Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

В поисках Истины.

Проф. Алексей Ильич Осипов о митр. Антонии (Сурожском)

Алексей Осипов: Я помню, нам было не по себе от выступления митрополита Антония (Блума)
Известный богослов о творчестве сурожского иерарха

«Сколько я его смотрел, читал, меня поразило, что у него все крутится вокруг себя: «Я сказал», «Мне сказали», «Ко мне пришли…», «Обо мне то-то…», «Мой совет такой-то…», «Я отвечал…» и все непрерывно вокруг себя. Странное дело. Конечно, я не психолог, но что-то очень подозрительно, когда все вращается вокруг меня. Он хороший моралист, он примерно такой же моралист, как я читал, например, конфуцианские книги или книги стоиков, какие там замечательные моральные рассуждения. Как только касается вопроса именно духовности, так странное дело: он много говорит о любви. А как она приобретается? А что такое христианская любовь? Он указывает на жертвенность. Я думаю, что моя кошка не менее жертвенна: когда у нее котята, она набрасывается даже на собак. Да, жертвенность хороша, особенно на людях, особенно, когда люди узнают. Тут я силен. Как приобретается христианская любовь? Что это такое? Не нашел», - заявил, отвечая на вопрос об отношении к трудам митрополита Сурожского Антония (Блума), известный богослов, профессор МДА Алексей Ильич Осипов в одной из публичных лекций, видеозапись которой размещена в Интернете.

«Но есть вещи и посильнее. Открываю его книгу, читаю: «Мы с митрополитом Иоанном (Вендландом) (это был, кстати, ярославский митрополит), стоим на коленях в буддийском храме и творим молитву Иисусову». Ничего не понимаю, это что такое? Я помню, когда в Индии был с нынешним Патриархом Грузинским Ильей, мы с ним там в индуистский храм зашли, так он меня схватил за руку и говорит: «Алексей Ильич, бежим скорее отсюда, это ужас, это сатанизм». Действительно, то, что мы там видели, есть вещи страшные. Но не это важно, а стоять на коленях в буддийском храме и творить молитву Иисусову, что это такое? Это что за номер такой?» - недоумевает богослов, анализируя сомнительный поступок митрополита Антония.

«Я помню, когда в 1992 году синод англиканской церкви принял решение о рукоположении женщин, то ко мне подошла корреспондент радио Би-Би-Си и попросила прокомментировать. Я сначала отказывался. Но она настаивала, и я согласился. Прокомментировал, моя реакция была отрицательной, конечно. Спросил когда будет передача, она сказала. Не передали. Через некоторое время она опять ко мне подбегает. Спрашиваю: «Простите, а Вы почему меня в тот раз не передали, так меня просили и не передали». Ответ: «Мы обратились к митрополиту Антонию, и он совсем иначе ответил. У него не было такого негативизма, как у вас. Он не нашел ничего страшного в этом». Митрополит Антоний,  повторяю, опытный очень человек, разумный человек, у него много замечательных советов, многие из которых мне нравятся, которые я у него находил. Но, еще раз повторяю, как только касается вопросов духовной жизни, там их или просто нет, или они говорят совсем не о том. Я помню, когда он приезжал к нам в академию, собрали всех студентов, преподавателей, он нам прочитал лекцию на тему «О Божественном мраке». Мы немножко недоумевали, конечно, что это такое? Но особенно нас поразило, когда он в качестве одного из примеров тех людей, которые писали верные вещи о «Божественном мраке», привел нам не кого-нибудь, а средневекового раввина Моисея Маймонида. Того самого Маймонида, который говорил: «Правильно поступили наши отцы, что распяли Христа». Нам, я помню, было не по себе», - вспоминает профессор Осипов.

«Когда сейчас издали его труды, я бросился смотреть это его выступление, это место было изъято. Как видите, мне приходилось и лично слышать, думаю, Вы уже поняли мое отношение. Я отношусь очень сдержанно. Скажу прямо, на нашем православном столе столько прекраснейшей пищи, великолепной пищи. Я уж не говорю о Добротолюбии, хотя бы русских возьмите: Тихон Задонский, Игнатий (Брянчанинов) - это бесценное сокровище, бесценный наставник духовной жизни. Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский, Амвросий Оптинский. Из последних - это игумен Никон (Воробьев), письма Валаамского старца. Бесспорные вещи. Прекрасная пища. Может, будем лучше питаться бесспорной пищей. А то вот нам говорят, что вот эти грибочки очень вкусные, а кто-то говорит, нет, они опасные. Как поступить благоразумному человеку? Полно на столе пищи. Вы знаете, мы оказывается все афиняне, нам дай чего-нибудь новенького, вот появится такой Порфирий, и набрасываются на Порфирия. Вот сейчас Антония очень пропагандируют, а у него, видите, какие вещи встречаются. Все там совсем не так просто. Я скажу так:  хороший моралист, много интересных добрых советов, но дух не тот. Всю жизнь он на Западе. А я вам скажу, что западный дух - это дух совсем нехристианский. Этот дух, конечно же, влияет на человека. Был один архиерей, который не заразился им, это архиепископ Василий (Кривошеин), но он перед этим 20 лет жил на Афоне. Он действительно сумел избежать этого духа, сумел противостоять ему. Я помню, в Бельгии он пригласил меня к себе, кстати, у него простенькая препростенькая квартира, прямо аскетическая квартира. Достает одну книжку, говорит мне, задает риторический вопрос: «Алексей Ильич, вот мне прислал мой друг по Афону книжку Сафрония (Сахарова) «Видеть Бога как он есть», с кипой вырезок из журналов и газет панегирических высказываний об этой книге». И он просит меня дать рецензию. Говорит, что она у него лежит уже полгода, но он не может дать на нее положительного ответа. Для меня тогда этот Сафроний (Сахаров) был никто, я не знал ничего о нем. Прошло какое-то время, я познакомился с настоятелем монастыря, и мне прислали эту книгу. Я открыл, начал читать и понял архиепископа Василия (Кривошеина). Почему он не мог дать положительного ответа. Это взлеты и падения, типичное возбуждение крови, то, что в наибольшей степени характеризует католических проповедников, экзальтированных. Я понял, почему владыка Василий ничего не мог ему ответить положительного. Запад - это не простая штука, дух и атмосфера, в которой живут там люди, сильны, и противостоять  им очень трудно», - заключил Алексей Ильич Осипов.

Подробнее:
ruskline.ru/news_rl/2011/02/22/aleksej_osipov_ya_pomnyu_nam_bylo_ne_po_sebe_ot_vystupleniya_mitropolita_antoniya_bluma

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Елицы

    Сообщество

    ЕлицыМедиа

    Сообщество