- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 1913
- |
- Видео 1491
- |
- Мероприятия 2
Принципиальные расхождения Православия и Католицизма.
Глава 33
Духовная история человечества. Откровение Святого Духа.
Уважаемые братья и сестры! Буду рад услышать ваши отзывы о публикуемых материалах. Православной литературы сейчас достаточно, и возникает вопрос – есть ли в данной книге польза для православных христиан. Это последняя глава книги, предыдущие главы опубликованы на Елицах в отрывках. Полный текст книги «Православие последних времен» находится на сайте dmitri-andreev-vet.ortox.ru
*** 20 ***
Принципиальные расхождения Православия и Католицизма.
Здесь мы не станем подробно касаться догматических отличий Католицизма и многочисленных протестантских учений от Православия. Эта обширная тема сравнительного богословия христианских конфессий будет рассмотрена в следующей книге. Скажем только, что в наше время многие католические богословы признают - католические догматы создавались искусственно для обоснования права католической церковной организации на высшую власть. А значит, они не имеют «прочной базы» Божественного откровения и должны уступить место православной догматике.
Наиболее важные обрядовые и канонические расхождения Православия и традиционного католического учения касаются Таинств Евхаристии и Крещения. В Католической Церкви детей не причащают и не миропомазывают до 6-7 лет, якобы потому что раньше ребенок не достигает сознательного возраста для понимания личной греховности и ответа за грехи. Миряне у католиков причащаются только хлебом, а священники хлебом и вином. На Последней Вечери Христос подал апостолам именно хлеб и вино, мистически осмысливая их, как Свою Плоть и Кровь. Причем Господь никогда не разделял Своих последователей на «простых» мирян и привилегированных клириков.
Крещение католики совершают, обливая человека водой, вместо полного погружения в воду. Хотя Христос принимает Крещение, погружаясь в воды Иордана. Так что православное выражение Таинств Причастия и Крещения более соответствует изначальному христианскому опыту. Данная закономерность относится и к остальным отличиям католической обрядности, принятым в основном для того, чтобы просто отличаться от православного учения.
Естественно, что подлинный смысл Крещения и Евхаристии заключается в низведении на человека Божественной благодати, в восприятии человеком энергии Святого Духа. Обрести благодать может только сознательно верующий христианин, творящий волю Божию. Наиболее важно, чтобы Крещение принимал человек, действительно верящий во Христа, чтобы к Причастию подходил верующий, очищенный от телесных и душевных грехов. То, как осуществляется Таинство - обливанием или погружением в воду, принятием хлеба и вина, или только хлеба, имеет второстепенное значение. То же самое можно сказать о споре, какой хлеб необходимо применять для Причастия - квасной (дрожжевой), как это делают православные или опресноки (пресный без дрожжей), как это принято у католиков.
Причина принципиальной неуступчивости православных заключается в том, что католики ради удовлетворения гордого властолюбия, специально стали изменять догматы, каноны и обряды изначального Христианства. Особенно учитывая то, что православные формы религиозной жизни дал нам Сам Господь Иисус Христос.
Фактически подобные споры недостойны сознательных последователей Христа, и при наличии братской любви, христиане Востока и Запада легко могли бы решить данные разногласия на совместных Соборах, даже в том варианте, чтобы каждая Церковь сохранила свои обычаи, обряды и формы Таинств. Но только при условии признания и принятия православных догматов вместе с православной канонической практикой исполнения заповедей Сына Божия.
*******
По православному учению духовное развитие детей до семи лет находится в преимущественной зависимости от благодатного состояния их родителей. Поэтому православные дети исповедаются перед Причастием при наступлении семилетнего возраста, начиная самостоятельный духовный труд. Одновременно личное приобщение христианина к благодати начинается с момента рождения и Крещения. Еще ветхозаветные верующие посвящали Богу новорожденных детей. Восприятие благодати через Причастие нисколько не помешает ребенку раньше семи лет, особенно если вместе с ним причащаются родители, учащие его православной вере с младенческого возраста.
Католики решили вопрос Причастия для детей в его более человеческом, логическом варианте, утверждая, что детей надо причащать и миропомазать тогда, когда они четко осознают значение Таинств Исповеди и Евхаристии. Как будто до семи лет ребенок ничего не понимает. Другое дело, что он может не понимать значения «взрослых» грехов, что и определяет для него послабления в принятии Таинства Исповеди.
Еще один серьезный вопрос, разделяющий Восток и Запад - вопрос целибата (безбрачия) священства. Православный священник может или принять монашество или женится. Это и есть оптимальный вариант, когда священник свободно выбирает то, что наиболее подходит для его индивидуального пути к Богу. Католический священник обязательно дает обет безбрачия. Католические реформы в этом отношении были утверждены уже после разделения Церкви, как дисциплинарное средство для морального и нравственного исправления духовенства. Однако они не дали нормальных результатов и не дают до сих пор, поскольку основаны на безоговорочном принуждении. Особенно учитывая, что священнику-монаху довольно трудно служить в миру, и не каждый иеромонах может выдержать мирские искушения.
В сущности, христианский одухотворенный брак и безбрачие есть вещи равноценные, одинаково освященные Богом. Истинный христианин призван быть праведным человеком в любом случае. Брак и безбрачие одинаково должны быть святы для всех членов Церкви. Христианский брак является средством для рождения и воспитания благочестивых детей, а не поводом для чувственных наслаждений. В идеальном варианте даже благочестивые супруги-миряне обязаны применять физическую любовь только для рождения детей, подчиняя инстинкты физического размножения целям духовного развития.
Если простой верующий имеет право на снисхождение к данным телесным слабостям, то священник призван быть постоянно чистым от телесного греха. То есть священнику более подходит путь безбрачия, дающий возможность полностью посвятить себя на служение людям, так как семья означает неминуемые материальные заботы и помехи. Но если священник не может вынести путь монашества, Церковь с полным правом благословляет его на создание благочестивой верующей семьи. В противном случае возникает множество искушений, нередко приводящих людей, взявших на себя непомерный подвиг, к закономерным греховным падениям, недопустимым для любого верующего - мирянина и священника.
*******
Фактически главной и подлинной причиной разделения Единой Христианской Церкви на Восточную и Западную, на Православную и Католическую, является вопрос о церковной власти. К моменту разделения Церквей в XI-ом столетии, Византийская империя начала терять свое былое могущество под натиском исламских народов. В Европе установилась твердая власть христианских правителей и центр христианской цивилизации опять переместился в Рим. Ранее, когда престол Римской империи находился в Константинополе, там же находился при императоре Патриарх Константинопольской Церкви, считавшейся «первой из равных». Из-за уважения к столице империи, другие патриархи почитали константинопольского как своего предводителя.
Постепенно, по мере того, как возрождался Рим и набирали силу молодые европейские государства, римские епископы стали стремится к большей самостоятельности. Между тем восточные епископы продолжали утверждать свое преимущество в делах управления Церковью, основываясь на том, что Восток есть древняя колыбель Христианства-Православия. На Западе нашли подходящий «авторитетный» ответ - так как первоверховный апостол Петр был первым римским епископом, главенство в делах церковного управления изначально принадлежит Риму.
Основной поддержкой Католицизму служили сильные мирские правители, в то время как Восток переживал сильнейшие политические и военные кризисы. Вместо помощи православным братьям, католики требовали большей власти, а православные отказывались даже говорить на этот счет. Так богословский спор между Востоком и Западом постепенно утрачивал духовное значение, запутываясь в паутине мирской политики, а православные и католики начинали все более враждебно относиться друг к другу, непримиримо оспаривая право верховной церковной власти. Православные иерархи, несомненно, были правы, защищая изначальное учение традиционного Христианства-Православия, не требующего изменений. И одновременно невозможно отрицать совсем нехристианские претензии православных на верховную церковную власть. Никто не хотел слушать друг друга, и тем более смиренно уступать, в результате чего и произошел великий церковный раскол.
По сути дела вопрос о верховной церковной власти является основным камнем преткновения между Православием и Католичеством. Все остальные догматические, канонические и обрядовые причины раскола возникли как специально созданные католиками второстепенные поводы к разделению, прикрывающие главную причину. Обычно и православные и католики не любят про это говорить, ведь понимание подлинной причины раскола одинаково обличает нехристианское поведение, недостаток любви и смирения обеих сторон. Православные изначально правы в данном споре догматически и канонически, но они нередко пытались доказать свою правоту силовыми методами до тех пор пока Византия имела политическое влияние. Католики чувствовали свою недостаточную обоснованность в учении Христианской Церкви, однако поддержка власти лишала их смиренной трезвости, заставляя придумывать специальные «богословские» отличия для своего оправдания.
В наше время, учитывая ужасающее искажение католического вероучения и падение католической церковной организации, а также экуменический и обновленческий «разброд» внутри протестантизма, вопрос о соединении восточных и западных христиан, может быть решен только в одном варианте. Это безоговорочное возвращение католиков и протестантов в лоно Православной Церкви, в «точку возврата», откуда начался раскол по всем вопросам церковной жизни - догматическим, каноническим, обрядовым и духовно-практическим. Для этого всем нормальным христианам, в том числе и православным, необходимо понять, что подлинным Главой Христианской Церкви является Сын Божий Господь Иисус Христос, ждущий от «единства в любви».
С помощью церковных реформ можно сделать много полезного, но для этого церковная иерархия должна быть предельно осторожна в понимании роли и значения церковной власти, которую Сам Господь во первых лишает права командовать, и во вторых обязывает безоговорочно и самоотверженно служить людям. Если верующий обретает церковную власть для собственной выгоды и удовлетворения гордого властолюбия, он в любом случае не является верующим и совсем не понимает смысла Христианства. Отсюда в основном происходят все ереси и расколы.
*******
Все поместные православные Церкви равны между собой. Можно говорить только о большей авторитетности некоторых церковных престолов. Поэтому наиболее приемлемым вариантом решения важных церковных проблем является собрание Вселенских Соборов, где «общее сознание» Церкви, объединенное духом смиренной любви, действительно может выработать с помощью Божией правильное решение любых вопросов. В наше время также изучается вопрос выбора на Вселенском Соборе вселенского Патриарха из числа самых почитаемых церковных иерархов. Подобное положение было бы удобно для централизованного управления Вселенской Православной Церковью, но, к сожалению, оно невозможно из-за неправильно понятой «независимости» Поместных Церквей или их политического подчинения национальным правительствам.
Можно сказать, что и Православие и Католицизм имеют свои недостатки в церковном управлении. На Востоке шла постоянная борьба за большее церковное влияние вокруг престола константинопольского Патриарха, пока, наконец, Восточная Церковь не образовала несколько устойчивых Патриархатов. В дальнейшем восточные поместные Церкви нередко становились «безвольным придатком» государств, на территории которых они находятся, становились «национальными» Церквями, которые не слишком дружественно относятся к другим поместным Церквям, особенно если дело касается сферы политического и религиозного влияния. На Западе единоличная церковная власть римских Пап была искажена непомерным властолюбием, стремлением командовать и в церковной и мирской области. Католики не только проповедали Евангелие, но и насильственно подчиняли новые государства и народы независимо от желания людей, хотят они принимать Христианство или нет.
Истина Христианства-Православия доказывается в основном личным примером христианской жизни, что как раз тяжелее всего для грешного земного человека. Не удивительно, что исторически сложившиеся варианты православной и католической церковной власти далеки от идеального образа Верховного Первосвященника Христа. Можно сказать, что они подходят преимущественно к образу жизни падшего земного человечества. По сути дела Христианской Церкви необходим один верховный наставник, власть которого должна быть властью христианской святости и любви. Такой верховный первосвященник и наставник может и должен выбираться из представителей всех поместных Церквей общим соборным голосом Церкви, и соответственно может меняться место его правления. Естественно, что он не станет приписывать себе абсолютное первенство - говорить о себе как о единоличном наместнике Христа на земле, утверждая, что место его престола, будь то Рим или Константинополь, имеет исключительное значение для всех Церквей.
*******
Только при объединении всех сознательных христиан под водительством Православной Вселенской Церкви, христиане смогут решить один из главных спорных вопросов - вопрос о непогрешимости римского Папы, как главы Церкви. Догмат о непогрешимости или безошибочности первоверховного иерарха Церкви и вообще понятия о правах церковных иерархов, часто путают с понятием их «безгрешности». Хотя ни один человек на земле не может быть безгрешным, то есть вообще не имеющим грехов идеальным творцом воли Божией. Кроме Главы земной и Небесной Церкви Господа Иисуса Христа.
Оказывается, что католическое утверждение непогрешимость суждения Папы Римского в вопросах веры и морали, когда он выступает в лице верховного учителя Церкви, подразумевает, что безошибочность его суждения определяется не личными качествами, а действием Божественной благодати. Заявление Папы, когда он выступает от лица всей Церкви, очень редки и по сути дела это уже некое церковное Таинство. Каждое такое выступление предваряется серьезными консультациями с церковными иерархами и богословами. Получается, что в заявлениях Папы, в той или иной мере, должен быть выражен соборный опыт Церкви, хотя и высказанный от его лица.
Ошибки католиков происходят из-за того, что земной человек склонен гордо приписывать себе исключительное право неограниченной власти не разделяя понятия непогрешимости и безгрешности. В результате католический путь формирования Предания и догматов Церкви начал недопустимо зависеть от решения одного человека, исказив до неузнаваемости принцип христианской соборности.
В земной Христианской Церкви высшим авторитетом вполне закономерно является Вселенский Собор поместных Церквей, ведь в одиночку легко ошибиться даже очень мудрому и духовно опытному человеку. Только общее соборное сознание Церкви, соединение всех ее членов в духе любви, может под действием благодати Святого Духа принимать правильные решения, соединяющие прошлый опыт Вселенской Церкви и новое богооткровенное знание. А в перерывах между Вселенскими Соборами, Христианскою Церковью может и должен управлять единый верховный первосвященник, берущий за основу решения Соборов и применяющий их соответственно ситуации.