

- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 1116
- |
- Видео 1083
- |
- Мероприятия 0
Молитвы за умерших
Нередко при обсуждении настоящей темы люди спрашивают: а как же церковная молитва за умерших? Разве она не является средством вымаливания из ада души умершего? И если она не обеспечивает его спасение, то зачем тогда вообще молиться за усопших?
Здесь следует сказать, что адом называют и геенну огненную, которая будет после Страшного Суда, и время предожидания для душ грешников до Страшного Суда. Из геенны никого вымолить нельзя, про них Сам Христос сказал, что пойдут туда на вечное наказание. Из места же предожидания Церковь может вымолить своё чадо, которое искренне верило во Христа и стремилось прийти к Нему, но в жизни не очистилось ещё вполне от скверны греховной. Направление воли в данном случае менять не нужно – оно было обращено ко Христу. Но, может, недостало ему дел веры, дел исправления жизни по воле Божией. И в данном случае молитвы Церкви могут восполнить такой недостаток.
Но если речь идёт о том, кто не был при жизни членом Церкви, то вымолить из ада его никак не возможно, поскольку само направление воли такого умершего было направлено не ко Христу, а волю человека Бог не насилует.
Вот как об этом пишет преподобный Иосиф Оптинский: «Хотя в катехизисе сказано, что душам умерших к достижению блаженного воскресения могут помочь приносимые за них молитвы… но это говорится о душах православных христиан, и притом умерших с верою. Душе же неправоверующего, умершего при своих заблуждениях и не принесшего в них искреннего покаяния перед Господом, какая может быть надежда на спасение? И как, и о чём молиться за такую душу? Молиться о её спасении нельзя, потому что при жизни неправовер не отрёкся от своих заблуждений… Молиться об обращении души к покаянию поздно, потому что душа по отрешении от тела каяться не может».
Увы, но умерший уже сделал свой выбор. Поэтому в собственно церковных заупокойных службах неправославные и не поминаются. Однако, есть специальные молитвы для личного употребления, например, молитва прп. Льва Оптинского. Такие молитвы могут послужить к облегчению участи умерших вне Церкви.
У нас были правильные плакаты по городу развешаны по поводу раковых больных: «если человека нельзя вылечить, это не значит, что невозможно помочь». Мы ведь стараемся облегчить страдания неизлечимо больным близким, а не говорим: «если он всё равно не выздоровеет, то какой смысл тратиться на обезболивающее для него?»
Та же логика и в молитвах за близких, умерших вне Церкви. По любви мы можем молиться, и ради этих молитв Господь может давать некое облегчение их душам. Но против воли человека привести ко Христу невозможно. Ни при жизни, ни после смерти.
Свящ. Георгий Максимов "Без Христа спасенья нет. Вне Церкви нет спасения"
Св. Иоанн Дамаскин:
«каждый человек, имевший в себе малую закваску добродетелей, но не успевший оную превратить в хлеб, – поскольку, не смотря на свое желание, не мог сего сделать или по лености, или по беспечности, или по тому, что отлагал со дня на день, и сверх чаяния постигнут и пожат кончино...
Развернуть
Св. Иоанн Дамаскин:
«каждый человек, имевший в себе малую закваску добродетелей, но не успевший оную превратить в хлеб, – поскольку, не смотря на свое желание, не мог сего сделать или по лености, или по беспечности, или по тому, что отлагал со дня на день, и сверх чаяния постигнут и пожат кончиною, – не будет забыт праведным Судиею и Владыкою, но Господь по смерти его возбудит его родных, ближних и друзей, направит мысли их, привлечет сердца и преклонит души к оказанию пособия и помощи ему. И когда Бог подвигнет их, а Владыка коснется сердец их, они поспешат вознаградить опущение умершего. А тот, кто вел жизнь порочную, которая была вся усеяна тернием и исполнена скверн и нечистот, который никогда не внимал совести, но с беспечностию и ослеплением погружался в мерзость похотей, удовлетворяя всем пожеланиям плоти, и нимало не заботясь о душе, – которого все мысли заняты были плотоугодием, и в таковом состоянии постигнут кончиною, сему никто не прострет руки, но так будет с ним поступлено, что ему не подадут помощи ни супруга, ни дети, ни братия, ни родственники, ни друзья:
поскольку Бог не призрит на него»
Свернуть
https://azbyka.ru/pominovenie-usopshix
"...
За кого молятся православные :
Записки в храме нельзя подавать за тех,
кто не является членом Православной Церкви:
за некрещеных, инославных (католиков, протестантов, армян), иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов и пр.), а также за самоубийц (если нет...
Развернуть
https://azbyka.ru/pominovenie-usopshix
"...
За кого молятся православные :
Записки в храме нельзя подавать за тех,
кто не является членом Православной Церкви:
за некрещеных, инославных (католиков, протестантов, армян), иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов и пр.), а также за самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.
Те, кто не поминается Церковью за богослужением,
могут поминаться нами в нашей келейной (домашней) молитве.
Чем еще различаются церковная и
келейная молитва об усопших :
Данное деление условно, поскольку «всякая молитва православных, православно исповедующих догмат искупления, где бы и при каких обстоятельствах ни была она возносима, по существу является непременно молитвой церковной, евхаристийной.
Поэтому, кого можно поминать на домашней молитве, того можно поминать и в храме с некоторыми только ограничениями» (свт. Филарет Московский). Однако в церковном богослужении существует евхаристическое поминовение усопших,
которое не совершается вне Божественной литургии.
..."
Свернуть
Ольга, -
что это за "место предожидания" такое ?
*
Православная Церковь учит,
что нет по смерти среднего разряда людей между
спасаемыми, отходящими на небо,
и погибающими, отходящими во ад;
нет среднего особого места, где бы находились души
покаявшихся пред кончиною, за которых она молится,
а в...
Развернуть
Ольга, -
что это за "место предожидания" такое ?
*
Православная Церковь учит,
что нет по смерти среднего разряда людей между
спасаемыми, отходящими на небо,
и погибающими, отходящими во ад;
нет среднего особого места, где бы находились души
покаявшихся пред кончиною, за которых она молится,
а все они отходят также во ад, откуда только могут
освобождаться по еe молитвам
(Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 64;
Посл. восточн. патриарх. о прав. вере чл. XVIII).
Свернуть
neponimaj, ,
Чисти́лище – католический догмат,
сформулированный и утверждённый в XIII–XVI веках.
Излагает учение о необходимости дополнительного
загробного очищения католиков,
умерших в мире с Богом,
но обременённых неочищенными грехами.
Всякий грех, оставленный без покаяния, есть грех к смерти, о котором если и святой помолится за другого, не будет услышан. Прп. Марк Подвижник
Если кто, явно согрешая и не каясь, нимало не страдал до самой смерти своей, считай, что его постигнет немилостивый суд. Прп. Марк Подвижник
Мы утверждаем, что ни праведные еще не восприняли полностью свой удел и оное блаженное состояние, к которому они себя здесь уготовали чрез дела, - ни грешные после смерти не были отведены в вечное наказание, в котором будут вечно мучиться; но и другое необходимо должны быть после последнего дня С...
Развернуть
Мы утверждаем, что ни праведные еще не восприняли полностью свой удел и оное блаженное состояние, к которому они себя здесь уготовали чрез дела, - ни грешные после смерти не были отведены в вечное наказание, в котором будут вечно мучиться; но и другое необходимо должны быть после последнего дня Суда и воскресения всех; ныне же -и те и другие находятся в свойственных им местах: первые - в совершенном покое и свободными находятся на Небе с Ангелами и пред Самим Богом, и уже как бы в раю, из которого ниспал Адам, вошел же прежде иных благоразумный разбойник, - и часто нас посещают в тех храмах, где их почитают, и слушают призывающих их и молятся за них Богу, приняв от Него этот изрядный дар, и чрез свои мощи творят чудеса, и наслаждаются созерцанием Бога и оттуда посылаемым озарением, более совершенно и более чисто, нежели раньше, когда были при жизни; вторые же, в свою очередь, заключенные в аду, пребывают во рве преисподнем, во мраке, в бездне (Пс. 87, 7), как говорит Давид и затем Иов: в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, [где] темно, как самая тьма (Иов. 10, 21-22). И первые - пребывают во всякой радости и веселии, ожидая уже и только лишь не имея еще в руках обетованное им Царство и неизреченные блага; а вторые, напротив, пребывают во всякой тесноте и безутешном страдании; как некий осужденные, ожидающие приговора Судии и предвидящие оные мучения. И ни первые не восприняли еще наследие Царства и тех благ, не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1Кор. 2, 9), ни вторые еще не преданы вечным мукам и горению в неугаснущем огне. И это учение мы имеем переданным от Отцов наших из древности и легко можем представить из самих Божественных Писаний. Святитель Марк Эфесский
Свернуть