Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Сообщество

Блаженная Ксения Петербургская

Существует ли прижизненный портрет блаженной Ксении? Не существует…

Существует ли прижизненный портрет блаженной Ксении?
Не существует…

vk.com/doc19726001_437903760
Владимир Синкевич

Мои комментарии к статье в дневнике прот Геннадия Беловолова.

С дневника прот Геннадия Беловолова otets-gennadiy.livejournal.com/

Существует ли прижизненный портрет блаженной Ксении?

otets_gennadiy
15 марта, 20:01
Днем звонил Борис Васильевич Смирнов, ученый в области очистки воды, «член корреспондент МАНЭБ». Он предложил мне поддержать необычную инициативу. Дело в том, что Б.В., будучи уже человеком немолодым, и по его признанию не очень воцерковленным, тем не менее глубоко почитает блаженную Ксению. Некоторое время назад он увидел в одной книге опубликованный "прижизненный" портрет блаженной Ксении и у него возникло желание повторить его в технике росписи на фарфоре (он как-то связан с дирекцией Ломоносовского завода), и потом подарить этот портрет некоторым значимым людям. Я удивился, чем могу быть полезен в этом деле? Оказалось, что этот прижизненный портрет якобы принадлежал самому Иоанну Кронштадтскому. Вместе со своими помощниками Смирнов хотел, чтобы один из экземпляров портрета на фарфоре находился в Мемориальной Квартире св.Иоанна Кронштадтского. Я конечно выразил согласие принять таковой дар в Музей-Квартиру, однако высказал сомнение в достоверности "прижизненности" этого портрет. Смирнов тут же высказал готовность лично встретиться и показать эту книгу. Часа через полтора он был уже на Леушинском подворье. Мы познакомились. Книга оказалась изданием акафиста святой блаженной Ксении с приложением разных ее икон и изображений, изданного Обществом игумении Таисии в 2006 году в Санкт-Петербурге по благословению патриарха Алексия.

Действительно, в этой книге я увидел рисунок бл.Ксении с такой подписью под ним: «Это изображение святой блаженной Ксении сделано с прижизненного рисунка, принадлежавшего святому праведному Иоанну Кронштадтскому». В свое время я составлял жизнеописание бл.Ксении, уже много лет занимаюсь изучением жизни и трудов св.Иоанна Кронштадтского, однако нигде ни разу не слышал о факте существования такого портрета. Если такой портрет действительно существует или существовал – это настоящая сенсация! Увидеть Ксению такой, какой она была при жизни – это настоящее чудо! К сожалению, в самой книге не указано никаких данных, откуда взят этот портрет, на чем основана атрибуция, где почерпнута эта информация. Данных издателей для связи тоже нет. Я высказал предположение, что слово "прижизненный" может относится к Иоанну Кронштадтскому, а не к рисунку.
Б.В. взялся разыскать издателей, и у них выяснить первоисточник информации. Пока что публикую титул книги и само изображение блаженной Ксении. Может быть, кто-нибудь из читателей обладает какой-либо информацией по этому вопросу? Можно ли поверить, что это прижизненный портрет блаженной Ксении?

Метки: Иоанн Кронштадтский, Ксения блаженная, Леушинское подворье, Петербург, акафист, игумения Таисия, иконы, патриарх Алексий II, портрет
________________________________________
5 комментариев —
Существует ли прижизненный портрет блаженной Ксении?
2010-03-19 05:41 (UTC)
Благословите, батюшка.
Своевременная постановка вопроса: существует ли прижизненный портрет блаженной Ксении?, ибо изредка раздаются мнения, что существуют прижизненные рисунки св.Ксении Петербургской. Рассмотрим, как реально обстоит вопрос с рисунками бл.Ксении, первой покровительницы С-Петербурга, прихожанки утраченного храма ап.Матфия, в приходе которого прошла вся ее жизнь, в котором она венчалась, исповедовалась, причащалась и была отпета. После смерти мужа, Андрея Федоровича, 45 лет странствий были в основном близ прихода ап.Матфия, Покровская церковь.
ПЕРВОЕ замечание: Отсутствуют основания для приписывания указанного рисунка «прижизненный портрет". По-видимому, ошибка, вышла из неправильного прочтения фразы в книжке Акафист и житию св.блаж. Ксении Петербургской. На это Вы указали сами: «Это изображение святой блаженной Ксении сделано с прижизненного рисунка, принадлежавшего святому праведному Иоанну Кронштадтскому», т.е.по смыслу фразы слово «прижизненный» относится не к рисунку бл.Ксении, а к найденному рисунку при жизни св.Иоанна Кронштадского. Возможно, сама фраза некорректно выстроена. Но из такого прочтения текста могла возникнуть сенсация
ВТОРОЕ замечание по времени появления рисунка. Рисунок мог появится не ранее 1-й пол.19 в. Возможно и позже, но до нач.20 в., ибо он есть в ранних описаниях жизни Ксении нач.20 в., что видно из изданных ранних работ и подготовительных материалов к первому прославлению св.блаж. Ксении в 1978 г. в Джонарвиле. Прославление было совершено РПЦЗ 11 (24) сентября 1978 г.на Поместном Соборе. И частично, и ко 2-му прославлению в Москве 1988 г.(См.«Деяния Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви, 6–9 июня 1988, о канонизации святых».), 6 февраля, в день прославления ее святых покровителей ( в день ее именин), прп Ксении Милетской, диакониса, и св. вел. княгини Ксении Тверской, матери вел.кн.Тверского Михаила.
В-ТРЕТЬИХ, источниковедение рисунка не проводилось никем, и отсутствуют достоверные оригиналы рисунков. Копий рисунков в различных изданиях приводится от 6 до 8. Они приведены и на сайте Смоленского кладбища, где собрана большая иконография. И в моей указанной книге, и во многих книгах. изданных в последние десятилетия. Достоверность рисунков не выяснена. Рисунки, по свидетельствам, хранящихся в подготовительных материалах РПЦЗ были сделаны не с «натуры», а по воспоминанием бабушек, которые в детстве видели св.блаж. Ксению, как она заходила к ним домой.
В ЧЕТВЕРТЫХ, как были исполнены рисунки? В первых публикация указывается, что рисунки написаны карандашом, Но первые фабрики карандашей и их относительная «массовая» доступность в СПб датируется к концу первой половины Х1Х века, но не в начале Х1Хвека, и не в конце ХУШ.. Сохранилось 8 рисунков второй половины Х1Х века, И, исполнены они, по-видимому, также, во второй половине Х1Х века. Оговариваясь, необходимо учитывать психологию подписей, ибо когда были распространены карандаши, кажется, что и до них писалось также.. Но до карандаша и одновременно с ним, в предшествующие века было распространено писание и углем, и иными естественными красителями, а стереотип отсылки дал «карандаш». Также необходима стилевая особенность рисунков в предшествующие поколения. Но особой экспертизы пока не было
В ПЯТЫХ, некоторые рисунки перешли в иконы, но не наоборот. ( Хотя из благочестивых пожеланий, возможно и иное). Всего я насчитал более 90 икон св. блаж. Ксении Петербургской. Но первой каноничной иконой является изображение святой в военном мундире ее мужа Андрея Федоровича. при первом прославлении св. блаж. Ксении Петербургской Зарубежной православной церкви в 1978 г.. Проблема облика св. блаж. Ксении Петербургской не должна исходить из икон, ибо посмотрите на богатство иконографии, насколько, по разному, святая Ксения являлась и переживалась иконописцем, в котором первоначальный облик, невыразим. Об этом говорят и те немощные христиане, к которым являлась святая Ксения. Единственное свидетельство внешнего облика есть только в («Ведомости СПб городской полиции», вторник, 2 дек. и 12 дек.1847г, №264, и 272 ), но в описании нужно учесть, детское и субьективное описание облика, ибо до публикации фельетона, прошло более полувека. О достоверности говорить рано, ибо не с чем сравнивать…
(прод.сл.)
________________________________________
Re: Существует ли прижизненный портрет блаженной Ксени
2010-03-19 05:50 (UTC)
ЕДИНСТВЕННОЕ НЕДОУМЕНИЕ, что за последние 30 лет нет ни одной иконы, на фоне того храма, с которым связана жизнь св. блаж. Ксении, храма св. ап. Матфия., а везде присутсвует стереотип Смоленского кладбища. Я жду написания иных икон. Меня поразило написание иконы слабовидящей Натальей (зрение 0, 2 % ), на которой блаженная изображена в молодом возрасте на фоне.дворцовой площади. Но эта икона единственная…

ЗАКЛЮЧАЯ свои сомнения обычным…, что вопрос требует изучения, и, по-видимому, пока дальнейший поиск закрыт самой св. блаж. Ксенией, ибо, насколько я понял за последние годы,, проблема заключается. только в благочестивости самого исследователя, только тогда могут открытся новые исторические возможности…

Исходная литература, исполненная мною за последние годы по данному вопросу:
1. «История храма св. ап. Матфия (Покровская церковь)» 6 издание, СПб, 2009 200 с.
2. По благословение прот. Геннадия Беловолова «Святой апостол Матфий» ( все об святом апостоле Матфии – 3 издание СПб, 2009г. 200 с.
3. По благословению прот. Иоанна «Первая святая г.Санкт-Петербурга: св. блаж. Ксения Петербургская, прихожанка утраченного храма св. ап. Матфия (Покровская церковь)» СПб 2007 г., 184 с.
4 «Собор святых Ксений ( 8 жизнеописаний из 10 св. Ксений) » СПб 2007 г.
5.. «Праздники и памятные даты утраченного храма св. ап. Матфия ( Покровская церковь). Покров Пресвятой Богородицы над Россией. . Святые утраченного храма св. ап. Матфия ( Покровская церковь) - родоначальники поколений Санкт- Петербургских, Русских и Вселенских святых.» СПб 2007 г.
3. «Чудеса на Сытном рынке. Православная история Сытного рынка. ( Д о к у м е н т ы и м а т е р и а л ы ) Святая блаженная Ксения Петербургская и Сытный рынок Часовня образа Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы на Сытном рынке. С приложением: Утраченные церкви Петроградской стороны» СПб, 2 издания.
6.. «Молитвослов утраченного храма св. ап. Матфия (Покровская церковь).СПб 2008 г.

Прошу Ваших молитв за грешного р.б. Владимира Синкевича.
19.03.2010

)
________________________________________

Re: Существует ли прижизненный портрет блаженной Ксени
otets_gennadiy
2010-03-20 19:08 (UTC)
Владимир, вы произвели настоящее исследование на заданную тему. Когда вы только успеваете? Вас на сегодняшний день, думаю, можно назвать главным "ксениеведом".
Скажите, существуют ли в сети какие-либо форумы по блаженной Ксении? Может быть, это вопрос обсудить там?

________________________________________
Re: Существует ли прижизненный портрет блаженной Ксени
2010-03-20 19:21 (UTC)
Благословите батюшка. Спаси Господи, с праздником. .Специальных форумов по св.блаж.Ксении, к сожалению нет, кроме собирательного сайта при Смоленском кладбище по иконами и литературным произведениям и только. Обращение к памяти св.блаж.Ксении в основном, идет только от трагедий, немощи,.. а интерес к житию, к сожалению, отсутствует. Почти то же самое и по другим святым.(кроме Игумении Таисии, Серафима Вырицкого..., даже память новомученников, обозначается, но большинство к ним, внутренне нейтральны...) По-видимому, время такое. У нас трагедии индивидуальны, а не соборны (как во время бедствий) С одной стороны, не дай Господи, а с другой, нет иной объединяющей благодати, вернее, она есть, но не осознается, не сопереживается. Нужна малая толика - решимость (как писал св. преп.Серафим Саровский),-а толчек обычно дается общим горем. Индивидуально редко кто становится пассионарием по благодати. Отсюда и святые и есть и в забвении.Спаси нас Господи
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
________________________________________

otets_gennadiy
2010-03-20 19:31 (UTC)
"Обращение к памяти св.блаж.Ксении в основном, идет только от трагедий, немощи,.. а интерес к житию, к сожалению, отсутствует."

Грустная истина! В самом деле, не секрет, что к Ксении в основном обращаются, когда замуж нужно выйти. Сделали из нее небесную сваху... А сама по себе Ксения интересует немногих...
(Ответить) (Ветвь дискуссии)

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Согласие на передачу  персональных данных

Защита от спама:

    Рекомендуем

    ЕлицыМедиа

    Сообщество

    Елицы

    Сообщество