Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православные интернет-миссионеры

Разочарование в Церкви. Беседы с батюшкой. Канал СОЮЗ.

На вопросы отвечает кандидат философских наук, преподаватель кафедры богословия Московской духовной академии иеромонах Симеон (Мазаев):

...
Есть у нас такое искушение – идти не за Христом, а за тем, что Он дает, за этой благодатью. В человеке развивается вкус к этой благодати, он может, как наркоман, «подсесть» именно на какие-то высокие, духовные переживания. И здесь Христос уже становится для него не последней целью, не альфой и омегой, не началом и концом, а всего лишь средством: я иду за Тобой, чтобы Ты дал мне этот «наркотик» – эти высокие духовные переживания: благодать, вдохновение. Видимо, поэтому Господь попускает нам эти периоды духовного охлаждения: Он молчит и дает нам возможность быть настоящими христианами и делом доказывать, что в Церковь мы пришли за Ним, за Христом, а не за тем, что Он способен дать нам как Царь и Бог. Мы пришли в первую очередь за Иисусом, а не только за Царем.
...
В Церкви все преходяще, поэтому если человек ищет в Церкви что-то иное, помимо Христа, рано или поздно он будет разочарован. Даже если бы он имел тысячу лет жизни и оставался в Церкви, он в ней непременно разочаруется, потому что в Церкви все преходяще, кроме Самого Иисуса Христа.
Можешь ли ты не быть эгоистом? Можешь ли ты допустить существование в мире другой личности, кроме твоей собственной? Можешь ли ты смириться с Богом, Который тебе бесполезен в какой-то момент времени, Который не откликается на твои молитвы? Можешь вытерпеть молчащего Бога в духовной жизни, тогда ты христианин. Смотрите, как апостол Петр выражает ситуацию, когда Христос обнищал, потерял Своих сторонников. Он говорит: «Господи, куда нам идти?» Только тот человек не разочаруется в Церкви, который не ищет в ней ничего другого, кроме Христа, и может от души сказать: «Господи, куда нам идти? Кроме Тебя иного Бога не знаем».
...
Простое соображение: если бы человек мог избавиться от своих страстей сам, тогда незачем было бы приходить Христу. Еще раз надо напомнить важный момент, о котором говорит Евангелие.
Если бы человек мог победить зло сам, не надо было бы проводить такую болезненную операцию, не надо было бы подвергать его смерти и научать воскрешению. Евангелие было бы другим. А раз так, то задача всей жизни, которую ставит перед собой большинство из нас – сделаться лучше, – неисполнима. Мы не можем победить зверя наших страстей своими собственными силами, но мы можем не дать этому зверю победить себя...И цель нашей духовной жизни состоит в том, чтобы наши страсти посадить на цепь.
Посмотрите на солдатские будни воюющего солдата: он не задумывается о том, далека ли победа, не ставит ее в качестве своей личной цели, а просто тянет солдатскую лямку.Появляется враг – он стреляет, нет врага – готовится, копает окоп, курит трубочку, заваривает себе чай. И он благодарит Бога, что день прошел, а он остался жив...
И мы как воины Христовы должны подражать им в своей духовной жизни. Нам не следует мыслить генеральскими категориями. Победа над нашими страстями – это не наша задача. Наша задача – преодолевать ежедневные искушения...
Здесь где-то вмешался враг: мы сами поставили себе заведомо невыполнимую цель, которую никто больше перед нами не ставил, в том числе и Господь. Естественно, что достичь ее мы не смогли, и это является для нас причиной разочарования в себе самих. Не глупо ли?
...
Никакое доброе дело не начинается с намерения сотворить доброе дело. Может быть, кому-то кажется, что человек придумывает добро в каком-то безвоздушном пространстве чистого разума, а потом, с потом и кровью, пытается внедрить его в действительность. Но это ошибочная стратегия, это неправильно.
Когда-то меня сильно интересовал вопрос, почему некоторое добро получается, а некоторое нет...
Интересное наблюдение: то добро, которое сбывается, ты заканчиваешь, но никогда сам не начинаешь. Начинает его Господь. Он его начинает, а потом доверяет тебе доделать. И вот способность услышать то, что Господь начал и доверяет тебе завершить – добро, которое получится сделать, – это и есть послушание. Послушание – от слова «слушать», «вслушиваться»...
Нам дана стратегия – смирение и послушание, вверение себя воле Божьей. Что такое смирение? Это просто признание того факта, что я не первый человек в этом мире, что не я сотворил этот мир, не я отвечаю за добро и зло...
Смирение – это способность признать очевидный факт, что, придя в этот мир, ты уже застал некую действительность, и сделать простой вывод: если хочешь сделать что-то доброе, тебе нужно просто научиться принимать подачи. Человек в этом мире не подающий. Для того чтобы тебе включиться в игру, надо принимать те подачи, которые дает мир и Господь через обстоятельства твоей жизни. Не нужно бегать и искать, где сотворить подвиг, где лучше себя проявить. Лучше оставаться на месте и просто-напросто не отбрасывать тех возможностей, которые дает Господь. Вот это и есть смирение и послушание – то, что способно заменить предугадывание будущих событий. В любом случае, используя эту стратегию, вы выйдете на свой подвиг. И добро, о котором вы, может быть, и не думали, сделаете.
...
Борьба с искушениями, даже с заведомо предуготованным поражением, имеет смысл как упражнение воли...Каждый день надо доказывать свое христианство в столкновении с этими искушениями. И даже не столь важно, победил ты или проиграл, важно, боролся ты или нет, важно, куда была направлена стрелочка твоей воли: ко Христу, к исполнению Его заповедей или нет? Смирился ты с тем, что сделал, уже согрешив, или нет?
...

Вознесенский войсковой патриарший собор. Новочеркасск.