Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Сообщество

Учительская

Современная школа: какой она может быть?

Современная школа: какой она может быть?

Поисковые экспедиции по полям сражений, музыкальные классы по авторской методике, бизнес-план и маркетинговая модель для школы... Зачем школе эксперименты и как из обычного общеобразовательного учреждения сделать место, где детям по-настоящему хотелось бы учиться, рассказывает глава фонда «Дар» Юлия Вешникова.

Корень наших проблем?

Занимаясь коммерческими проектами в области информационных технологий и человеческих ресурсов, я стала замечать, что на самом деле людей самодостаточных вокруг не так уж и много. И большинство из них либо жестко ориентированы на успех и готовы ради его достижения «идти по головам», либо катастрофически неуверены в себе. Все чаще квалифицированные специалисты оказываются профнепригодными, а значит, вынуждены «кочевать» из компании в компанию. Причем проблема здесь не столько в недостатке знаний, сколько в неумении решать поставленные задачи, в непонимании, куда и как применить свои навыки, а главное — в категорическом нежелании осваивать новое. Увы, сегодня многие наши соотечественники нацелены лишь на то, чтобы заработать как можно больше денег, затрачивая при этом как можно меньше усилий.
Корни всех этих бед, я уверена, надо искать в школе.

На что менять?

Хотя в нашей стране образованием часто занимаются яркие и целеустремленные люди, общей ситуации это не спасает. Печально, но в образовательной системе очевиден целый комплекс изъянов и проблем. Современная школа напоминает огромную неповоротливую машину, собранную из старых деталей (еще советской школьной системы), малопонятных нововведений и случайных в педагогике людей. Как мне кажется, чтобы все это выстроить заново, нужно, как минимум, понять, на что именно менять эти старые детали.
А между тем, время глобальных перемен давно пришло. Для всего мира, например, очевидно, что классно-урочная система себя изжила и что сегодня знания (информация) как таковые перестали быть самоцелью. Трех ударов по клавишам достаточно, чтобы любые сведения оказались у вас «в кармане». При этом есть куда более серьезная проблема: сталкиваясь с колоссальным объемом информации и не обладая навыками обращения с ней, человек (в том числе ребенок) рискует, в прямом смысле слова, сойти с ума! Никто не говорит, что из-за этого нужно отказываться от классического фундаментального образования. Это было бы странно. Культурная база должна быть заложена. Но…
Итогом этих размышлений стало создание в 2005 году благотворительного фонда «Дар». В основе фонда — идея создания «школы будущего», в которой логично сочетались бы инновации и опыт.

Шаг первый

Год назад у нас появилась подшефная школа № 261, которую мы превратили в экспериментальную площадку для воплощения наших идей. Сегодня это государственная школа, которая частично финансируется фондом.
Мы постарались продумать в ней каждую мелочь: от цвета стен до разработки маркетинговой модели и стратегического плана развития. Внимательно изучая отечественные и зарубежные образовательные технологии, мы отбирали те, которые были проверены опытом и доказали свою пригодность. Ведь вопрос, как совместить в ученике развитие творческого начала и умение анализировать и усваивать большие объемы информации, стоит всегда очень остро. В результате на свет появилась собственная оригинальная программа, сочетающая традиционное и развивающее обучение.
Для этого, например, с 1 по 4 класс мы ввели «Проектный час» на основе методики ТРИЗ («Теория решения изобретательских задач»), которая родилась в Ульяновске несколько лет назад и широко используется теперь во всем мире. Суть ее состоит в развитии воображения и системного мышления через решение изобретательских задач. Например, есть задание: придумать детскую развлекательную площадку, которая обладала бы и познавательной функцией. Перед ребенком ставится задача не только предложить идею, но и продумать шаги по ее воплощению (вплоть до поиска инвестора). Как мне кажется, нужно приучить детей к тому, чтобы они не только умели предлагать, но и стремились увидеть свои проекты воплощенными в жизнь. Например, один мальчик придумал карусель, воспроизводящую строение Солнечной системы. Мы взяли этот проект на заметку и попытаемся в ближайшее время осуществить его.
Другим примером являются музыкальные занятия по уникальной методике В. П. Середы, преподавателя Российской Академии музыки им. Гнесиных, позволяющей обучать музыке даже детей с дефектами развития. Никакого зазубривания сложных и непонятных маленькому ребенку терминов. В основе методики — понимание музыки, ее строения, одним словом, сути.

Неравнодушные

Собственно, какой должна быть современная школа? Только ли «напичканной» новейшими технологиями?
Мы заказали для школы обучающие приборы для проведения экспериментов по физике, биологии, а также ноутбуки — словом, все, что связано с информационными технологиями. Дети должны быть с такими вещами на «ты», иначе они неминуемо выпадут из контекста современности. Но при этом я убеждена, что научить их пользоваться технологиями недостаточно. Гораздо важнее и труднее воспитать настоящих порядочных людей, которым не страшно будет эти технологии доверить.
В своей школе мы стараемся развивать в детях активность, изобретательность, умение анализировать информацию, брать на себя ответственность за решения и вообще быть решительными — все это крайне востребованные на рынке труда навыки. Но главное для нас — создать среду, в которой вырастет неравнодушный, наученный состраданию человек. Ребенок должен усвоить: если ты умеешь брать на себя ответственность, если ты добился определенного успеха в жизни, ты обязан заботиться о тех, кто не в состоянии позаботиться о себе сам.
Именно поэтому в нашей школе присутствуют элементы интеграционного обучения, а в планах есть поездки с театральными представлениями к детям с ограниченными возможностями. Также мы стараемся помогать детским домам. Я уверена, что благодаря такому опыту знакомства с «другой» жизнью — отсутствием родителей, проблемами со здоровьем — «домашние» дети начинают совершенно иным образом смотреть на жизнь и на своих близких. Как показывает опыт, дети становятся мягче, перестают огрызаться и совершенно иначе начинают переживать переходный возраст. У них появляется ощущение собственной нужности, а также ответственности за кого-то еще. Главное, ребенок приходит к осознанию необходимости сменить позицию «дайте мне!» на позицию «дать другому». Он учится творить добро.
Начиная с этого года наши старшеклассники (пока только мальчики) ходят в поисковые экспедиции по местам сражений. Вместе с военно-патриотическим клубом при храме на Власихе (Одинцово) они занимаются раскопками и захоронением останков воинов. На мой взгляд, это важное дело, которое воспитывает интерес к своей истории, любовь к России.
Я убеждена при этом, что мы не должны рассматривать Россию в отрыве от мирового сообщества. И поэтому наши лучшие ученики получат возможность параллельного обучения в филиале лондонской Русской гимназии № 1 в Москве. В этой гимназии работают преподаватели из самых престижных мировых вузов, таких как Гарвард, например. Выпускники получают сертификаты «A-level», дающие право поступать в любой европейский вуз. Все-таки «закладка» образования должна быть российской, а уже после совершеннолетия, когда мировоззренческие ориентиры сформированы (и именно на родине), даже полезно поучиться за рубежом.

Быть молодыми и богатыми?

Вообще перед школьным образованием стоит немало вопросов, в том числе — как не «сломать» ребенка чрезмерными нагрузками, как сохранить его здоровье, прежде всего психологическое.
Мы думали, как и чем могли бы помочь в этом отношении нашим детям, и решили, что начинать нужно с привычки заниматься спортом. Кроме уроков физкультуры открыли в школе стрелковый клуб и секцию таэквондо. И не собираемся на этом останавливаться.
Мы пригласили для работы в школу психологов, которые наблюдают за характером взаимоотношений детей друг с другом, с педагогами, помогают устранить конфликты и сложности в отношениях. Психологи составляют на каждого ребенка так называемое портфолио — психологический портрет, где отмечают особенности развития, способности, степень внимания и дают рекомендации для педагогов, а главное — для родителей. Мы убеждены, что такие портфолио очень пригодятся в будущем, ведь каждому из нас есть над чем работать. И результаты заметны уже сейчас: например, после беседы с психологом в одном из классов, считавшемся самым неуправляемым, восстановилась дисциплина.
Наши психологи консультируют и родителей. С будущего учебного года появится целый цикл лекций по воспитанию. Нам очень важно, чтобы родители и школа не были противопоставлены, как это обычно бывает.
Мы работаем с учителями, отправляем их на курсы повышения квалификации, в том числе и за границу. На осенние школьные каникулы, например, группа наших преподавателей поедет в Финляндию перенимать опыт финских школ, которые считаются чуть ли не лучшими в мире.
Главное, к чему мы стремимся, — это создание тиражируемой системы, качество работы которой не зависело бы от личности учителя и которую можно было бы применить к любой другой школе.
А еще нам хочется, чтобы подростки перестали наконец стремиться быть «вечно молодыми и богатыми». Такое тупиковое устремление способно перевести человека в разряд клинических больных. Нам важно научить человека быть трезвым и способным к поиску своего и только своего пути в этой жизни.
…Когда мы начинали проект, то часто слышали: «Это же смешно! В России столько школ. Что вы измените одной новой школой?» А я думаю, нечего рассуждать о том, что ты в одиночку не можешь изменить мир. Надо просто делать дело. Начни с себя, потом — с ближайшего окружения или хоть с одного небольшого проекта, и это окажет влияние на многих. От брошенного в воду маленького камушка, как известно, круги расходятся очень далеко...

Юлия Эдгаровна Вешникова, директор благотворительного фонда «Дар». Родилась в Москве. Окончила филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. После десяти лет работы в бизнесе в 2005 году создала фонд «Дар», занимающийся развитием российских образовательных проектов и созданием новой общеобразовательной школы-системы.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Согласие на передачу  персональных данных

Защита от спама: