- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 40189
- |
- Видео 142
- |
- Мероприятия 0
Давайте задумаемся … о любви, «борьбе» и Промысле Божием
▪ Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (ср.: 1 Ин. 4, 8). Вся земная жизнь Спасителя – это пример любви и милосердия, который явил нам Богочеловек. Сия есть заповедь Моя, – сказал Господь, – да любите друг друга, как Я возлюбил вас (ср.: Ин. 15, 12).
▪ Не забываем ли мы об этом, когда начинаем «бороться» с грехами, страстями, пороками или ошибками других людей, а не со своими собственными? Например, выступаем за запрет выставки, спектакля, кинофильма, тех или иных мероприятий, за то, чтобы запретить или не запретить, например, аборты, иногда ополчаемся персонально на какого-либо общественного или политического деятеля, литератора, режиссера, музыканта, художника и т.п. А чаще всего осуждаем самых близких нам людей…
▪ С такой «борьбой» неизбежно связаны проявления гордыни и тщеславия (ведь мы то лучше знаем, как должно быть), а также раздражение, негодование, гнев, злословие, осуждение и многие другие страсти, иногда – даже насильственные действия… Между тем, по словам апостола Павла, любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла (ср.: 1 Кор. 13, 4–5). Получается, что вступая в «борьбу», мы незаметно утрачиваем любовь…
▪ Разве этого хочет от нас Господь, Который призывает к любви? – Вряд ли… Требует ли Он от нас какой-либо борьбы? – Да, требует, но лишь борьбы каждого человека со своими собственными грехами…
▪ Кроме того, увлекаясь, мы волей-неволей ориентируемся на мнение окружающего нас социума и вырабатываем «свой» взгляд на проблему, которую пытаемся решить в меру собственного разумения. И нередко даже не замечаем, насколько удаляемся от Православия и позиции Церкви, членами которой являемся… Напомним, кстати, что базовые положения учения Русской Православной Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем содержатся в Основах социальной концепции РПЦ (1).
▪ Никак не суди и не восхищай дела (сана) Господня, – призывает святитель Димитрий Ростовский, – «ибо Один есть Судия – Бог, имеющий судить живых и мертвых» (2). Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «если ты истинно любишь ближнего, …то не осмеивай его, а молись о нем втайне, ибо сей образ любви приятен Богу» (3).
▪ Святитель Лука Крымский утверждает, что «осуждение братьев наших – это самая закоренелая всеобщая привычка наша. Что делать, если видим человека, явно согрешающего, заслуживающего осуждения? И тогда не должно осуждать, надо положить дверь заграждения на уста свои, не осудить согрешающего, а пожалеть его, помнить о том, что тяжек ответ его перед Богом, и молча произнести краткую молитву: Господи, прости его...» (4).
▪ И еще: вступая в борьбу с чужими пороками и вредными (на наш взгляд) социальными явлениями, не пытаемся ли мы своевольно вмешиваться в осуществление Божественного Промысла? Ведь каждый православный понимает, что в мире нет места случаю – все происходит по Промыслу или попущению Божию. «И как бы человечество ни нарушало свое назначение в мире, как бы ни падало оно, как бы массы человечества, водимые злыми вождями, ни склонялись к отвержению заповедей Божиих и отвержению Самого Бога, …история мира будет завершена достижением поставленной ему Промыслом Божиим цели – торжеством Правды Божией…» (5).
© Михаил Тихомиров
______________________
(1) Документ принят Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 12 сентября 2005 г.
(2) Алфавит духовный / Святитель Димитрий Ростовский. – М.: Сибирская Благозвонница, 2015, с. 127.
(3) Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. – М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2010, с. 129–130.
(4) Цит. по кн.: Помоги, Господи, изжить гордыню / Сост. игумен Митрофан (Гудков). – М.: Сибирская Благозвонница, 2016, с. 201–203.
(5) Догматическое богословие / Протопресвитер Михаил Помазанский. – Клин: Христианская жизнь, 2015, с. 127.