Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество
В поисках Истины.
Родилось рано наше поколение, Чужда чужбина нам, и скучен дом. Расформированное поколение Мы в одиночку к истине бредем.
А.Вознесенский (Юнона и Авось)
Зона свободной мысли
Кто ищет смыслы в жизни, Кто не может расстаться с логикой, Кому есть что сказать, Кто не боится быть осмеянным, приходите к нам.
Мы не судим, но говорим, что думаем. Приветствуем любое суждение, согласное с Евангелием, Если вы не согласны, мы вас тоже выслушаем. Если вы не уверены в себе, приходите за поддержкой. Если уверены - приходите поддержать других.
У нас нет готовых рецептов. Мы ищем, каждый, свой путь к Богу Пытаясь организовать связку из единомышленников.
Андрей, совесть должна любому человеку подсказывать, когда говорить, а когда молчать... Похоже, защищать мерсы живых монахов праведнее, нежели в день памяти простого человека просто промолчать.
Мария, простого человека? А этот "простой человек" не на белом мерседесе ли ездил?
Мария, простого человека? А этот "простой человек" не на белом мерседесе ли ездил?
Поэтому он и не был монахом. Андрей, совесть есть у тебя? Не нравится человек, помолчи в такой день, книгу почитай по ссылке, проникнись хоть чем-то добрым к нему... или просто пойди погуляй... с "праведниками"...
Поэтому он и не был монахом. Андрей, совесть есть у тебя? Не нравится человек, помолчи в такой день, книгу почитай по ссылке, проникнись хоть чем-то добрым к нему... или просто пойди погуляй... с "праведниками"...
Мария, к творчеству его отношусь с уважением, а как человека просто жаль его, сам загубил себя бухлом и наркотой.
«Как умел, так и жил…» ________________________________________ И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал … А. С. Пушкин Жизнь и деятельность поэта всегда вызывала немало критики. И это нормально, естественно. Он не лез в привычные рамки, всегда был неординарен, а все чт...
«Как умел, так и жил…» ________________________________________ И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал … А. С. Пушкин Жизнь и деятельность поэта всегда вызывала немало критики. И это нормально, естественно. Он не лез в привычные рамки, всегда был неординарен, а все что не вписывается в обычные стандарты, всегда вызывает очень разные мнения и оценки. Поэтому Высоцкий не может нравиться всем, у него много критиков, как в светской, так и в церковной среде. Все конечно, в первую очередь, указывают на его весьма далекую от нравственных идеалов, бурную жизнь. Но разве можно поэта, артиста и любого другого творца оценивать по его морально — нравственным качествам? Если ценить поэтов и музыкантов по этому критерию, то вообще мало кто уцелеет. Начиная от классиков и кончая современными творческими людьми. Люди искусства ценны именно своим творчеством, все остальные оценки являются уже осуждением, а оно категорически запрещено нам Самим Христом Спасителем: «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1). И Высоцкого нужно рассматривать с точки зрения того, как он реализовал данный ему от Бога талант, по масштабу его творчества и по тому, какое влияние он оказывал на людей, а не по тому: каким он был мужем отцом, пил он водку или не пил. К тому же мы знаем и другую, светлую сторону его жизни. Его умение дружить, отзывчивость, безотказность, щедрость, доброту, мягкость, искренность и огромное трудолюбие.
...Я не читал и не слышал ни одного интервью его друзей, родных или просто тех, кто знал его, где хоть кто-то отзывался бы о нем с неприязнью и нелюбовью. Достаточно почитать интервью двух бывших жен Высоцкого, Изольды Высоцкой и Людмилы Абрамовой, чтобы понять, что эти женщины любят Володю до сих пор.Да, у Высоцкого не сложилась семейная жизнь, и он очень переживал из-за этого. Женившись на Марине Влади, он много помогал своей второй жене Людмиле, и детям Аркадию и Никите, любил общаться с сыновьями. Но недостаток настоящей семьи он восполнял общением с друзьями. Дружба была для него понятием священным, этому чувству, товарищества, взаимовыручки посвящено немало его песен.
Нет друга, но смогу ли Не вспоминать его — Он спас меня от пули И много от чего. Ведь если станет плохо С душой иль с головой, То он в мгновенье ока Окажется со мной. И где бы он ни был, куда б ни уехал, — Как прежде, в бою, и в огне, и в дыму Я знаю, что он мне желает успеха, Я тоже успеха желаю ему.
...Думать, что Высоцкий был горьким пьяницей, и не вылезал из запоев, тоже нельзя, по той простой причине, что если бы поэт все время беспробудно пил, он не смог бы за свою короткую жизнь написать более полутысячи песен, стихов и несколько прозаических произведений. Сняться в тридцати фильмах, сыграть сотни спектаклей, дать более тысячи концертов в России и за рубежом, записать около десяти радиоспектаклей.
...Владимир Высоцкий за двадцать лет творчества успел сделать столько, что хватило бы на несколько жизней. Высоцкий не жил, он горел, совершенно не жалея себя, и его периодические срывы также многие считают следствием того страшного перенапряжения, которое он испытывал. «Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил, как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа». «Высоцкий – это, конечно, человек. Человек со всеми плюсами и минусами. Это – любовь к человеку». (Ю. Шевчук) Поэтому будем больше думать о своих грехах, а о Владимире Семеновиче судить по тому, какие «чувства …он лирой пробуждал», ведь именно тем «любезен он народу». Здесь, к сожалению, тоже нет единого мнения. Его критики, особенно из церковного лагеря, ссылаясь на его ранние «блатные», а также некоторые шуточные и другие не совсем удачные песни, записывают Высоцкого в похабники и атеисты. Но ни тем не другим он не был. О его пути к Богу, скажем чуть позже, а что касается неудачного творчества, это вещь неизбежная. Наследие Высоцкого насчитывает более 600 песен и стихов, совершенно естественно, что среди этого огромного багажа есть несколько десятков неудачных. Такое процентное соотношение обычно для любого поэта. И Пушкин писал стихи, за которые ему потом было стыдно. Я убежден, что те, кто критикуют песни Высоцкого, просто очень поверхностно знакомы с его творчеством. Беда еще в том, что наиболее популярными, ротируемыми, стали далеко не лучшие его произведения. Это то самое «уголовное» творчество, юмористические песни, и некоторые его лирические произведения. Но есть и другие его стихи. Самыми лучшими, сильным его песнями, я считаю произведения военного цикла. И их очень немало, около четверти всего песенного наследия поэта — это песни про войну и про военных. Высоцкий родился в 1938 году и во время войны был маленьким ребенком, но его отец был офицером, фронтовиком, и конечно он слышал его рассказы о войне. Поэт общался с ветеранами, пережил последствия войны и потом писал свои песни так, как будто воевал сам. Особенно его песни оценили люди прошедшие боевые действия, известный факт, что фронтовики писали ему многочисленные письма, спрашивая: «Не тот ли он Высоцкий, с которым они вместе воевали?» А это дорогого стоит, значит человек не просто талантливо описал жизнь и подвиги русских солдат, но и сам как бы прожил их жизнь, их боли, переживания и радости стали его собственными. Подвиг русского народа, его победа в Великой Отечественной войне – это, вообще, величайшее событие 20 столетия, оно сплотило нацию и вернуло людей к вере. И это героическое время прекрасно воспел в своих стихах Высоцкий. Песни из его военного цикла вошли в золотой фонд фронтовых песен, недаром их каждый год исполняют на концертах, посвященных дню Победы. К сожалению, формат данного произведения не позволяет привести целиком его песни о войне, но, я думаю, очень многие их слышали, к тому же их легко можно найти на дисках и в Интернете. Приведу просто некоторые названия песен. «На братских могилах», «Штрафные батальоны», «Мне этот бой не забыть нипочем», «Аисты», «Полчаса до атаки», « Как призывный набат», «Сыновья уходят в бой», «Песня о военном летчике», «Их восемь нас двое», «Только он не вернулся из боя», «Песня о моем старшине», « Про Сережку Фомина», «Разведка боем», «Песня о конце войны», «Тот, который не стрелял», « Кто сказал все сгорело дотла», и еще многие другие.
Все военные песни Высоцкого по-своему хороши, но особенно мне близки два его произведения. В них боль войны совмещается с удивительной лиричностью, почти нежностью: Кто сказал: «Всё сгорело дотла, Больше в землю не бросите семя!»? Кто сказал, что Земля умерла? Нет, она затаилась на время. Материнства не взять у Земли, Не отнять, как не вычерпать моря. Кто поверил, что Землю сожгли? Нет, она почернела от горя. Как разрезы, траншеи легли, И воронки, как раны, зияют. Обнажённые нервы Земли Неземное страдание знают. Она вынесет всё, переждёт, Не записывай Землю в калеки! Кто сказал, что Земля не поёт, Что она замолчала навеки?! Нет! Звенит она, стоны глуша, Изо всех своих ран, из отдушин, Ведь Земля — это наша душа, Сапогами не вытоптать душу! Кто сказал, что Земля умерла? Нет, она затаилась на время. Да, война для поэта – это страшная трагедия, боль «обнажённые нервы Земли неземное страдание знают», но песня эта пронизана любовью к Родине и надеждой на преодоление войны и лучшую жизнь. И еще одна, очень красивая песня:
Песня о звездах Мне этот бой не забыть нипочем — Смертью пропитан воздух, — А с небосклона бесшумным дождем Падали звезды. Снова упала — и я загадал: Выйти живым из боя, — Так свою жизнь я поспешно связал С глупой звездою. Я уж решил: миновала беда И удалось отвертеться, — Но с неба упала шальная звезда — Прямо под сердце. Нам говорили: «Нужна высота!» И «Не жалеть патроны!»… Вон покатилась вторая звезда — Вам на погоны. Звезд этих в небе — как рыбы в прудах, — Хватит на всех с лихвою. Если б не насмерть, ходил бы тогда Тоже — героем. Я бы звезду эту сыну отдал, Просто — на память… В небе горит, пропадает звезда — Некуда падать. Кроме того, что военные песни Владимира Семеновича глубоко патриотичны, героичны, но без ненужного пафоса и официоза, они очень правдивы. Но правда их не в описаниях ужасов войны, нет, у Высоцкого не найдешь натурализма — оторванных конечностей, искореженных тел, зверств фашистов, всей той «правды жизни», которой так увлекаются современные кинематографисты, снимающие картины о войне. У Высоцкого война – это трагедия, это боль, незаживающая рана. Но даже не это для него главное, его задача – показать человека в минуту выбора, страшного напряжения. Он затрагивает в своих стихах темы очень острые, которые в советское время замалчивались. Например, его песня «Штрафные батальоны» о подразделении солдат- штрафников, идущих почти на верную смерть. Вот отрывок из нее: У штрафников один закон, один конец: Коли, руби фашистского бродягу! И если не поймаешь в грудь свинец — Медаль на грудь поймаешь за отвагу. Ты бей штыком, а лучше — бей рукой: Оно надежней, да оно и тише. И ежели останешься живой — Гуляй, рванина, от рубля и выше! Считает враг: морально мы слабы, — За ним и лес, и города сожжены. Вы лучше лес рубите на гробы — В прорыв идут штрафные батальоны! Или песня «Тот, который не стрелял» — рассказ солдата, приговоренного трибуналом к расстрелу, за то что «однажды языка я добыл, да не донес», но которому чудом удается выжить после расстрела. Среди взвода солдат, приводившего приказ в исполнение, был один боец, который не стал стрелять. Среди тех, кто, казалось бы, уже ничего не могли поделать, оказался один, который смог. Нет! Смог один, который не стрелял. Рука упала в пропасть С дурацким звуком: «Пли!» — И залп мне выдал пропуск В ту сторону земли. Но… слышу: «Жив, зараза! Тащите в медсанбат — Расстреливать два раза Уставы не велят!» А врач потом всё цокал языком И, удивляясь, пули удалял. А я в бреду беседовал тайком С тем пареньком, который не стрелял. Я раны, как собака, Лизал, а не лечил. В госпиталях, однако, В большом почёте был — Ходил, в меня влюблённый, Весь слабый женский пол: «Эй, ты! Недострелённый! Давай-ка на укол!» Наш батальон геройствовал в Крыму, И я туда глюкозу посылал, Чтоб было слаще воевать ему. Кому? Тому, который не стрелял. Я пил чаёк из блюдца, Со спиртиком бывал. Мне не пришлось загнуться, И я довоевал. В свой полк определили. «Воюй! — сказал комбат. — А что недострелили — Так я не виноват». Я очень рад был, но, присев у пня, Я выл белугой и судьбину клял: Немецкий снайпер дострелил меня, Убив того, который не стрелял.
...Задача любого без исключения человека — реализовать данные ему от Бога дарования в служении Богу и людям, притом служа людям, если конечно мы имеем веру в Бога, мы приносим службу самому Богу. Высоцкий в Бога верил и это можно доказать как на основании свидетельств, близких к нему людей, так и на основании его песен, но об этом я скажу позднее. А его песни помогали миллионам людей «строить и жить». Он воспел в них не только подвиг русского солдата, но и мирный трудовой подвиг своих современников. Он писал про летчиков, моряков, подводников, шахтеров, крестьян, рабочих, шоферов, ученых, врачей, писателей и спортсменов. На его военных, «горных» и «рыцарских» песнях воспитано не одно поколение мальчишек. Более того, есть люди, и я думаю таких довольно много, которых Высоцкий своими песнями привел к вере. Я слышал о таких случаях и знаю, что, по крайней мере, один человек даже принял в последствии сан священника. И это неудивительно: в стране, победившего атеизма и всеобщей лжи, даже просто честно и искренне спетая песня могла заставить человека, не получившего никакого духовного воспитания, задуматься о вопросах смысла бытия, жизни и смерти, спасения души. Со мной в Семинарии учились ребята, которые пришли к Крещению через русский рок 70-80 гг. Тем же проводником ко Христу для кого-то стал Высоцкий. Ибо в своих песнях звал задуматься над главнейшими вопросами и очень часто затрагивал духовные темы. (Из книги Павла Гумерова «Владимир Высоцкий: трагедия русской души»)
Над бездной ________________________________________ Натуру Владимира Высоцкого можно назвать карамазовской. Один персонаж романа Ф. М. Достоевского « Братья Карамазовы» говорит про Митю Карамазова: «Мы натуры широкие, карамазовские…, способные вмещать всевозможные противоположности и разом созер...
Над бездной ________________________________________ Натуру Владимира Высоцкого можно назвать карамазовской. Один персонаж романа Ф. М. Достоевского « Братья Карамазовы» говорит про Митю Карамазова: «Мы натуры широкие, карамазовские…, способные вмещать всевозможные противоположности и разом созерцать обе бездны, бездну над нами, бездну высших идеалов, и бездну под нами, бездну самого низшего и зловонного падения». Эта чрезмерная широта, страстность, метание из крайности в крайность, к сожалению, присуща русской душе, и эта черта является большой ее трагедией. Владимиру Семеновичу были также очень свойственны такие крайности. Об этих двух безднах написана его знаменитая песня «Кони привередливые».
Вдоль обрыва по-над пропастью по самому по краю Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю Чую с гибельным восторгом пропадаю, пропадаю Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее Вы тугую не слушайте плеть Но что-то кони мне попались привередливые И дожить не успел, мне допеть не успеть Я коней напою, я куплет допою Хоть немного еще постою на краю
Нахлестывая, подгоняя своих коней, мчащихся над обрывом, поэт прекрасно осознавал, что путь этот очень скользкий, опасный, грозящий гибелью, но, слаб человек, замедлить бешеный темп своей жизни ему удавалось лишь на время. Его страсти, грехи очень мучили его самого, он, как мог, боролся с ними. Известно, что Высоцкий неоднократно лечился от алкоголизма, у него были периоды, когда он вообще не пил, порой по нескольку лет. Об этом он и сам говорит в одной из своих песен, являющийся ответом на вопросы, которые ему часто задавали журналисты:
Я все вопросы освещу сполна — Дам любопытству удовлетворенье! Да, у меня француженка жена — Но русского она происхожденья. Нет, у меня сейчас любовниц нет. А будут ли? Пока что не намерен. Не пью примерно около двух лет. Запью ли вновь? Не знаю, не уверен.
Страсть со славянского языка переводится как страдание, и Владимир Семенович страдал от своих неправильных поступков, от пьянства, от того, что своими любовными связями причиняет боль любимым людям. «Жжет нас память, и мучает совесть, у того, у кого они есть», — пел он в одной из своих песен, а совесть у Высоцкого, безусловно, была очень обостренная.
Иногда говорят: Высоцкий мучался, впадал в депрессию, страдал нервными расстройствами, пил, потому что его гнали, преследовали, притесняли, не понимали, не давали работать и выступать с концертами. Думаю, что это не так, поэт страдал и тосковал не из-за этого. По тем временам Высоцкий имел очень многое. Он был одним из самых любимых и востребованных певцов и артистов. Работал в одном из самых лучших и знаменитых столичных театров, в театре на Таганке. Слава его была, поистине всенародна, его песни слушали все: от простых работяг, до партийного руководства. У него были деньги, связи, иностранные машины. Он часто выезжал за рубеж, а главное имел возможность выступать там. Да, его не награждали госнаградами и званиями, его пластинки выпускали крайне неохотно, но все это с лихвой компенсировалось всесоюзной народной славой и любовью, огромным количеством магнитофонных пленок с его песнями, которые ходили по всей стране. Думаю, что для любого истинного творца, в первую очередь, нужна обратная связь с теми людьми, для которых он работает. Творческий человек должен чувствовать, что нужен людям, чувствовать их любовь, внимание. Все это является истинной наградой и дает силу и стимул к дальнейшему творчеству. Если этого нет – не нужны никакие звания и престижные премии. Да, были периоды притеснения со стороны начальства, властей, зависть недоброжелателей, но не в этом трагедия Владимира Семеновича. Он страдал от другого, от того, что видел, как губит себя, свой талант и доставляет страдания своим близким, страдал, потому что обладал чуткой, тонко чувствующей, честной душой и непрожженной совестью. Он понимал, что так, как он живет, жить нельзя, но найти силы, чтобы вырваться из этого порочного круга он не мог.
Что еще мучило Высоцкого, заставляло его искать успокоение в алкоголе? Мы уже говорили о неустроенности семейной жизни поэта. И брак с Мариной Влади не решил эту проблему. Они были мужем и женой, но они не могли быть вместе, Марина жила в Париже, Владимир в Москве. Их встречи были яркими, насыщенными, но нормальной семейной жизни у Высоцкого не было. Муж и жена должны быть единым телом и душой, должны быть вместе. «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника…» (Быт. 2:18), — вот замысел Божий о браке. И жена должна поддерживать мужа постоянно, быть рядом с ним, особенно в трудную минуту. И Высоцкий очень нуждался в поддержке, известно, что когда он был еще женат на Людмиле Абрамовой, она очень укрепляла его, ради нее он держался, ложился в больницы и бросал пить. Марина Влади, также помогала поэту бороться с недугом, она неоднократно его спасала, но быть вместе постоянно они не могли. И Высоцкий очень страдал в отсутствии Марины. Люди почти всегда пьют не от хорошей жизни. Пьют от потери работы, личных трагедий, неустроенности в семье, отсутствия цели своего существования. Алкоголь помогает на время уйти от проблем, экранироваться от них, забыться, получить временное облегчение от боли и тоски. Но его можно сравнить с соленой водой, которая не может утолить жажду, а только усиливает ее. Владимир Высоцкий пристрастился к вину еще в юности, и с годами его недуг усиливался и начинал брать над ним верх, как говорится в пословице: «с молоду прорешка, под старость дыра». Спасаясь от недуга пьянства, Высоцкий погружался в работу, загонял себя до изнеможения, а потом, чаще всего, следовал очередной срыв. Чтобы снять стресс и усталость, поэт прибегал к привычному средству, хотя знал, чем это обычно кончается. Можно сказать, что вся жизнь Высоцкого была битвой с его страстью, из которой он, увы, не смог выйти победителем.
…В конце жизни Владимир Семенович написал удивительно печальную, грустную песню, она так и называется «Грусть моя, тоска моя».
Шел я, брел я, наступал то с пятки, то с носка,- Чувствую — дышу и хорошею… Вдруг тоска змеиная, зеленая тоска, Изловчась, мне прыгнула на шею. <…>
Песня эта является вариацией на цыганские темы. …Многие песни Высоцкого навеяны цыганскими романсами. Например, песня «Во хмелю слегка» — по мелодии почти полностью повторяет знаменитые «Очи черные». Песня «Кони привередливые» содержит в мелодии «Цыганочку», А его «Моя цыганская» — это просто «Цыганочка», только уже с другим, авторским текстом. И в других песнях Владимира Высоцкого иногда четко угадывается музыкальная гармония «Цыганской венгерки»: Субдоминанта, тоника, доминанта… Цыганские песни Высоцкого почти все пронизаны тоской, предчувствием скорого конца, но сквозь эту печаль прорывается и желание уйти от мрачных мыслей, желание жить. Его песня «У меня гитара есть» кончается печально: Что же это, братцы, не видать мне, что ли, Ни денёчков светлых и ни ночей безлунных? Загубили душу мне, отобрали волю, А теперь порвали серебряные струны…
А в песне «Камнем грусть висит на мне», желание жить побеждает: «Ты меня не дождешься, петля!», — звучит в конце песни.
Цыганские песни, их надрыв, слеза, грусть были созвучны душе Владимира Высоцкого, который порой страдал приступами тоски и уныния. Пушкин и другие русские поэты и писатели, также любили ездить к цыганам, в их произведениях часто можно найти обращение к цыганским темам.
На Руси вообще любят цыганские песни, они почему–то близки нам. Как поется в одном старом романсе, автор которого неизвестен:
Что так грустно, взять, что ли гитару Да спеть песню про любовь. Иль поехать лучше к «Яру», Разогреть шампанским кровь. Там цыганки молодые Будут петь, плясать всю ночь. Будут песни петь лихие, Отгоню тоску я прочь.
Грусть, минор присущи и русским песням, подавляющее большинство песен у нас минорные, печальные, может быть, поэтому нам близки и песни цыган с их слезой, пронзительностью и надрывом. Но, грустные песни дают лишь временное облегчение, в тоске. Они действуют как вино – сначала помогают, облегчают боль души, а потом тоска возвращается с новой силой.
К сожалению, Владимир Семенович, хотя и, несомненно, имел веру, так и не смог войти в ограду церковную. А борьба со страстями невозможна без духовной жизни и участия в таинствах Церкви, через которые мы получаем благодать Божию, духовную энергию для борьбы с грехом. Настоящее успокоение души, освобождение от страстей может дать только Бог: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11: 28) Невоцерковленность – эта еще одна наша общенациональная трагедия. Ведь даже сейчас, при отсутствии гонений на Церковь и очень большом количестве храмов, подавляющее большинство нашего народа находится вне церковной жизни. Поэтому и живем мы так плохо. У Высоцкого было много друзей, приятелей, он был постоянно окружен людьми, нередко бывал в шумных, порой пьяных компаниях, но не нашлось среди его окружения человека, способного понять его метущуюся душу, разделить его духовные искания и привести к Церкви. Помните, у евангельского расслабленного, лежащего близ Овчей купели, не было человека, который помог бы ему опуститься в купель для исцеления. Также случается и в жизни; иногда очень трудно бывает человеку в одиночку дойти до Церкви, особенно когда вокруг царит безбожие. К несчастью, люди, окружавшие поэта порой не только не поддерживали его, но наоборот, подталкивали ко греху, пользуясь его слабоволием и мягким характером. Свое духовное одиночество Высоцкий остро переживал. Сохранилась его песня, малоизвестная широкому кругу слушателей, написанная на стихи Андрея Вознесенского. Это тот редкий случай, когда Высоцкий пишет песню не на свои стихи, видимо это стихотворение оказалось крайне близко ему, созвучно тому, что он сам чувствовал и переживал. Написана песня в форме молитвы к Богу. Вот строки из нее:
Не славы и не коровы, не тяжкой короны земной Пошли мне Господь второго, чтоб вытянул петь со мной, Прошу не любви ворованной, не милости на денек, Пошли мне Господь второго, чтоб не был так одинок.
Чтоб было с кем пасоваться, аукаться через степь, Для сердца, не для оваций, на два голоса спеть. Чтоб кто-нибудь меня понял, не часто, ну хоть разок, Из раненых губ моих поднял царапанный пулей рожок. Известно, что в 1969 году поэт в первый раз пережил клиническую смерть, второй раз он прошел через это двадцать пятого июля 1979 года, случилось это ровно (день в день) за год до его кончины в 1980 году. Все люди, пережившее подобное, как правило, приобретают в той или иной степени веру. Там атеистов нет. Но, к сожалению, не все прошедшие даже через такое тяжелое потрясение, приходят к подлинно духовной и церковной жизни. В 1977 году Высоцкий пишет песню «Райские яблоки», она, безусловно, навеяна опытом переживания им клинической смерти. Он пишет про свое умирание и возвращение в тело, но то, что он описывает не нужно принимать за какое-то подлинное видение или откровение. Это аллегория, образ того, как он сам на тот момент, понимал загробный мир. Картина получилась очень сумбурной, непонятной, многие люди вообще не могут понять: о чем эта песня? Но реалии загробного мира закрыты даже для людей, знающих учение Церкви о рае и аде, ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Что такое райские обители, мы узнаем только после смерти, когда, по учению Церкви, каждой душе с третьего по девятый день будут показаны селения рая. И неудивительно, что человек невоцерковленный, не просвещенный в духовных вопросах, понимает реалии жизни вечной согласно собственным, очень искаженным представлениям. Эта песня даже не о поездке в рай, а о состоянии большой тревоги и о болезненном предчувствии близкой кончины.
Я когда-то умру — мы когда-то всегда умираем,- Как бы так угадать, чтоб не сам — чтобы в спину ножом: Убиенных щадят, отпевают и балуют раем,- Не скажу про живых, а покойников мы бережем.
В грязь ударю лицом, завалюсь покрасивее набок, И ударит душа на ворованных клячах в галоп. В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок. Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.
Прискакали — гляжу — пред очами не райское что-то: Неродящий пустырь и сплошное ничто — беспредел. И среди ничего возвышались литые ворота, И огромный этап, тысяч пять на коленях сидел. <…>
Герою песни удается проникнуть за райские ворота.
Всем нам блага подай, да и много ли требовал я благ?! Мне — чтоб были друзья, да жена — чтобы пала на гроб, Ну, а я уж для них наворую бессемечных яблок… Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.
В онемевших руках свечи плавились, как в канделябрах, А тем временем я снова поднял лошадок в галоп. Я набрал, я натряс этих самых бессемечных яблок — И за это меня застрелили без промаха в лоб.
И погнал я коней прочь от мест этих гиблых и зяблых, Кони — головы вверх, но и я закусил удила. Вдоль обрыва с кнутом по-над пропастью пазуху яблок Я тебе привезу — ты меня и из рая ждала!
Поэт, к большому сожалению, не понимает что такое рай, он только чувствует, что по своей жизни, далекой от нравственности, недостоин райского блаженства и считает, что рай для него закрыт как некий секретный охраняемый объект. Как в русской пословице: «Рад бы в рай, да грехи не пускают». Но он приезжает туда «на ворованных клячах» и хочет попасть туда с черного хода, обманным путем, чтобы украсть часть райских благ и вернутся на землю, где ему хорошо с любимой. Он не готов к райской жизни она для него непонятна, ему хочется еще пожить на земле. Несмотря на спорность этой песни, она отражает его настроение и предчувствие скорого ухода. Это тревожит, но не заставляет задуматься о покаянии, а ввергает в тоску, как и в песне «Моя цыганская». Он нисколько не сомневается в бессмертии души, но не видит себя в той будущей жизни, даже рай пугает его своей неизвестностью и недоступностью, в нем говорит обычный для всех людей страх смерти. Но не знает, что двери райские открываются покаянием, ибо нет греха непрощаемого, кроме нераскаянного. Да и рай это совсем другое место, область света и божественной любви. Но все это, к сожалению неизвестно ему. Кто слышал запись этой песни, знает, что Высоцкий исполнял ее с какой-то беспредельной щемящей тоской, с криком души и в этом крике слышится, в том числе и присущая всему человечеству тоска о потерянном рае.
А в год смерти Высоцкий пишет стихотворение «Две просьбы», также пронизанное предчувствием скорого конца, в ней поэт просит у Бога продлить его дни. Вот строки из него:
Чту Фауста ли, Дориана Грея ли, Но чтобы душу - дьяволу,- ни-ни! Зачем цыганки мне гадать затеяли? День смерти уточнили мне они... Ты эту дату, Боже, сохрани,- Не отмечай в своем календаре или В последний миг возьми и измени, Чтоб я не ждал, чтоб вороны не реяли И чтобы агнцы жалобно не блеяли, Чтоб люди не хихикали в тени,- От них от всех, о Боже, охрани - Скорее, ибо душу мне они Сомненьями и страхами засеяли!
Что очень важно, Высоцкий говорит этими стихами, что очень хочет жить, но не ценой продажи души и совести. Он любит жизнь, но для него более важно было, не сколько прожить, а как.
(Из книги Павла Гумерова «Владимир Высоцкий: трагедия русской души»)
Священник Павел Гумеров "Владимир Высоцкий: трагедия русской души" http://pavel-gumerov.ru/book/vysotsky
Андрей, совесть должна любому человеку подсказывать, когда говорить, а когда молчать... Похоже, защищать мерсы живых монахов праведнее, нежели в день памяти простого человека просто промолчать.
Мария, простого человека? А этот "простой человек" не на белом мерседесе ли ездил?
Мария, простого человека? А этот "простой человек" не на белом мерседесе ли ездил?
Поэтому он и не был монахом. Андрей, совесть есть у тебя? Не нравится человек, помолчи в такой день, книгу почитай по ссылке, проникнись хоть чем-то добрым к нему... или просто пойди погуляй... с "праведниками"...
Поэтому он и не был монахом. Андрей, совесть есть у тебя? Не нравится человек, помолчи в такой день, книгу почитай по ссылке, проникнись хоть чем-то добрым к нему... или просто пойди погуляй... с "праведниками"...
Мария, к творчеству его отношусь с уважением, а как человека просто жаль его, сам загубил себя бухлом и наркотой.
«Как умел, так и жил…»
________________________________________
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал …
А. С. Пушкин
Жизнь и деятельность поэта всегда вызывала немало критики. И это нормально, естественно. Он не лез в привычные рамки, всегда был неординарен, а все чт...
Развернуть
«Как умел, так и жил…»
________________________________________
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал …
А. С. Пушкин
Жизнь и деятельность поэта всегда вызывала немало критики. И это нормально, естественно. Он не лез в привычные рамки, всегда был неординарен, а все что не вписывается в обычные стандарты, всегда вызывает очень разные мнения и оценки. Поэтому Высоцкий не может нравиться всем, у него много критиков, как в светской, так и в церковной среде. Все конечно, в первую очередь, указывают на его весьма далекую от нравственных идеалов, бурную жизнь. Но разве можно поэта, артиста и любого другого творца оценивать по его морально — нравственным качествам? Если ценить поэтов и музыкантов по этому критерию, то вообще мало кто уцелеет. Начиная от классиков и кончая современными творческими людьми. Люди искусства ценны именно своим творчеством, все остальные оценки являются уже осуждением, а оно категорически запрещено нам Самим Христом Спасителем: «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1). И Высоцкого нужно рассматривать с точки зрения того, как он реализовал данный ему от Бога талант, по масштабу его творчества и по тому, какое влияние он оказывал на людей, а не по тому: каким он был мужем отцом, пил он водку или не пил. К тому же мы знаем и другую, светлую сторону его жизни. Его умение дружить, отзывчивость, безотказность, щедрость, доброту, мягкость, искренность и огромное трудолюбие.
...Я не читал и не слышал ни одного интервью его друзей, родных или просто тех, кто знал его, где хоть кто-то отзывался бы о нем с неприязнью и нелюбовью. Достаточно почитать интервью двух бывших жен Высоцкого, Изольды Высоцкой и Людмилы Абрамовой, чтобы понять, что эти женщины любят Володю до сих пор.Да, у Высоцкого не сложилась семейная жизнь, и он очень переживал из-за этого. Женившись на Марине Влади, он много помогал своей второй жене Людмиле, и детям Аркадию и Никите, любил общаться с сыновьями. Но недостаток настоящей семьи он восполнял общением с друзьями. Дружба была для него понятием священным, этому чувству, товарищества, взаимовыручки посвящено немало его песен.
Нет друга, но смогу ли
Не вспоминать его —
Он спас меня от пули
И много от чего.
Ведь если станет плохо
С душой иль с головой,
То он в мгновенье ока
Окажется со мной.
И где бы он ни был, куда б ни уехал, —
Как прежде, в бою, и в огне, и в дыму
Я знаю, что он мне желает успеха,
Я тоже успеха желаю ему.
...Думать, что Высоцкий был горьким пьяницей, и не вылезал из запоев, тоже нельзя, по той простой причине, что если бы поэт все время беспробудно пил, он не смог бы за свою короткую жизнь написать более полутысячи песен, стихов и несколько прозаических произведений. Сняться в тридцати фильмах, сыграть сотни спектаклей, дать более тысячи концертов в России и за рубежом, записать около десяти радиоспектаклей.
...Владимир Высоцкий за двадцать лет творчества успел сделать столько, что хватило бы на несколько жизней. Высоцкий не жил, он горел, совершенно не жалея себя, и его периодические срывы также многие считают следствием того страшного перенапряжения, которое он испытывал.
«Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил, как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа». «Высоцкий – это, конечно, человек. Человек со всеми плюсами и минусами. Это – любовь к человеку». (Ю. Шевчук)
Поэтому будем больше думать о своих грехах, а о Владимире Семеновиче судить по тому, какие «чувства …он лирой пробуждал», ведь именно тем «любезен он народу». Здесь, к сожалению, тоже нет единого мнения. Его критики, особенно из церковного лагеря, ссылаясь на его ранние «блатные», а также некоторые шуточные и другие не совсем удачные песни, записывают Высоцкого в похабники и атеисты. Но ни тем не другим он не был. О его пути к Богу, скажем чуть позже, а что касается неудачного творчества, это вещь неизбежная. Наследие Высоцкого насчитывает более 600 песен и стихов, совершенно естественно, что среди этого огромного багажа есть несколько десятков неудачных. Такое процентное соотношение обычно для любого поэта. И Пушкин писал стихи, за которые ему потом было стыдно. Я убежден, что те, кто критикуют песни Высоцкого, просто очень поверхностно знакомы с его творчеством. Беда еще в том, что наиболее популярными, ротируемыми, стали далеко не лучшие его произведения. Это то самое «уголовное» творчество, юмористические песни, и некоторые его лирические произведения. Но есть и другие его стихи. Самыми лучшими, сильным его песнями, я считаю произведения военного цикла. И их очень немало, около четверти всего песенного наследия поэта — это песни про войну и про военных. Высоцкий родился в 1938 году и во время войны был маленьким ребенком, но его отец был офицером, фронтовиком, и конечно он слышал его рассказы о войне. Поэт общался с ветеранами, пережил последствия войны и потом писал свои песни так, как будто воевал сам. Особенно его песни оценили люди прошедшие боевые действия, известный факт, что фронтовики писали ему многочисленные письма, спрашивая: «Не тот ли он Высоцкий, с которым они вместе воевали?» А это дорогого стоит, значит человек не просто талантливо описал жизнь и подвиги русских солдат, но и сам как бы прожил их жизнь, их боли, переживания и радости стали его собственными.
Подвиг русского народа, его победа в Великой Отечественной войне – это, вообще, величайшее событие 20 столетия, оно сплотило нацию и вернуло людей к вере. И это героическое время прекрасно воспел в своих стихах Высоцкий. Песни из его военного цикла вошли в золотой фонд фронтовых песен, недаром их каждый год исполняют на концертах, посвященных дню Победы. К сожалению, формат данного произведения не позволяет привести целиком его песни о войне, но, я думаю, очень многие их слышали, к тому же их легко можно найти на дисках и в Интернете. Приведу просто некоторые названия песен. «На братских могилах», «Штрафные батальоны», «Мне этот бой не забыть нипочем», «Аисты», «Полчаса до атаки», « Как призывный набат», «Сыновья уходят в бой», «Песня о военном летчике», «Их восемь нас двое», «Только он не вернулся из боя», «Песня о моем старшине», « Про Сережку Фомина», «Разведка боем», «Песня о конце войны», «Тот, который не стрелял», « Кто сказал все сгорело дотла», и еще многие другие.
Все военные песни Высоцкого по-своему хороши, но особенно мне близки два его произведения. В них боль войны совмещается с удивительной лиричностью, почти нежностью:
Кто сказал: «Всё сгорело дотла,
Больше в землю не бросите семя!»?
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет, она затаилась на время.
Материнства не взять у Земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что Землю сожгли?
Нет, она почернела от горя.
Как разрезы, траншеи легли,
И воронки, как раны, зияют.
Обнажённые нервы Земли
Неземное страдание знают.
Она вынесет всё, переждёт,
Не записывай Землю в калеки!
Кто сказал, что Земля не поёт,
Что она замолчала навеки?!
Нет! Звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин,
Ведь Земля — это наша душа,
Сапогами не вытоптать душу!
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет, она затаилась на время.
Да, война для поэта – это страшная трагедия, боль «обнажённые нервы Земли
неземное страдание знают», но песня эта пронизана любовью к Родине и надеждой на преодоление войны и лучшую жизнь.
И еще одна, очень красивая песня:
Песня о звездах
Мне этот бой не забыть нипочем —
Смертью пропитан воздух, —
А с небосклона бесшумным дождем
Падали звезды.
Снова упала — и я загадал:
Выйти живым из боя, —
Так свою жизнь я поспешно связал
С глупой звездою.
Я уж решил: миновала беда
И удалось отвертеться, —
Но с неба упала шальная звезда —
Прямо под сердце.
Нам говорили: «Нужна высота!»
И «Не жалеть патроны!»…
Вон покатилась вторая звезда —
Вам на погоны.
Звезд этих в небе — как рыбы в прудах, —
Хватит на всех с лихвою.
Если б не насмерть, ходил бы тогда
Тоже — героем.
Я бы звезду эту сыну отдал,
Просто — на память…
В небе горит, пропадает звезда —
Некуда падать.
Кроме того, что военные песни Владимира Семеновича глубоко патриотичны, героичны, но без ненужного пафоса и официоза, они очень правдивы. Но правда их не в описаниях ужасов войны, нет, у Высоцкого не найдешь натурализма — оторванных конечностей, искореженных тел, зверств фашистов, всей той «правды жизни», которой так увлекаются современные кинематографисты, снимающие картины о войне. У Высоцкого война – это трагедия, это боль, незаживающая рана. Но даже не это для него главное, его задача – показать человека в минуту выбора, страшного напряжения. Он затрагивает в своих стихах темы очень острые, которые в советское время замалчивались. Например, его песня «Штрафные батальоны» о подразделении солдат- штрафников, идущих почти на верную смерть. Вот отрывок из нее:
У штрафников один закон, один конец:
Коли, руби фашистского бродягу!
И если не поймаешь в грудь свинец —
Медаль на грудь поймаешь за отвагу.
Ты бей штыком, а лучше — бей рукой:
Оно надежней, да оно и тише.
И ежели останешься живой —
Гуляй, рванина, от рубля и выше!
Считает враг: морально мы слабы, —
За ним и лес, и города сожжены.
Вы лучше лес рубите на гробы —
В прорыв идут штрафные батальоны!
Или песня «Тот, который не стрелял» — рассказ солдата, приговоренного трибуналом к расстрелу, за то что «однажды языка я добыл, да не донес», но которому чудом удается выжить после расстрела. Среди взвода солдат, приводившего приказ в исполнение, был один боец, который не стал стрелять. Среди тех, кто, казалось бы, уже ничего не могли поделать, оказался один, который смог.
Нет! Смог один, который не стрелял.
Рука упала в пропасть
С дурацким звуком: «Пли!» —
И залп мне выдал пропуск
В ту сторону земли.
Но… слышу: «Жив, зараза!
Тащите в медсанбат —
Расстреливать два раза
Уставы не велят!»
А врач потом
всё цокал языком
И, удивляясь, пули удалял.
А я в бреду беседовал тайком
С тем пареньком,
который не стрелял.
Я раны, как собака,
Лизал, а не лечил.
В госпиталях, однако,
В большом почёте был —
Ходил, в меня влюблённый,
Весь слабый женский пол:
«Эй, ты! Недострелённый!
Давай-ка на укол!»
Наш батальон геройствовал в Крыму,
И я туда глюкозу посылал,
Чтоб было слаще воевать ему.
Кому? Тому, который не стрелял.
Я пил чаёк из блюдца,
Со спиртиком бывал.
Мне не пришлось загнуться,
И я довоевал.
В свой полк определили.
«Воюй! — сказал комбат. —
А что недострелили —
Так я не виноват».
Я очень рад был, но, присев у пня,
Я выл белугой и судьбину клял:
Немецкий снайпер дострелил меня,
Убив того, который не стрелял.
...Задача любого без исключения человека — реализовать данные ему от Бога дарования в служении Богу и людям, притом служа людям, если конечно мы имеем веру в Бога, мы приносим службу самому Богу. Высоцкий в Бога верил и это можно доказать как на основании свидетельств, близких к нему людей, так и на основании его песен, но об этом я скажу позднее. А его песни помогали миллионам людей «строить и жить». Он воспел в них не только подвиг русского солдата, но и мирный трудовой подвиг своих современников. Он писал про летчиков, моряков, подводников, шахтеров, крестьян, рабочих, шоферов, ученых, врачей, писателей и спортсменов. На его военных, «горных» и «рыцарских» песнях воспитано не одно поколение мальчишек. Более того, есть люди, и я думаю таких довольно много, которых Высоцкий своими песнями привел к вере. Я слышал о таких случаях и знаю, что, по крайней мере, один человек даже принял в последствии сан священника. И это неудивительно: в стране, победившего атеизма и всеобщей лжи, даже просто честно и искренне спетая песня могла заставить человека, не получившего никакого духовного воспитания, задуматься о вопросах смысла бытия, жизни и смерти, спасения души. Со мной в Семинарии учились ребята, которые пришли к Крещению через русский рок 70-80 гг. Тем же проводником ко Христу для кого-то стал Высоцкий. Ибо в своих песнях звал задуматься над главнейшими вопросами и очень часто затрагивал духовные темы.
(Из книги Павла Гумерова «Владимир Высоцкий: трагедия русской души»)
Свернуть
Над бездной
________________________________________
Натуру Владимира Высоцкого можно назвать карамазовской. Один персонаж романа Ф. М. Достоевского « Братья Карамазовы» говорит про Митю Карамазова: «Мы натуры широкие, карамазовские…, способные вмещать всевозможные противоположности и разом созер...
Развернуть
Над бездной
________________________________________
Натуру Владимира Высоцкого можно назвать карамазовской. Один персонаж романа Ф. М. Достоевского « Братья Карамазовы» говорит про Митю Карамазова: «Мы натуры широкие, карамазовские…, способные вмещать всевозможные противоположности и разом созерцать обе бездны, бездну над нами, бездну высших идеалов, и бездну под нами, бездну самого низшего и зловонного падения». Эта чрезмерная широта, страстность, метание из крайности в крайность, к сожалению, присуща русской душе, и эта черта является большой ее трагедией. Владимиру Семеновичу были также очень свойственны такие крайности. Об этих двух безднах написана его знаменитая песня «Кони привередливые».
Вдоль обрыва по-над пропастью по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю
Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю
Чую с гибельным восторгом пропадаю, пропадаю
Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее
Вы тугую не слушайте плеть
Но что-то кони мне попались привередливые
И дожить не успел, мне допеть не успеть
Я коней напою, я куплет допою
Хоть немного еще постою на краю
Нахлестывая, подгоняя своих коней, мчащихся над обрывом, поэт прекрасно осознавал, что путь этот очень скользкий, опасный, грозящий гибелью, но, слаб человек, замедлить бешеный темп своей жизни ему удавалось лишь на время.
Его страсти, грехи очень мучили его самого, он, как мог, боролся с ними. Известно, что Высоцкий неоднократно лечился от алкоголизма, у него были периоды, когда он вообще не пил, порой по нескольку лет. Об этом он и сам говорит в одной из своих песен, являющийся ответом на вопросы, которые ему часто задавали журналисты:
Я все вопросы освещу сполна —
Дам любопытству удовлетворенье!
Да, у меня француженка жена —
Но русского она происхожденья.
Нет, у меня сейчас любовниц нет.
А будут ли? Пока что не намерен.
Не пью примерно около двух лет.
Запью ли вновь? Не знаю, не уверен.
Страсть со славянского языка переводится как страдание, и Владимир Семенович страдал от своих неправильных поступков, от пьянства, от того, что своими любовными связями причиняет боль любимым людям. «Жжет нас память, и мучает совесть, у того, у кого они есть», — пел он в одной из своих песен, а совесть у Высоцкого, безусловно, была очень обостренная.
Иногда говорят: Высоцкий мучался, впадал в депрессию, страдал нервными расстройствами, пил, потому что его гнали, преследовали, притесняли, не понимали, не давали работать и выступать с концертами. Думаю, что это не так, поэт страдал и тосковал не из-за этого. По тем временам Высоцкий имел очень многое. Он был одним из самых любимых и востребованных певцов и артистов. Работал в одном из самых лучших и знаменитых столичных театров, в театре на Таганке. Слава его была, поистине всенародна, его песни слушали все: от простых работяг, до партийного руководства. У него были деньги, связи, иностранные машины. Он часто выезжал за рубеж, а главное имел возможность выступать там. Да, его не награждали госнаградами и званиями, его пластинки выпускали крайне неохотно, но все это с лихвой компенсировалось всесоюзной народной славой и любовью, огромным количеством магнитофонных пленок с его песнями, которые ходили по всей стране. Думаю, что для любого истинного творца, в первую очередь, нужна обратная связь с теми людьми, для которых он работает. Творческий человек должен чувствовать, что нужен людям, чувствовать их любовь, внимание. Все это является истинной наградой и дает силу и стимул к дальнейшему творчеству. Если этого нет – не нужны никакие звания и престижные премии.
Да, были периоды притеснения со стороны начальства, властей, зависть недоброжелателей, но не в этом трагедия Владимира Семеновича.
Он страдал от другого, от того, что видел, как губит себя, свой талант и доставляет страдания своим близким, страдал, потому что обладал чуткой, тонко чувствующей, честной душой и непрожженной совестью. Он понимал, что так, как он живет, жить нельзя, но найти силы, чтобы вырваться из этого порочного круга он не мог.
Что еще мучило Высоцкого, заставляло его искать успокоение в алкоголе?
Мы уже говорили о неустроенности семейной жизни поэта. И брак с Мариной Влади не решил эту проблему. Они были мужем и женой, но они не могли быть вместе, Марина жила в Париже, Владимир в Москве. Их встречи были яркими, насыщенными, но нормальной семейной жизни у Высоцкого не было. Муж и жена должны быть единым телом и душой, должны быть вместе. «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника…» (Быт. 2:18), — вот замысел Божий о браке. И жена должна поддерживать мужа постоянно, быть рядом с ним, особенно в трудную минуту. И Высоцкий очень нуждался в поддержке, известно, что когда он был еще женат на Людмиле Абрамовой, она очень укрепляла его, ради нее он держался, ложился в больницы и бросал пить. Марина Влади, также помогала поэту бороться с недугом, она неоднократно его спасала, но быть вместе постоянно они не могли. И Высоцкий очень страдал в отсутствии Марины.
Люди почти всегда пьют не от хорошей жизни. Пьют от потери работы, личных трагедий, неустроенности в семье, отсутствия цели своего существования. Алкоголь помогает на время уйти от проблем, экранироваться от них, забыться, получить временное облегчение от боли и тоски. Но его можно сравнить с соленой водой, которая не может утолить жажду, а только усиливает ее. Владимир Высоцкий пристрастился к вину еще в юности, и с годами его недуг усиливался и начинал брать над ним верх, как говорится в пословице: «с молоду прорешка, под старость дыра».
Спасаясь от недуга пьянства, Высоцкий погружался в работу, загонял себя до изнеможения, а потом, чаще всего, следовал очередной срыв. Чтобы снять стресс и усталость, поэт прибегал к привычному средству, хотя знал, чем это обычно кончается.
Можно сказать, что вся жизнь Высоцкого была битвой с его страстью, из которой он, увы, не смог выйти победителем.
…В конце жизни Владимир Семенович написал удивительно печальную, грустную песню, она так и называется «Грусть моя, тоска моя».
Шел я, брел я, наступал то с пятки, то с носка,-
Чувствую — дышу и хорошею…
Вдруг тоска змеиная, зеленая тоска,
Изловчась, мне прыгнула на шею. <…>
Песня эта является вариацией на цыганские темы. …Многие песни Высоцкого навеяны цыганскими романсами. Например, песня «Во хмелю слегка» — по мелодии почти полностью повторяет знаменитые «Очи черные». Песня «Кони привередливые» содержит в мелодии «Цыганочку», А его «Моя цыганская» — это просто «Цыганочка», только уже с другим, авторским текстом. И в других песнях Владимира Высоцкого иногда четко угадывается музыкальная гармония «Цыганской венгерки»: Субдоминанта, тоника, доминанта…
Цыганские песни Высоцкого почти все пронизаны тоской, предчувствием скорого конца, но сквозь эту печаль прорывается и желание уйти от мрачных мыслей, желание жить. Его песня «У меня гитара есть» кончается печально:
Что же это, братцы, не видать мне, что ли,
Ни денёчков светлых и ни ночей безлунных?
Загубили душу мне, отобрали волю,
А теперь порвали серебряные струны…
А в песне «Камнем грусть висит на мне», желание жить побеждает:
«Ты меня не дождешься, петля!», — звучит в конце песни.
Цыганские песни, их надрыв, слеза, грусть были созвучны душе Владимира Высоцкого, который порой страдал приступами тоски и уныния.
Пушкин и другие русские поэты и писатели, также любили ездить к цыганам, в их произведениях часто можно найти обращение к цыганским темам.
На Руси вообще любят цыганские песни, они почему–то близки нам. Как поется в одном старом романсе, автор которого неизвестен:
Что так грустно, взять, что ли гитару
Да спеть песню про любовь.
Иль поехать лучше к «Яру»,
Разогреть шампанским кровь.
Там цыганки молодые
Будут петь, плясать всю ночь.
Будут песни петь лихие,
Отгоню тоску я прочь.
Грусть, минор присущи и русским песням, подавляющее большинство песен у нас минорные, печальные, может быть, поэтому нам близки и песни цыган с их слезой, пронзительностью и надрывом. Но, грустные песни дают лишь временное облегчение, в тоске. Они действуют как вино – сначала помогают, облегчают боль души, а потом тоска возвращается с новой силой.
К сожалению, Владимир Семенович, хотя и, несомненно, имел веру, так и не смог войти в ограду церковную. А борьба со страстями невозможна без духовной жизни и участия в таинствах Церкви, через которые мы получаем благодать Божию, духовную энергию для борьбы с грехом. Настоящее успокоение души, освобождение от страстей может дать только Бог:
«Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11: 28)
Невоцерковленность – эта еще одна наша общенациональная трагедия. Ведь даже сейчас, при отсутствии гонений на Церковь и очень большом количестве храмов, подавляющее большинство нашего народа находится вне церковной жизни. Поэтому и живем мы так плохо.
У Высоцкого было много друзей, приятелей, он был постоянно окружен людьми, нередко бывал в шумных, порой пьяных компаниях, но не нашлось среди его окружения человека, способного понять его метущуюся душу, разделить его духовные искания и привести к Церкви. Помните, у евангельского расслабленного, лежащего близ Овчей купели, не было человека, который помог бы ему опуститься в купель для исцеления. Также случается и в жизни; иногда очень трудно бывает человеку в одиночку дойти до Церкви, особенно когда вокруг царит безбожие. К несчастью, люди, окружавшие поэта порой не только не поддерживали его, но наоборот, подталкивали ко греху, пользуясь его слабоволием и мягким характером. Свое духовное одиночество Высоцкий остро переживал. Сохранилась его песня, малоизвестная широкому кругу слушателей, написанная на стихи Андрея Вознесенского. Это тот редкий случай, когда Высоцкий пишет песню не на свои стихи, видимо это стихотворение оказалось крайне близко ему, созвучно тому, что он сам чувствовал и переживал. Написана песня в форме молитвы к Богу. Вот строки из нее:
Не славы и не коровы, не тяжкой короны земной
Пошли мне Господь второго, чтоб вытянул петь со мной,
Прошу не любви ворованной, не милости на денек,
Пошли мне Господь второго, чтоб не был так одинок.
Чтоб было с кем пасоваться, аукаться через степь,
Для сердца, не для оваций, на два голоса спеть.
Чтоб кто-нибудь меня понял, не часто, ну хоть разок,
Из раненых губ моих поднял царапанный пулей рожок.
Известно, что в 1969 году поэт в первый раз пережил клиническую смерть, второй раз он прошел через это двадцать пятого июля 1979 года, случилось это ровно (день в день) за год до его кончины в 1980 году. Все люди, пережившее подобное, как правило, приобретают в той или иной степени веру. Там атеистов нет. Но, к сожалению, не все прошедшие даже через такое тяжелое потрясение, приходят к подлинно духовной и церковной жизни. В 1977 году Высоцкий пишет песню «Райские яблоки», она, безусловно, навеяна опытом переживания им клинической смерти. Он пишет про свое умирание и возвращение в тело, но то, что он описывает не нужно принимать за какое-то подлинное видение или откровение. Это аллегория, образ того, как он сам на тот момент, понимал загробный мир. Картина получилась очень сумбурной, непонятной, многие люди вообще не могут понять: о чем эта песня? Но реалии загробного мира закрыты даже для людей, знающих учение Церкви о рае и аде, ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Что такое райские обители, мы узнаем только после смерти, когда, по учению Церкви, каждой душе с третьего по девятый день будут показаны селения рая. И неудивительно, что человек невоцерковленный, не просвещенный в духовных вопросах, понимает реалии жизни вечной согласно собственным, очень искаженным представлениям. Эта песня даже не о поездке в рай, а о состоянии большой тревоги и о болезненном предчувствии близкой кончины.
Я когда-то умру — мы когда-то всегда умираем,-
Как бы так угадать, чтоб не сам — чтобы в спину ножом:
Убиенных щадят, отпевают и балуют раем,-
Не скажу про живых, а покойников мы бережем.
В грязь ударю лицом, завалюсь покрасивее набок,
И ударит душа на ворованных клячах в галоп.
В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок.
Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.
Прискакали — гляжу — пред очами не райское что-то:
Неродящий пустырь и сплошное ничто — беспредел.
И среди ничего возвышались литые ворота,
И огромный этап, тысяч пять на коленях сидел. <…>
Герою песни удается проникнуть за райские ворота.
Всем нам блага подай, да и много ли требовал я благ?!
Мне — чтоб были друзья, да жена — чтобы пала на гроб,
Ну, а я уж для них наворую бессемечных яблок…
Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.
В онемевших руках свечи плавились, как в канделябрах,
А тем временем я снова поднял лошадок в галоп.
Я набрал, я натряс этих самых бессемечных яблок —
И за это меня застрелили без промаха в лоб.
И погнал я коней прочь от мест этих гиблых и зяблых,
Кони — головы вверх, но и я закусил удила.
Вдоль обрыва с кнутом по-над пропастью пазуху яблок
Я тебе привезу — ты меня и из рая ждала!
Поэт, к большому сожалению, не понимает что такое рай, он только чувствует, что по своей жизни, далекой от нравственности, недостоин райского блаженства и считает, что рай для него закрыт как некий секретный охраняемый объект. Как в русской пословице: «Рад бы в рай, да грехи не пускают». Но он приезжает туда «на ворованных клячах» и хочет попасть туда с черного хода, обманным путем, чтобы украсть часть райских благ и вернутся на землю, где ему хорошо с любимой.
Он не готов к райской жизни она для него непонятна, ему хочется еще пожить на земле. Несмотря на спорность этой песни, она отражает его настроение и предчувствие скорого ухода. Это тревожит, но не заставляет задуматься о покаянии, а ввергает в тоску, как и в песне «Моя цыганская». Он нисколько не сомневается в бессмертии души, но не видит себя в той будущей жизни, даже рай пугает его своей неизвестностью и недоступностью, в нем говорит обычный для всех людей страх смерти. Но не знает, что двери райские открываются покаянием, ибо нет греха непрощаемого, кроме нераскаянного. Да и рай это совсем другое место, область света и божественной любви. Но все это, к сожалению неизвестно ему. Кто слышал запись этой песни, знает, что Высоцкий исполнял ее с какой-то беспредельной щемящей тоской, с криком души и в этом крике слышится, в том числе и присущая всему человечеству тоска о потерянном рае.
А в год смерти Высоцкий пишет стихотворение «Две просьбы», также пронизанное предчувствием скорого конца, в ней поэт просит у Бога продлить его дни. Вот строки из него:
Чту Фауста ли, Дориана Грея ли,
Но чтобы душу - дьяволу,- ни-ни!
Зачем цыганки мне гадать затеяли?
День смерти уточнили мне они...
Ты эту дату, Боже, сохрани,-
Не отмечай в своем календаре или
В последний миг возьми и измени,
Чтоб я не ждал, чтоб вороны не реяли
И чтобы агнцы жалобно не блеяли,
Чтоб люди не хихикали в тени,-
От них от всех, о Боже, охрани -
Скорее, ибо душу мне они
Сомненьями и страхами засеяли!
Что очень важно, Высоцкий говорит этими стихами, что очень хочет жить, но не ценой продажи души и совести. Он любит жизнь, но для него более важно было, не сколько прожить, а как.
(Из книги Павла Гумерова «Владимир Высоцкий: трагедия русской души»)
Свернуть