская Благозвонница, 2016, с. 190–191.
Цитируется по кн.: МОЛИТВЫ ОБ ИЗБАВЛЕНИИ ОТ ГОРДЫНИ И ТЩЕСЛАВИЯ. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2016, с. 3-6. ИС Р16-641-3562
(pravmolitva.ru)
pravmolitva.ru/katalog/sobstvennye-izdaniya/
Интересные личности
- Митрофорный протоиерей
- Священник
- Протоиерей