- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 78
- |
- Видео 5
- |
- Мероприятия 0
«Ошибки законодательного регулирования борьбы с семейным насилием как угроза институту семьи»
Острая полемика, развернувшаяся вокруг законопроекта «Об основах системы профилактики домашнего насилия в Российской Федерации» (далее — законопроект) основана на неверных оценках масштаба семейного насилия и манипуляции сознанием женщин.
Первая ложь сторонников законопроекта заключается в том, что семья представляет основную угрозу для женщины (1), а «каждая пятая женщина в России подвергается физическому насилию, главным образом, в семье от рук близких людей — мужчин» (2) (приблизительно 16 миллионов чело- век в год(3)).
Однако, по данным официальной статистики за 2020 год (4), среди 100 797 преступлений, сопряжённых с насильственными действиями в отношении женщин, членами их семей было совершено 24 799 преступлений. Удельный вес всех семейных насильственных преступлений в отношении женщин в структуре насильственной преступности в отношении женщин составил 24, 6%, а уровень несемейного насилия — 75, 4%. Коэффициент потерпевших женщин от насильственных преступлений со стороны мужа соответствовал показателю 15, 3 женщины на 100 тысяч женского населения России, а коэффициент потерпевших женщин от иных насильственных (несупружеских) преступлений составил 129 женщин на 100 тысяч женского населения России. В 2020 г. в сфере семейно-бытовых отношений было совершено 276 убийств женщин (12, 5% от всех убийств женщин в стране). Эти данные свидетельствуют о меньшей опасности для женщин семейного насилия по сравнению с насилием несемейным.
Наивысший уровень криминальных угроз присущ именно несемейной сфере: более 98% тяжких и особо тяжких преступлений совершено людьми, не являющимися членами семьи потерпевшего. Доля тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в сфере семейно-бытовых отношений, в 2020 г. составила 1, 3% (5).
Опираясь на проведённые исследования насилия в семье (6), можно сделать вывод о том, что преступность в сфере семейно-бытовых отношений, представляя общественную опасность как любая другая, тем не менее, не составляет существенного объёма в массиве всей преступности и не может рассматриваться как острая современная угроза обществу и личности. Таким образом, актуальность узконаправленного законопроекта о борьбе с семейным насилием объективно не подтверждена.
Вторая ложь заключается в утверждении, что законопроект будет защищать женщин от реального насилия. Это никак не может соответствовать действительности, поскольку сферой правового регулирования законопроекта охватываются деяния, не содержащие признаки преступлений или административных правонарушений, а сопряженные с причинением или угрозой причинения физического и (или) психического страдания и (или) имущественного вреда. То есть закон будет преследовать и жестко наказывать (например, охранный ордер — наказание, которое нельзя будет применить к преступнику, например педофилу, но можно к «семейному нарушителю», который причинил психические страдания) исключительно членов семьи за неочевидные и бездоказательные «страдания» (психологические, эмоциональные, моральные) и имущественный вред. В правовом смысле законопроект узаконивает дискриминацию лиц по признаку наличия у них родственных связей или брачных отношений и вводит ужесточение ответственности только по факту реализованного человеком права иметь семью. Такой подход неизбежно приведёт к разрушению семьи как социального института.
В странах, где действует закон о домашнем насилии, уровень реального семейного насилия не снижается последнее десятилетние, зато фиксируется рост числа ложных обвинений в насилии и фактов нарушения прав мужчин, что в целом свидетельствует об ошибке и неэффективности подобного законодательного регулирования. Полагаем, что принятие законопроекта не только не решит проблему семейного насилия, но создаст возможность привлекать к ответственности членов семьи за банальную семейную ссору, а предоставление полномочий по профилактике семейно-бытового насилия многочисленным НКО вследствие их экономической заинтересованности приведёт к массовой искусственной криминализации членов семьи.
Необходимость противодействия насилию не вызывает сомнения, однако усилия государства в этом вопросе должны быть направлены на борьбу, в первую очередь, с насилием несемейным, или (что более логично) с любым насилием. Эти меры должны быть связаны с решением существующих проблем правоприменительной практики, а также с внесением дополнений и изменений в действующее законодательство.
Интересные личности
- Священник
- Протоиерей
- Священник
- Митрофорный протоиерей