Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

29 апреля 2018 год
Петр Мультатули: Царь с евангельской душою: 200 лет со дня рождения Александра II

Жизнь Императора Александра II полна самых глубоких, самых необъяснимых противоречий. Наиболее любимый простым народом Царь, чьи портреты можно было видеть в крестьянских избах в красном углу даже в советское время, осуществивший кардинальные реформы по облегчению жизни народа и либерализации общества, он был убит кучкой отщепенцев, заявлявших, что действуют во имя этого самого народа и его свободы. На него, Самодержца великой Империи, безнаказанно вели охоту как какого-тот зверя. И ни полиция, ни Третье отделение, ни затем Отдельный корпус жандармов, не смогли его ни защитить, ни спасти. Император, освободивший восточное славянство от османского ига, он не приобрел никаких материальных и территориальных выгод для России. С другой стороны, именно он, Император Александр II, замирил окончательно Кавказ и покорил Среднюю Азию, обеспечив России покой в этих регионах.

Это был один из самых добрых и милосердных русских Царей, именно поэтому его так ненавидили революционеры всех мастей. Императору Александру II были установлены тысячи памятников по всей России. Когда большевики пришли к власти они уничтожили все эти памятники, в том числе в Московском Кремле, Киеве, Минске, Пскове, Екатеринбурге, Самаре, Саратове, Донецке, Казани, Рыбинске, Ростове-на-Дону. Парадоксально, но память о нем бережно хранили заграницей: в Хельсинки и Софии.

Александр II: К чему приводят реформы?

После крушения коммунизма память о Царе-Освободителе стала возвращаться в Россию. Но и в этот момент ее попыталась приватизировать кучка «либералов», духовных наследников первомартовских убийц. В июне 2005 года в Москве был торжественно открыт памятник Александру II, почему-то не в Кремле, где он исторически находился, а возле Храма Христа Спасителя, где до революции стоял снесенный большевиками памятник Императору Александру III. На постаменте памятника установлена лживая надпись: «Император Александр II. Отменил в 1861 году крепостное право и освободил миллионы крестьян от многовекового рабства».

Не было никогда в России рабства, организаторы памятника перепутали с любимыми ими США !

Сегодня существует безграмотное с исторической точки зрения мнение: Александр II был либеральный Царь, а Александр III — вернул Россию на основы твердого Самодержавия, проведя так называемые «контрреформы». Этим людям невдомек, что Александр III продолжал реформаторскую политику своего отца, разумеется, с необходимой корректировкой. Ни одна из великих реформ Александра II не была отменена его преемником. А Император Николай II считал, что наиболее благотворными для России будет соединение твёрдых Самодержавных начал с расширением самоуправления народа.

Вопреки распространённому мнению Царь-Освободитель не был сторонником введения в России ни конституции, ни парламентского строя. Когда при нем зашла речь о конституции, он сказал: «Я даю слово, что сейчас, на этом столе, я готов подписать какую угодно конституцию, если бы я был убежден, что это полезно для России. Но я знаю, что, сделай я это сегодня, завтра Россия распадётся на куски». Александр II хотел ввести в России такое народное представительство, которое отвечало бы старинным русским традициям, а не западной модели. Оно должно было стать не «оппозицией Его Величества», а гласом народным напрямую слышанный Царём.

Генерал Н.А. Епанчин писал:

Император Александр II сознавал, что необходимо устроить так, чтобы голос народа доходил до Царя не через посредство бюрократии, и решил образовать при Государственном Совете особое присутствие из сведущих лиц и земских деятелей; заключения этого присутствия представлялись в Государственный Совет, и с его мнением восходили к Монарху».

Александр III в своих воззрениях шёл еще дальше: он был сторонником созыва Земского Собора, также основанного на «старорусских началах». Однако по верному определению того же Н.А. Епанчина:

В обществе большинство видело весь вред только в отсутствии конституции в западноевропейском духе; в таком направлении шла пропаганда — революционные силы открыто требовали конституции».

Поэтому ни Александр II, ни Александр III не решились на учреждение выборного сословного совещательного органа. Николай II подошел почти вплотную к его созданию, но общество в условиях революции 1905—1907 годов ультимативно навязало ему парламентскую Думу, угрожая в противном случае свержением монархии.

Александр II не должен был стать Государем. Он родился 17 (30) апреля 1818 года в Московском Кремле в семье Великого Князя Николая Павловича и Великой Княгини Александры Феодоровны. Цесаревичем и Наследником престола был Великий Князь Константин Павлович, следующий по старшинству за Императором Александром I. Однако в 1819 году Александр I ошеломил своего брата Николая, что решил передать престол ему. Государь объяснил это Николаю Павловичу тем, что «он с радостью видит наше семейное блаженство», что его Константин Павлович испытывает «природное отвращение» к заниманию престола, и что «они оба видят в нас знак благодати Божией, дарованного нам сына». Между тем уже в 1825 году, под гром картечи на Сенатской площади, Николай I унаследовал высшую власть в России, а семилетний Александр Николаевич был объявлен Наследником престола.

Основатель русского романтизма поэт Василий Андреевич Жуковский встретил рождение Великого Князя Александра Николаевича стихами:

Да встретит он обильный честью век!

Да славного участник славный будет!

Да на чреде высокой не забудет

Святейшего из званий: «Человек».

Жить для веков в величии народном,

Для блага «всех – свое» позабывать,

Лишь в голосе Отечества свободном

С смирением дела свои читать.

Жуковский даже не предполагал, насколько этих строки станут созвучны натуре будущего Императора Александра II.

Но не менее точно отразил основу личности Александра II Федор Иванович Тютчев:

Царь благодушный, Царь с евангельской душою, С любовью к ближнему святою…».