Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православные интернет-миссионеры

Православие "последних времен" . Глава 28. Часть 14.

Глава 28. Человек и Провидение.
*** 14 ***
Процесс «духовного прозрения».

Трезвомыслящий, смиренномудрый человек, невольно задумывается над тем, почему одни люди принимают истинную веру Христианства-Православия, а другие выбирают нехристианские религии и инославные христианские исповедания, или вообще остаются в духовном неведении, во тьме безбожия-атеизма?
В первую очередь понимание условий и причин, определяющих степень духовной готовности человеческой души к познанию воли Божией и восприятию истинной веры, не должно превращаться в праздное любопытство, особенно когда дело касается жизни других людей. Христианин обязан думать преимущественно о зависимости личного земного и посмертного бытия от правильного, полноценного творения воли Божией.
Несомненно, что праведные и добрые люди спасают свою душу и попадают после смерти тела в миры Света, а грешные и злые люди обрекают себя на адские мучения души под властью падших ангелов. Именно Церковь дает человеку наилучшую возможность для спасительной праведной жизни. По сравнению с неверующим верующий человек получает от Бога верный шанс на спасение. Поэтому и говорится, что верующие спасабтся, а неверующие сами отказываются от возможности спасения.
Неверующий и нецерковный человек тоже способен жить по законам совести и творить добро. Теоретически Господь не может не спасти такого человека за его реальные дела. Учитывая справедливость Божию, кажется, что вера для этого не обязательна. Но на практике все выглядит совсем иначе. Неверие представляет собой весьма неустойчивое и духовно опасное состояние, особенно если человек считает, что смерть полностью прекращает человеческое бытие. В результате своего неверия «неверующий праведник» обычно невольно «опускает» руки и начинает жить «как все», в «свое удовольствие».
Из отрицания существования бессмертной души и вечной жизни, естественным образом следует неполноценность и ущербность духовного пути человека. Сам по себе неверующий человек способен творить добро без веры и помощи Божией. Но во первых не хочет этого делать, не видя в бескорыстном добре смысла. А во вторых просто не может, потому что приходится бороться с силами зла, неизмеримо превосходящими силы слабого и грешного человека.
В итоге получается, что вопрос правильного спасительного религиозно-нравственного развития души, неминуемо превращается в вопрос принятия или отвержения сознательной веры. Только вера дает человеку возможность эффективного исполнения богоустановленных духовных законов, определяющих настоящее и будущее нашей бессмертной души.

*******
Несмотря на отпадение человечества от Всеблагого Творца, несмотря на ужасающую греховность, буквально насильно заставляющую людей творить зло, Господь абсолютно любит и стремится спасти каждого человека. С момента сотворения Земли действие Божественного Промысла направлено на духовное очищение, исправление и спасение всего земного творения. Господь и силы Света будут трудиться над спасением человечества до момента духовного преображения Земли, до окончательной победы над силами тьмы, до полного изгнания падших ангелов из нашего мира.
Лишь Творцу и Правителю мироздания ведомы пути и способы спасения каждой человеческой души в земной жизни и после смерти. Бог дал человеку свободу, но Отчая Любовь никогда не оставляет нас без помощи. Бог всегда учитывает, что нам постоянно вредят и мешают падшие ангелы, нагло вмешивающиеся в земную историю. Неудивительно, что Творец делает все возможное для осуществления правильного духовного развития человечества, спасительно воздействуя на мир благодатной энергией Святого Духа.
Господь совершенно правильно говорит о том, что без Его помощи мы не способны познать спасительную Истину. Реальное познание мироздания возможно лишь под руководством его Творца. Тем более восприятие истинной веры, дающей возможность благодатного богообщения, совершается по откровению свыше.
Божественная забота, учитывающая наше духовное несовершенство и слабость, никогда не унижает человека. Одновременно Господь ясно требует от нас духовной сознательности и самостоятельности. Только тот, кто действительно хочет творить волю Божию через исполнение закона Божия, через смиренное признание личной греховности, через искреннее служение Богу и людям, может познать высшую Истину Христианства.

*******
Спасительный Промысел Творца проявляется в Его безличностном благодатном воздействии на все Божественное творение. Но главное действие благодати совершается в душе человека, когда Господь наставляет людей на примере деятельности сознательных творцов воли Божией, через дела и молитвы живых и усопших праведников.
Подражая действию Божественной Любви, христианин смиренно запрещает себе увлекаться суждениями о духовной судьбе окружающих людей, направляя усилия преимущественно на личное покаяние и спасение. При этом сознательным христианином движет вовсе не духовный эгоизм. Пока человек в достаточной мере не исправится лично, он не способен по настоящему творить волю Бога, показывая окружающим людям пример праведной жизни, приводящий их к спасительному познанию истинной веры. И тем более не способен и не имеет права рассуждать на тему спасения или погибели неправославных и нецерковных людей.
Никто из людей не может духовно прозреть, придти к Богу и познать Его волю, если Творец Сам не откроется человеку. Грехопадение неимоверно исказило первозданное человечество, лишив его «прямой» связи с Богом и нам остается надеяться в основном на спасительную помощь свыше.
Со Своей стороны Господь делает все возможное для того, чтобы не нарушая нашу свободу, открыть человеку подлинный смысл и цель человеческого бытия. Все человечество без исключения, является для Творца полем духовного посева. Во все времена Бог приходит к людям, предлагая нам спасительный «хлеб жизни» - благодатную силу и богооткровенное знание истинной христианской веры.
Затем вступает в действие второй решающий фактор, обуславливающий духовный путь человека - его собственная воля. Здесь мы видим не менее сложную тайну, не постижимую человеческим умом. Главная проблема заключается не в том, чтобы узнать почему один человек идет к Богу, а другой нет. Главное не отвергнуть волю Божию, когда Господь обратится к нам, предлагая вечную жизнь.

******
Успешно продвигаться по пути правильного духовного развития способен лишь смиренный человек, трезво оценивающий свои силы в сравнении с силами духовного мира. Смиренномудро признавая личную греховность, христианин с Божественной помощью начинает путь к реальному покаянию-исправлению сотворенного им зла. Жить праведно и творить добро, может только человек, который сам этого искренне хочет.
Ясное осознание личной греховности есть первый шаг на пути действенного духовного развития, начало освобождения от власти греха и зла. Познавая свою греховную искаженность и слабость, человек с Божией помощью начинает видеть свои грехи. Кающийся грешник непременно получает от Бога благодатную силу и знание, необходимые для личного преображения и положительного влияния на окружающий мир.
Обычно неверующий человек отрицает духовную ценность религии и Церкви, и ему приходится делать выбор в соответствии со своей совестью, принимая или отвергая традиционные общечеловеческие - нравственные и моральные нормы. Вся беда заключается в том, что голос нашего «низшего Я», голос искаженной грехопадением души, нередко заглушает голос «высшего Я», волю нашего богосотворенного духа, не давая совести открывать нам подлинную волю Божию.
Неудивительно, что в результате неверия и отрыва от Бога, в ходе человеческой истории меняются сами понятия о совести и «общечеловеческих духовных ценностях». В более ранние исторические эпохи, несмотря на многие недостатки, понятие совести тесно соотносилось с религиозными законами. А сейчас для неверующего человека совесть или вернее чисто умственные представлениями о нравственности, добре и зле, быстро превращаются в нечто странное, потворствующее его грехам и страстям.
Для верующего церковного человека, прошедшего начальную ступень духовного выбора, дальнейшее развитие зависит от выбора между формальным обрядоверием и сознательной верой, требующей бескомпромиссного исполнения Божественных заповедей. Гордый, самолюбивый и злой человек, не имеющий любви к Богу и людям, независимо от своей принадлежности к религии и Церкви, никогда не станет по настоящему верующим, потому что он считает себя совершенным существом, не нуждающимся в Божественной помощи.
Человек, воображающий, что он все знает и все может, сам закрывает себе путь к подлинному духовному знанию, становясь на путь губительного самолюбия, которое одинаково забывает о личном спасении и благе человечества. Среди неверующих падение гордости проявляется в целенаправленном безбожии, в стремлении стать сверхчеловеком или вернее человекобогом, властвующим над окружающими любым путем. А среди верующих из-за гордости появляются бессердечные фарисеи, уверенные в личной святости и безумно требующие от Бога земной и вечной награды за свое примитивное обрядоверие.

*******
Гордый человек, слепо преувеличивающий свой ум и способности, не может правильно постичь даже земную материальную сторону бытия. Тем более закрыто для него знание духовное, легко открывающееся простым людям, имеющим доброе и жертвенное сердце. А смиренномудрый человек спокойно постигает главную причину, определяющую личное спасение и реальное влияющую на уменьшение власти зла в мировом масштабе.
Смиренный человек искренне стремится исполнять спасительную волю Творца и действительно исполняет ее в личной жизни, получая для этого необходимое богооткровенное знание и благодатную силу. Праведный и добрый человек отдает свою волю и жизнь Богу, жертвуя собой во имя творчества бескорыстного добра и самоотверженной любви по отношению к людям. Так сознательный ученик Христа уподобляется Богу в Святости и Любви, в богоподобных силе и знании, которые служат его личному спасению и реально помогают спасению и исправлению окружающего мира.
Глупо судить о спасении и погибели окружающих людей, когда мы не можем до конца разобраться в самих себе. Только великие святые получают свыше право оценивать духовные пути других людей. Но даже святые пользуются этим даром весьма осторожно, лишь для помощи людям, оставляя право суда безгрешному Творцу. Выносить правильные решения о духовной сущности человека может только его Творец, прозревающий основы бытия.
Бог знает душу каждого человека, но Его знание предельно смиренно, самоотверженно и нисколько не ограничивает нашу свободу, не мешает нам делать личный духовный выбор. Когда Бог призывает человека к познанию духовной сути жизни, в Его призыве нет ни капли принуждения и все направлено на наше благо. Если Бог открывается человеку, значит человек, сознательно или бессознательно сам этого хочет. Когда человек, так или иначе, слышит голос Божий, для него остается один единственный верный выбор - принять Божественный призыв и стать на путь сознательной веры.
В движении человека по пути духовного просветления непостижимым образом сходятся две воли - Божественная и человеческая. Их соотношение и взаимодействие, да и то частично, земной человек может постичь по мере личного благодатного преображения и соединения с Богом. Можно твердо сказать, что Господь никогда не заставляет человека быть верующим. Божественная Любовь предельно ясно и одновременно смиренно показывает прозревающей душе духовную сущность бытия и ту опасность, которой подвергает себя душа, отвергающая своего Творца и самовольно творящая зло.
Мы не знаем, от чего конкретно зависит степень духовно-религиозного прозрения окружающих и нас самих, и просто не имеем права судить других людей. Ясно лишь одно - если человек чувствует духовное бытие мира, он уже не может оправдываться неведением и не имеет права отказываться творить волю Божию, потому что это необходимо в первую очередь для его личного спасения.
Чем больше открыто и дано человеку, тем яснее становится его совесть и разум, тем больше возрастает его духовная ответственность в отношении личного спасения и обязательной помощи спасению окружающего мира. Грехи и ошибки можно оправдать лишь искренним духовным непониманием, когда человек действительно не осознает, как и для чего надо быть верующим, сознательно исполняющим волю Творца. Вопрос в том, есть ли на Земле такие люди, действительно не чувствующие бытие духовного мира и искренне не понимающие высшую истину христианского учения?

21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. 22 И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Лк 10 (21-22)

1 После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его. 2 Приближался праздник Иудейский - поставление кущей. 3 Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. 4 Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. 5 Ибо и братья Его не веровали в Него. 6 На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время. 7 Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы. 8 Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось. 9 Сие сказав им, остался в Галилее.
10 Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно. 11 Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он? 12 И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ. 13 Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев. 14 Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил. 15 И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? 16 Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня; 17 кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. 18 Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. 19 Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? 20 Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя? 21 Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь. 22 Моисей дал вам обрезание [хотя оно не от Моисея, но от отцов], и в субботу вы обрезываете человека. 23 Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, - на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? 24 Не судите по наружности, но судите судом праведным. Ин 7 (1-24)

*******
Обращение человека к истинной вере благодатного богобщения и богопознания равнозначно очищению, преображению и благодатному просветлению душевно-телесного естества человека. Это всегда двойственный процесс взаимодействия воли Бога и воли человека.
В сознании любого психически здорового, контролирующего себя человека, постоянно идет борьба между совестью - голосом нашего духа и искаженной, самолюбивой волей нашего грешного душевно-телесного естества. Данная борьба происходит не только в земной жизни, но и после смерти, в смысле отношений духа и души, ведь человек всегда остается сознательным и мыслящим существом. Земная жизнь нам более-менее понятна, а вечность скрывает тайна, но сущность и цель данной борьбы всегда остаются неизменными.
Божественный Промысел стремится помочь человеку всеми возможными способами, не нарушающими нашу свободу. Если человек начинает слышать голос духовного мира, значит, это необходимо для нашего спасения и этого хочет наша душа, даже если она в силу греховности противиться воле Творца. Подобный человек уже не может находиться в состоянии «слепого» атеизма-безбожия, и вынужден решительно выбирать свой духовный путь, соглашаясь или отказываясь творить волю Божию.
По сути дела искренний полноценный атеизм весьма редок и скорее похож на специфическое психическое заболевание. Неверующего человека может возмутить такое заявление. Но если рассмотреть реальное поведение «искренних» атеистов, готовых, например, «ради счастья будущих поколений» уничтожать миллионы своих современников, называя это «любовью к человечеству», в христианской точке зрения на атеизм нет ничего странного.
Многие люди так и не доходят до ступени сознательного исповедания Христианства. Но им все равно приходится делать выбор в соответствии с велениями совести и духовно-религиозными законами бытия, по мере сил отказываясь от порабощающей власти телесных страстей, эгоизма и гордости, вредящих самому человеку и окружающему миру.
Евангельское благовестие направлено преимущественно к людям, хоть немного познавшим путь истинной веры. Верующий человек призывается Богом решительно избрать добровольное отречение от греховной и злой жизни, эгоизма и гордости, человеческого тщеславия и властолюбия. Для христианина данный выбор происходит на «высшем уровне», не только ради личного спасения, но обязательно во имя бескорыстной любви к Богу и людям. Не удивительно, что христианин всемерно старается избавиться от осуждения ближних, направляя все силы на искоренение собственных грехов. Потому что наше бытие касается не только личного спасения, неминуемо влияя на погибель или спасение всего человечества.

*******
Один Господь знает причины, определяющие духовное прозрение человека, чистоту его веры, степень познания Бога и христианского учения. Мера творения воли Божией зависит от индивидуальных качеств человека, и одновременно все верующие одинаково призваны идти навстречу Творцу, выбирая вместо земных страстей благодатный «хлеб жизни», дающий истинное познание бытия.
Вера каждого человека должна осуществляться на деле, как практическое учение «духа и жизни», требующее бескомпромиссного очищения от телесных и душевных грехов, бескорыстного творчества добрых дел и самоотверженной любви. Особенно важно очищение от власти эгоизма и гордости.
Трудно говорить о людях, которые действительно искренне не признают существование Творца, не понимают высшую справедливость и необходимость исполнения Божественных законов. Фактически все люди чувствуют голос совести, являющийся голосом нашего духа, понимают необходимость общечеловеческих нравственных ценностей и, следовательно, несут сознательную ответственность за свои дела в соответствии с личным духовным прозрением. Никто на земле не имеет права оправдывать свои грехи и зло «полным неведением». Каждый нормальный человек понимает недолжность зла и естественную необходимость добрых дел.
Но особая ответственность ложится на верующих людей, на сознательных членов Церкви Христовой. Христиане призываются Богом к полноценному служению истинной православной веры, которое означает непримиримую борьбу с грехом и злом внутри самого человека, и требует всестороннего просветления личности духом искренней святости и смиренной любви.
Чем больше человеку открыто свыше, чем больше он понимает, чем глубже его богословские познания и практика христианской жизни, тем «теснее» становятся врата его духовного пути, тем больше обязанностей и трудов ему приходится преодолеть во имя личного спасения и для помощи духовно слепым грешникамлюдям. Если подобный процесс не наблюдается в жизни православного человека, значит, он не имеет в себе любви к Богу и людям, и фактически не является верующим.

43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, 44 где червь их не умирает и огонь не угасает. 45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, 46 где червь их не умирает и огонь не угасает. 47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, 48 где червь их не умирает и огонь не угасает. 49 Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.50 Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою. Мк 9(43-50)

1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. 2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. 3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, 4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. 5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. 6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? 7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. 8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. 9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. 10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. 11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. 12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? 13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. 14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. 15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. 16 И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.
17 Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. 18 И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. 19 На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. 20 Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. 21 Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. 22 Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, 23 дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. 24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. 25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. 26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. 27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. 28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; 29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения. 30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца. 31 Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно. 32 Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне. 33 Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине. 34 Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись. 35 Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его. 36 Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня. 37 И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; 38 и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал. 39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. 40 Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь. 41 Не принимаю славы от человеков, 42 но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу. 43 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. 44 Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? 45 Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. 46 Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. 47 Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам? Ин 5 (1-47)

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности