Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

" Архитектурное Наслѣдiе - Русская Усадьба " Фондъ цѣлевого капитала

О трёх временах и трёх землях

На рубеже XVIII-XIX века в Россию активно ехали иностранные архитекторы. Не секрет, что в империи тогда можно было неплохо заработать, а заодно приехать в относительно «чистое поле» без конкуренции. Если в Западной Европе молодого архитектора ждали годы испытаний, то здесь уже в относительно зрелом возрасте человек получал возможность строить, творить не просто на бумаге.

Так в Россию попал французский специалист Николя Легран (в некоторых источниках Легранд), его сразу стали называть на русский лад Николаем. Сведения о мастере мы встречаем в 1768 году. Человеку 27 лет, амбиции бьют через край. Архитектор много работал в Москве, он автор здания Успенского храма на Могильцах. Вглядитесь – две похожие колокольни, удивительно напоминающие католический собор. Здание закончили уже после его смерти, архитектор скончался в 1791 году.

Тогда Москва служила образцом архитектурной моды, и, вполне возможно, помещик Федор Иванович Никифоров обратил внимание на «европейскую» церковь и перенес ее контуры и пропорции в пензенскую глубинку. Ничего невозможного в этом не вижу – Ф.И. Никифоров нам издалека кажется человеком достойным и образованным, не зря он избирался губернским предводителем дворянства.

Но ведь Легран тоже чем-то вдохновлялся! И первое, что приходит на ум – Санта-Тринита-деи-Монти в Риме. Вот так архитектурные идеи, преодолевая сотни километров, воцаряются в краю степей, берез и вечных песен ямщика.

Эта церковь – лишнее доказательство того, что Россия не только никогда не рвала связи с Европой, но сама является ей. Хотя бы по архитектуре, потому что настоящее искусство всегда пересечет любые границы, как сделал это умелец-француз больше двух веков назад.

Вырисовывается замечательная цепочка, и пространственная, и временная – Рим, затем Москва, затем пензенская глушь. Церковь находится в печальном состоянии, но очень хочется, чтобы ее хотя бы грамотно законсервировали. Потому что это не просто здание, это манифест.

Рим.
Москва.
Пензенская губерния.

Медленно, выверенно шли идеи.
Рука об руку с архитектурой.
Финальная церковь находится на территории знаменитого Нижнеломовского уезда (аналог Урюпинска в классической литературе 19 века).