Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

В поисках Истины.

Молитвы за умерших

Нередко при обсуждении настоящей темы люди спрашивают: а как же церковная молитва за умерших? Разве она не является средством вымаливания из ада души умершего? И если она не обеспечивает его спасение, то зачем тогда вообще молиться за усопших?

Здесь следует сказать, что адом называют и геенну огненную, которая будет после Страшного Суда, и время предожидания для душ грешников до Страшного Суда. Из геенны никого вымолить нельзя, про них Сам Христос сказал, что пойдут туда на вечное наказание. Из места же предожидания Церковь может вымолить своё чадо, которое искренне верило во Христа и стремилось прийти к Нему, но в жизни не очистилось ещё вполне от скверны греховной. Направление воли в данном случае менять не нужно – оно было обращено ко Христу. Но, может, недостало ему дел веры, дел исправления жизни по воле Божией. И в данном случае молитвы Церкви могут восполнить такой недостаток.

Но если речь идёт о том, кто не был при жизни членом Церкви, то вымолить из ада его никак не возможно, поскольку само направление воли такого умершего было направлено не ко Христу, а волю человека Бог не насилует.

Вот как об этом пишет преподобный Иосиф Оптинский: «Хотя в катехизисе сказано, что душам умерших к достижению блаженного воскресения могут помочь приносимые за них молитвы… но это говорится о душах православных христиан, и притом умерших с верою. Душе же неправоверующего, умершего при своих заблуждениях и не принесшего в них искреннего покаяния перед Господом, какая может быть надежда на спасение? И как, и о чём молиться за такую душу? Молиться о её спасении нельзя, потому что при жизни неправовер не отрёкся от своих заблуждений… Молиться об обращении души к покаянию поздно, потому что душа по отрешении от тела каяться не может».

Увы, но умерший уже сделал свой выбор. Поэтому в собственно церковных заупокойных службах неправославные и не поминаются. Однако, есть специальные молитвы для личного употребления, например, молитва прп. Льва Оптинского. Такие молитвы могут послужить к облегчению участи умерших вне Церкви.

У нас были правильные плакаты по городу развешаны по поводу раковых больных: «если человека нельзя вылечить, это не значит, что невозможно помочь». Мы ведь стараемся облегчить страдания неизлечимо больным близким, а не говорим: «если он всё равно не выздоровеет, то какой смысл тратиться на обезболивающее для него?»

Та же логика и в молитвах за близких, умерших вне Церкви. По любви мы можем молиться, и ради этих молитв Господь может давать некое облегчение их душам. Но против воли человека привести ко Христу невозможно. Ни при жизни, ни после смерти.
Свящ. Георгий Максимов "Без Христа спасенья нет. Вне Церкви нет спасения"

Посмотреть предыдущие комментарии
21 февраля 2025 в 16:24

Св. Иоанн Дамаскин:
«каждый человек, имевший в себе малую закваску добродетелей, но не успевший оную превратить в хлеб, – поскольку, не смотря на свое желание, не мог сего сделать или по лености, или по беспечности, или по тому, что отлагал со дня на день, и сверх чаяния постигнут и пожат кончино...

Развернуть

22 февраля 2025 в 09:16

https://azbyka.ru/pominovenie-usopshix


"...
За кого молятся православные :
Записки в храме нельзя подавать за тех,
кто не является членом Православной Церкви:
за некрещеных, инославных (католиков, протестантов, армян), иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов и пр.), а также за самоубийц (если нет...

Развернуть

22 февраля 2025 в 21:33
neponimaj# 21 февраля 2025 в 15:00

Ольга, -
что это за "место предожидания" такое ?
*
Православная Церковь учит,
что нет по смерти среднего разряда людей между
спасаемыми, отходящими на небо,
и погибающими, отходящими во ад;
нет среднего особого места, где бы находились души
покаявшихся пред кончиною, за которых она молится,
а в...

Развернуть

neponimaj, ,
Чисти́лище – католический догмат,
сформулированный и утверждённый в XIII–XVI веках.
Излагает учение о необходимости дополнительного
загробного очищения католиков,
умерших в мире с Богом,
но обременённых неочищенными грехами.

23 февраля 2025 в 21:23

Всякий грех, оставленный без покаяния, есть грех к смерти, о котором если и святой помолится за другого, не будет услышан. Прп. Марк Подвижник

23 февраля 2025 в 21:30

Если кто, явно согрешая и не каясь, нимало не страдал до самой смерти своей, считай, что его постигнет немилостивый суд. Прп. Марк Подвижник

24 февраля 2025 в 13:47

Мы утверждаем, что ни праведные еще не восприняли полностью свой удел и оное блаженное состояние, к которому они себя здесь уготовали чрез дела, - ни грешные после смерти не были отведены в вечное наказание, в котором будут вечно мучиться; но и другое необходимо должны быть после последнего дня С...

Развернуть

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Елицы

    Сообщество