Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

В поисках Истины.

Разбираем лжеучения (продолжение)

7.9. Неуставная служба мученику Уару
Иногда ссылаются на возникшую недавно практику почитания мученика Уара как якобы имеющего благодать вымаливать из ада души некрещёных. Данный вопрос подробно рассмотрел протоиерей Константин Буфеев в своей статье «О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных».

В ней отец Константин пишет: «В последних изданиях богослужебных Миней под 19 октября приведены две службы мученику Уару – уставная и неуставная. Первая (на которую указывает Типикон) составлена вполне привычно и традиционно…

Вторая же служба – о которой Типикон вовсе не упоминает – начинается с довольно нетрадиционного и претенциозного названия: «Ина служба, бденная, святому мученику Уару, емуже дана бысть благодать умолити за умершие Клеопатрины прародители, не сподобльшияся прияти святаго Крещения».

Следует определённо сказать, что в названии этой второй, неуставной службы содержится если не прямая ложь, то бездоказательное и необоснованное заявление: не имеется никаких свидетельств о том, что у блаженной Клеопатры (память в тот же день, 19 октября) сродники были некрещёные. Вполне вероятно, что благочестивая и ревностная христианская жена была воспитана верующими родителями-христианами. Житие св. Уара не даёт никаких оснований подозревать Клеопатриных близких в неверии и язычестве».

Эта неуставная служба не известна в других Поместных Церквах и не принадлежит к общецерковному литургическому преданию. Текст её не проходил никаких согласований, как это предписано в настоящее время.

О недопустимости порождаемых им идей вполне определённо говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «У людей малоцерковных создаётся впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению».

Аналогичную озабоченность выражали многие пастыри. Например, игумен Сергий (Рыбко) говорил: «Относительно мученика Уара можно сказать следующее: «учение» о том, что он вымаливает некрещёных и они спасаются – это самая настоящая ересь!»

Откуда же взялась эта неуставная служба в некоторых изданиях миней? По сообщению архимандрита Рафаила (Карелина), эта служба была включена в минею митрополитом Никодимом (Ротовым) в 1970-х годах. Отец Рафаил предположил, что митрополит был и составителем самой службы. Об этом говорил и игумен Сергий (Рыбко).

Однако недавно вышло исследование редактора издательства Московской Патриархии иерея Иоана Нефёдова. Допуская, что митрополит Никодим мог участвовать в правке службы, отец Иоанн сообщает, что он никак не мог быть её автором.

Как оказалось, данная служба была создана в среде старообрядцев-беспоповцев. Именно у раскольников старообрядцев сформировалось почитание мученика Уара как якобы заступника за некрещёных. Сама служба по времени создания поздняя – она впервые встречается в рукописном сборнике XVIII-XIX веков, хранящемся в Библиотеке Академии Наук в Санкт-Петербурге (БАН, 21.10.6).

При этом «до XIX в. Никаких специальных «функциональных» канонов [мученику Уару], а тем более бденных служб, ни в Канонниках, ни в Псалтирях с восследованием не обретается. Да и в печатных старообрядческих изданиях, наиболее известных и доступных, нет этого канона».

По сообщению о. Иоанна, в результате открывшейся информации и возникшей в церковном обществе дискуссии было принято решение убрать данную службу из текста миней, издающихся начиная с 2018 года.

Так что теперь об этом можно говорить как об уже исправленной ошибке временного включения в издания миней текста раскольнического происхождения.

7.10. Высказывание прп. Нектария Оптинского

Наконец, сторонники разбираемого заблуждения приводят слова из одной устной беседы преподобного Нектария Оптинского: «Простой индус, верующий по-своему во Всевышнего и исполняющий, как умеет, волю Его, спасается, но тот, кто, зная о христианстве, идёт буддийским путём или делается йогом, – нет». Хотя это не собственноручно записанные слова святого, а пересказ через третьи руки, но, по-видимому, можно признать, что они действительно были произнесены, так как об этом свидетельствует не только архимандрит Борис, но и поэтесса Надежда Павлович, присутствовавшая на той беседе.

Все прочие цитаты из святых отцов, как мы показали выше, модернистами либо порезаны, либо перетолкованы, чтобы притянуть их к «нужному смыслу». Но в этой действительно прямо и определённо говорится о возможности спасения иноверцев.

Что же можно сказать о ней?

Она трижды ошибочна.

Она ошибочна с религиоведческой точки зрения. Во-первых, простой индус не верит во Всевышнего: известные по книгам глубокомысленные рассуждения о Великом Брахме – это в лучшем случае удел некоторых браминов, прочие индусы живут в самом обычном политеизме и идолопоклонстве, являясь теми, о ком Писание говорит: «идолослужители Царства Божиего не наследуют» (1Кор.6:9–10). Во-вторых, индусы не «идут буддийским путём», эта религия была изгнана из Индии много столетий назад. В-третьих, буддисты, в свою очередь, не только не верят во Всевышнего, но и сознательно отрицают Его (признавая при этом малых божеств), прямая полемика с почитанием Всевышнего Творца содержится во многих буддистских канонических текстах.

Она ошибочна с исторической точки зрения. Как раз индийцы лучше многих других в Азии осведомлены о христианстве. Христианская община присутствует в стране со времён апостола Фомы. Заметные плоды принесла и социальная деятельность католических и протестантских миссионеров, которая широко известна по всей стране. Христиане занимают видное место в индийском обществе, так что даже на каждой купюре в числе других представителей религий есть изображение христианина. В общем, слова про индусов, не знающих о христианстве, просто не соответствуют исторической действительности.

Наконец, что самое главное, данная фраза ошибочна с богословской точки зрения. Потому что вступает в противоречие со словами Писания, с решениями соборов и со свидетельством множества святых отцов.

Если сделать краткий обзор цитат, прямо свидетельствующих о том, что спасение только во Христе и в Его Православной Церкви, и цитат, которые бы столь же недвусмысленно и прямо говорили о том, что иноверцы и еретики могут достичь спасения, то у любящих истину не останется места для сомнений.

В подтверждение первого мнения нами были приведены слова Писания – по меньшей мере десять мест, определённо говорящих, что спасение только во Христе и что непризнающие Христа и непривившиеся ко Христу будут осуждены: Мк.16:16, Ин.3:5, Деян.4:11–12, Ин.10:9, Откр.21:8, Ин.15:6, Ин.3:36, 1Ин.2:23; 1Ин.5:10–12, Гал.5:20–21. Были приведены цитаты из трёх официальных соборных постановлений – «Послания патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере» 1723 г., из принятого Святейшим Синодом Российской Церкви в 1764 г. чина в неделю Торжества Православия и из Патриаршего и Синодального Послания 1895 г. Из агиографического наследия Церкви приведены истории из житий прп. Кириака Отшельника, прп. Иоанникия Великого и прп. Феодоры – и во всех трёх истина о том, что иноверцы и еретики не спасутся, подаётся как узнанная по особому Божественному откровению.

Наконец, нами приведены – частично в тексте статьи, а частично в приложении, – однозначные высказывания по этой теме более сорока святых отцов. Это святые, жившие и просиявшие с I по XX века в таких странах как Греция, Палестина, Италия, Северная Африка, Россия, Молдавия, Сербия и др. Это – голос Церкви, звучавший всегда, везде и повсюду.

Всё, что могут оппоненты противопоставить этому – свои собственные фантазии, один старообрядческий текст, ошибочно включённый в российские минеи сорок лет назад и уже удалённый оттуда, и слова одного подвижника начала XX века. Всё прочее, на что они пытаются опираться, как из Писания, так и из Предания, не выражает и не подтверждает их мыслей, но подвергается с их стороны насилию и произвольному перетолкованию, как было выше нами показано.

Преподобный Викентий Лиринский пишет, что если возникает среди людей, причисляющих себя к Церкви, новое учение, то христианин должен «позаботиться пристать к древности, которая уже не может быть обольщена никаким коварством новизны.

А если в самой древности узнана будет погрешность двух или трёх человек?.. Тогда он всемерно должен постараться безрассудству или невежеству немногих, где бы ни были они, предпочесть решения древле-всеобщей Церкви вообще.

А если что-нибудь таковое откроется там, где нельзя найти такого решения? Тогда он должен постараться сличить между собой и обсудить собранные мнения предков, тех только, которые, хотя (жили) в разные времена и в разных местах, но непременно пребывали в вере и общении с единой кафолической Церковью и были уважаемыми учителями, и если дознает что, касательно возникшего вопроса, не один только или двое, но все вместе единодушно содержали, передавали письменно, сообщали живым голосом открыто, часто, твёрдо, то пусть уразумеет, что этому должно верить без всякого сомнения».

Это самое надёжное средство узнать истину и уберечь себя от ошибок, этим путём следовали и отцы Вселенских Соборов, – если мы посмотрим стенограммы их деяний, то увидим, как они, прежде чем вынести решение, изучали, что говорили о том или ином вопросе жившие прежде святые, а также разбирали, насколько корректно ссылаются на Писание и отцов приверженцы новоизмышлённых учений.

Этим путём прошли и мы, насколько это нам по силам, в отношении нового учения о том, что можно спастись, оставаясь иноверцем, еретиком или раскольником. Мы обнаружили, что свидетельство Церкви не оставляет никакой возможности для этого учения, которое потому должно быть признанно учением ложным, неправославным. К такому же выводу пришли и другие православные авторы, специально изучавшие этот вопрос: архимандрит Рафаил (Карелин) и священник Даниил Сысоев. Всех, кого заинтересовала эта тема, приглашаем познакомиться с их трудами, в которых она раскрыта более обстоятельно, и где рассмотрены также иные аргументы.

Доводилось слышать со стороны модернистов следующий вопрос: если какой-то из святых придерживался такого мнения, то разве не могу и я его придерживаться?

Святые отцы дороги для нас как выразители общего учения Церкви, единой Божественной истины. Поэтому если это мнение высказано святым по спорному вопросу, то наш долг выяснить – следуя тем путём, который описал прп. Викентий и которым шли отцы Вселенских Соборов, – является ли это мнение истинным или ложным. Если мнение этого отца согласно со свидетельством других отцов, то оно есть истина и не только можно, но и необходимо ему следовать и учить так других. Если же оно выбивается из общего свидетельства богомудрых учителей и противоречит тому, во что в Церкви верили все, всегда и всюду, то следовать этому мнению никак нельзя.

Преподобный Викентий говорит то, что вполне применимо к изречению прп. Нектария Оптинского: «мысли должно сносить только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа. А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их принимали… то почитать несомненным, верным и непререкаемым; а о чём мыслил кто, святой ли он или учёный, исповедник ли или мученик, несогласно со всеми или даже противореча всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, и отличать от авторитета общего, открытого и всенародного верования, дабы, оставив древнюю истину всеобщего учения, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека».

Свт. Димитрий Ростовский толкует: «В двенадцатом [члене символа веры] верую в то, что как Царствие Небесное, так и ад бесконечны по времени и что после воскресения из мёртвых и дня Судного мы будем вести вечную жизнь или блаженную с Богом или окаянную с диаволом» (О Символе Веры).

Святой Иоанн Кронштадтский говорит: «готовьтесь на суд, на суд страшный, единственный и окончательный, после которого будет или вечное блаженство, или нескончаемое мучение» (беседа в неделю мясопустную).

А святитель Николай Сербский пишет: «На последнем всеобщем суде будет решено, что ожидает душу: вечное блаженство или вечные муки… Могут ли грешники покаяться после смерти? Нет, не могут. Только на этом свете люди могут выбрать, кем быть» (Катехизис). «Своею жизнью за это краткое время мы должны сделать выбор, судьбоносный для нашей вечности: встанем ли мы по правую или по левую сторону Царя славы» (Проповедь в Неделю мясопустную).

И не только у святых отцов, но и в официальных изложениях учения Православной Церкви мы встречаем эту истину о двоякой, а не о троякой посмертной участи.

Если бы действительно было третье, среднее место между Царствием и геенной, то, конечно, ни Спаситель не умолчал бы об этом, ни сонм святых отцов, но в каждом изложении веры было бы это.

Однако, более того, немало святых отцов прямо опровергали идею о «третьем месте».

Свящ. Георгий Максимов "Без Христа спасенья нет. Вне Церкви нет спасения"

12 марта 2025 в 19:46

Преподобный Викентий говорит то, что вполне применимо к изречению прп. Нектария Оптинского: «мысли должно сносить только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа. А вери...

Развернуть

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Собаки...

    Сообщество