Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

" Архитектурное Наслѣдiе - Русская Усадьба " Фондъ цѣлевого капитала

Сельский космизм в стратегии сохранения и развития сельской местности

Иван Карцев
Сельский космизм в стратегии сохранения и развития сельской местности

Региональные попытки восстановления памяти: Россия метафизиков «родства»

С 1990-го по 2010 год в России прекратило свое существование около 20 тысяч сел и деревень [1]. То есть на протяжении последних десятилетий в нашей стране сформировались такие системные предпосылки, при которых в России исчезает около тысячи сельских поселений ежегодно. Очевидно, что без противодействия такой тенденции динамика этого процесса не изменится. Например, для исчезновения постоянного населения в половине населенных пунктов в одном из районов Центральной России (Гаврилово-Посадский р-н Ивановской области) достаточно, чтобы исчезли всего 200 человек! Такому развитию событий способствует политика централизации населения в крупных поселениях. Следствием этого является «высасывание» крупными селами остатков населения из малых сел и деревень; районными центрами — из крупных сел; областными — из районных; столицей — из областных.

Помимо востребованности жизнеобеспечения «от земли», важными историческими предпосылками концентрации населения в сельской местности являлась взаимозависимость совместного существования (в том числе труда и взаимопомощи). Постепенная утрата необходимости массового людского труда в обработке земли, связанная с развитием технологий сельского хозяйства, привела к тому, что труд крестьян целой волости был замещен парой современных машин, а в перспективе обработка земли вообще может быть полностью автоматизирована и осуществляться даже дистанционно. То есть получается, что жить человеку в сельской местности в будущем как бы и не нужно.

Предпочтение выбора «городской» формы жизни может объясняться ощущением ее удобства в сравнении с сельской жизнью, большими возможностями по самореализации и достижению желаемых благ. При этом городами устанавливается своего рода монополия на обучение, медицину, культуру, лучшую трудовую занятость — то есть на все наиболее значимые для человека сферы. Но даже если бы все то же самое сегодня было предложено сельским жителям, то это смогло бы лишь замедлить «антисельский» миграционный процесс, но вряд ли изменило бы его на обратный.

Сам собой возникает вопрос: зачем тогда человеку жить непосредственно на земле и «от земли»? Ведь если отталкиваться от стремления к максимальному комфорту (минимизации физических усилий для достижения желаний), то существующие тенденции к этому и ведут. Можно даже достигнуть такого уровня, когда человеку вообще не нужно будет двигаться, а все желаемые ощущения и потребности можно будет удовлетворять исключительно мыслью в киберпространстве. Но, вероятно, жизнь «в иллюзии» в таком случае сделает иллюзией и саму жизнь человека: он перестанет существовать, физически и духовно себя востребовать.

Развитие человечества непосредственно связано с желанием познания окружающего мира в условиях необходимости жизни в этом мире. Большинство достижений, совершенных человеком, можно считать связанными с его практическими знаниями, полученными опытом (физическим трудом). Таким образом, можно предположить, что развитие человека прекратится, если его жизнь не будет связана с физической востребованностью своих способностей в освоении среды обитания.

Общинная форма существования человека на земле тысячи лет являлась единственно возможной. Помимо того, что люди проживали совместно, они также представляли собой родовое общество (имеющее родственные связи). А среда его обитания представляла в нашем понимании сельскую местность (на земле, среди природы). Естественно, что в этих условиях складывалась и самобытная культура общества. Именно села (сельские общества) с их укладами и традициями становились теми историко-культурными узлами, из которых сплетался единый народ. В масштабах истории человечества такая модель жизни начала разрушаться моментально, и нам, видимо, доводится наблюдать окончание этого разрушения.

Перспективные проблемы этого процесса многогранные. С одной стороны, это проблемы личностные, связанные с вопросом самоидентификации, с другой — общественные, ставящие под угрозу даже существование общества.

Исчезновение села — это не только уничтожение многовековых национальных культурных и духовных центров, но и полная утрата связи современного общества с этими центрами, их историей, ушедшими в вечность миллионами наших предков. Таким образом, растворение общества в городах, а затем и других странах, может привести к утрате его самоидентичности, исчезновению историко-родословных ассоциаций, которые связывают конкретного человека с конкретным местом на этой земле. Потеря связи с землей своих предков, забвение рода по сути лишает нас отечества. Сегодня, отказываясь от нашей связи с селом, мы делаем шаг к тому, чтобы завтра отказаться от города, а затем и от страны.

Если считать вопрос сохранения сельской местности актуальной проблемой, то сегодня как раз то время, когда можно еще что-то сделать в исправлении ситуации.

Экономико-политические подходы в решении этого вопроса — софинансирование общественных инициатив, внедрение экономики «замкнутого цикла», введение особого порядка налогообложения самозанятости на территории сельских поселений, расширение местного избирательного права и др. нами уже обсуждались [2]. В продолжение этой темы предложим еще несколько методологических соображений в решении проблемы исчезновения сельской местности.

Утопические философские идеи русского космизма известны, труды Николая Федорова уникальны, фундаментальны и в каких-то моментах могут перестать быть утопией [3].

Под понятием сельского космизма (парадигмы сельского упорядоченного мира) нами понимается форма существования элементарного (базового) территориально локализованного родственного сообщества, упорядоченного посредством комплексного инструментария: краеведения, родословия, науки, общего дела, музеефикации… [4] По нашему мнению, его использование позволяет создать такие структурные связи в обществе, которые смогут обеспечить его сохраняемость на протяжении длительного времени.

Важным элементом сохраняемости в будущем сельского поселения является его наследуемость, то есть в последующих поколениях должны жить люди, которые имеют исторические связи (историко-родословные ассоциации) с этим местом и жившими здесь ранее людьми. Таким образом, комплекс восстановительных мер прежде всего необходимо направить на сохранение (прошлое наследие) и создание (будущее наследие) историко-родословных ассоциаций.

Остановимся подробнее на предлагаемом инструментарии сельского космизма.

Краеведение. Понятие рассматривается как комплекс мер по изучению, сохранению, а также созданию истории сельских поселений с акцентом на роль каждой личности в этой истории. Важным в представлении о краеведении является то, что предмет его изучения — это не только прошлое, но также настоящее и даже, в определенном смысле, будущее. То, что делается сегодня, завтра становится историей. Одновременно краеведение подразумевает консолидированную деятельность, лишенную каких-либо общественных конфликтов, стремление к познанию жизни в общем прошлом и настоящем, желание сохранить и перенести эти знания в будущее [5].

Родословие. Рассматривается не как наука, а как родоведение — знание рода, поиск, сохранение и упорядочение связей людей в прошлом и настоящем, возвращение ушедших поколений и их судеб в нашу жизнь и жизнь наших потомков. Дает возможность решения важной (по мнению Н.Ф. Федорова) проблемы разобщения общества — неродственности и небратства. Стремление к познанию ушедших поколений одновременно является стремлением к познанию родства, желанием единства с теми, кто, как и мы, является равноправными потомками — детьми одних, давно ушедших прародителей, а воссоздание из забвения имен наших предков может быть представлено своеобразным воскрешением, возвращением их в нашу жизнь.

Наука. Рассматривается как средство дополнительного познания окружающего мира на основе современных научных достижений, в том числе исследовании космоса. Интеграция науки в сельское образование реализуется посредством музейной школы и регулярных образовательных мероприятий. При этом в задачи научного образования детей и подростков сельской местности, помимо предоставления дополнительных знаний, ставится необходимость обучения образовательным (в том числе изобретательским) подходам и методикам, стимулирующим появление новых научных знаний при непосредственном участии жителей сельской местности.

Общее дело. Реализуется в необходимости совместного участия представителей сельского общества во взаимоинтересных, созидательных действиях. Приоритетно строится на деятельности в наиболее общественно-актуальных сферах: образовании, безопасности (в т.ч. медицины), культуре, коммерческой деятельности, бытовом обеспечении, отдыхе.

Музеефикация (создание музеев). Музей представляется как элементарная тематическая экспозиция (сюжет исторического бытия (в данном случае сельского)) и является средством познания мира, исторических взаимоотношений человека с миром и природой (сельской местностью). Задачами музея является сохранение, поиск, изучение, общественная апробация предметов его тематической экспозиции. Музеи (объединение тематических экспозиций) могут рассматриваться как совокупность систематизированных предметных воплощений результатов применения инструментария сельского космизма, связывающих прошлую и настоящую жизнь сельского общества. Примерами таких воплощений в краеведении могут быть экспозиции крестьянского быта и местной археологии, в генеалогии — родословные деревья, документы, родовые (фамильные) и персональные экспозиции, в науке — научное оборудование, тематические постеры и библиотеки, в «общем деле» — фотоэкспозиции, предметы народного творчества и промысла и т.д. Обобщить эти экспозиции позволяет Музей сельского космизма, который предметно отображает местное (сельское) сосредоточение историко-культурных, духовных, интеллектуальных, научно-образовательных, экологических и других процессов развития сельского общества и общества вообще.

Важным акцентом в создании Музея сельского космизма (музея музеев) является внимание к экспозиционному воплощению историко-родословных ассоциаций посредством персонализации участия в истории сельской местности каждого ее жителя как необходимости связи будущих поколений с прошлыми через настоящие.

Элементы инструментария сельского космизма предполагают собственное структурирование, систематизацию, упорядоченность, обеспечивая тем самым интегральную упорядоченность (космос) для базового, локально сосредоточенного общества, препятствуя тем самым его разрушению (увеличению энтропии). В краеведении это упорядоченность историко-культурных знаний о местности, в родословии — родственных связей, в науке — знаний и методов, в общем деле — быта и взаимоотношений членов общества, в музеефикации — экспонатов тематических экспозиций.

Обратим внимание, что приведенные рассуждения в минимальной степени являются теоретическими, идеи сельского космизма — в первую очередь действия — уже имеют реальный пример своего воплощения в селе Скомове Ивановской области — первом центре сельского космизма. По одной из версий, древнее название села обозначало «место объединения», а исторически село было связано с заселением урочища выходцами из Юго-Восточной Балтики, Новгородской земли [4].

Помимо дома-музея сельского космизма, в границах села находится музейный парк «Семь чудес села Скомово». Географически село расположено в центре Золотого кольца, на Скомовском плоскогорье — самой высокой водораздельной гряде Ивановской области.

Литература
1. Слепаков С. Вымирание малых городов и деревень в России: «огораживание» XXI века // Интелрос «Альтернативы». 2012. № 3.
2. Карцев И.С. Возможности сохранения и развития сельских поселений Российской Федерации // Государственная служба. 2017. Т. 19. № 3. С. 94–100.
3. Федоров Н.Ф. Сочинения / Под общ. ред. А.В. Гулыга. М.: Мысль, 1982. С. 63–68.
4. Краеведческий интернет-проект «Наше Ополье» / nasheopolie.ru, обсуждения с Ф.В. Кноковым и П.В. Размазиным.
5. Карцев И.С. Что такое краеведение и в чем его сила? // Наше Ополье. 2016. № 4 (17). С. 50–55.
6. Карцев И.С. Краеведение, генеалогия и сельский космизм // Вестник славянских культур (в печати).
7. Материалы доклада XV Панаринских чтений. М.: Институт наследия им. Д.С. Лихачева, 10 ноября 2017 г.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    ЕлицыМедиа

    Сообщество