- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 1913
- |
- Видео 1491
- |
- Мероприятия 2
ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВ КАК НРАВСТВЕННЫЙ КОДЕКС ХРИСТИАНИНА (ВИДЕО)
Православный телеканал «Союз». Беседы с батюшкой.
Протоиерей Олег Стеняев:
Для нас высший закон – евангельский закон. Поэтому когда поются «Блаженны» и мы слышим эти заповеди, мы должны с глубоким вниманием воспринимать эти слова, потому что это действительно нравственный кодекс христианина.
Ведь христианам уже не надо напоминать о таких заповедях, как «не убий», «не прелюбодействуй». Это уже очевидно. А заповеди блаженств предлагают нам более высокий духовный уровень, сугубо христианский, отличный от ветхозаветного.
В любом случае мы достигаем возможности приблизиться к их исполнению с помощью благодати Божией. Сам человек не способен исполнить закон. Апостол Павел прямо писал, что закон ослаблен плотью. Поэтому Христос сошел в этот мир, чтобы помочь нам. Он вскрыл духовные проблемы, связанные с исполнением заповедей, и дал нам более совершенный закон.
...
Мы будем читать заповеди блаженств по Евангелию от Матфея, 5-я глава, с 1-го стиха:
Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
-На самом деле это и символическое действие: эта проповедь называется Нагорной, то есть она оторвана от равнины, это возвышенные слова.
И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
...
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
-Надо понять, о чем они плачут. Блаженный Феофилакт пишет: «Они плачут о грехах других людей». То есть прежде всего они плачут о грехах других людей. Для человека, который воцерковился, которому в таинстве Покаяния прощены грехи, а в таинстве Причастия он исполнен присутствием Христа в своей жизни, это, конечно, радость. Но радость омрачена тем, что есть члены семьи, которые не ходят к исповеди, причастию. И блаженный Феофилакт так и пишет, что те люди плачут не только о каких-то своих ошибках, которые тоже случаются в их жизни, но плачут о грехах других людей. Не злорадствуют о них, а проявляют сожаление.
– Почему же плачущие блаженны, раз они так глубоко переживают?
– Потому что они вымаливают этих людей. Ведь когда мы видим проблему человека или свою собственную, мы обращаемся к Источнику благих и жизни Подателю – Богу, и Он помогает нам и силен помочь и тем людям, за которых мы просим. Как говорится, спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи...
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
– Почему же тогда кроткие наследуют землю?
– Они смогут выжить в этом мире. Давайте, кстати, обратим внимание на слова: «плачущие, ибо утешатся», «кроткие, ибо они наследуют землю», «алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».
И святые отцы говорят: не думай, что плачущие утешатся за гробом; не думай, что кроткие наследуют землю как те два метра, в которые их закопали, но будущую землю; не думай, что алчущие насытятся там, на небесах, – уже в этой жизни Господь придет к ним на помощь. Если они будут исполнять заповеди, они будут живы этими заповедями.
Еще древним иудеям было сказано: если вы будете исполнять закон, вы будете живы этими заповедями, вы будете счастливы, будете пребывать в блаженном состоянии. Но если вы будете нарушать эти заповеди, то будете наносить вред самим себе...
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
...
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
-Никто никого не слушает в этом мире, каждый занят самим собой. Мы не успели выйти из коммунистического Египта, не успели дойти до православного Ханаана, как нам в пустыне безверия подсунули культ золотого тельца, и мы хороводим вокруг новой национальной идеи – обогащения. Каждый за себя и каждый против другого – это философия гедонизма, и в такое время мы должны быть особо внимательными друг к другу. И очень важно проявлять внимание к тем людям, с которыми мы общаемся ежедневно.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
-То есть в Церкви есть те необходимые средства, которые реально нас очищают. Мы не должны пренебрегать этими средствами. Даже окроплением святой водой, даже благословением священника, тем более епископа, целованием креста… В Древней Церкви считали, что участие в этих действиях снимает простительные грехи. Если смертный грех, – обязательна исповедь. Таким образом, в Церкви есть все средства, для того чтобы человек очищал свой внутренний мир, выражением которого и является слово «сердце».
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
-В религиозном смысле слова миротворец – это человек, который помогает другому человеку примириться с Богом. Средство примирения с Богом – Сам Христос.
Как сказано:Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус. А возможность засвидетельствовать о Христе и привести ко Христу – это проповедь Евангелия...
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
...
– Скажите, как соотносятся заповеди блаженств с мирским пониманием блага и счастья?
– А они не соотносятся. В христианстве блаженны нищие, в миру – богатые. В христианстве блаженны плачущие, в миру – хохочущие. В христианстве блаженны кроткие, в миру – наглые. В христианстве блаженны алчущие и жаждущие, в миру – насытившиеся, переевшие. В христианстве – милостивые, в миру – скаредные, жадные. В христианстве блаженны чистые сердцем, в миру те, которые испытали в жизни все, – гедонисты. В христианстве блаженны миротворцы, в миру – агрессоры. В христианстве блаженны изгнанные за правду, в миру – гонители.
Есть два града, как писал Августин Блаженный: один град Божий, другой – дьявола. Точно так же, как есть два народа: народ Божий и народ дьявола. Но пока у нас есть возможность, мы будем благовествовать Евангелие даже тем, кто живет по законам падшего мира, чтобы они вкусили сладость и прелесть евангельских заповедей блаженств и приняли то блаженство, которое неизменно: начавшись в земной жизни, оно будет продолжаться и в жизни вечной.
www.pravoslavie.ru/104361.html
Заповеди блаженств как нравственный кодекс христианина / Православие.Ru
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев.