Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Мир Сирийской патрологии

СЛОВО 76 Преп.Исаака Сирина не вошедшее в греческий перевод "слов подвижнических"

Преподобный Исаак Сирин
ТРИ МИСТИЧЕСКИХ ТРАКТАТА, НЕ ВОШЕДШИЕ
В ГРЕЧЕСКИЙ ПЕРЕВОД ПЕРВОГО СОБРАНИЯ
Слова 71, 75 и 76 сохранились только в восточносирийских рукописях, в западносирийских манускриптах, греческом, славянском и русском дореволюционном переводах эти слова отсутствуют.
Перевод выполнен М. Г. Калининым по изданию П. Беджана
(Mar Isaacus Ninevita. De perfectione religiosa / Ed. P. Bedjan. P., 1909. P. 489–494, 519–524).

СЛОВО 76
Краткие главы
Блаженный Павел учит нас, говоря: «Совлекитесь ветхого человека и облекитесь в нового, сотворенного в Боге в святости и праведности истины»,  — не сказав «поверх этого ветхого облекитесь в нового», ведь он знает, что это невозможно. Смотри, как мудро он заповедует;он не сказал: «Облекитесь в нового человека, обновленного в ведении Бога», — но сначала он говорит «совлекитесь сего», а затем говорит «облекитесь в того нового». Как и в другом месте он ясно сказал: «Плоть и кровь Царствия Божия не наследуют, и также тление не наследует
нетление». «Нетлением» он называет ведение того века. «Тлением»и «плотью и кровью» он называет тленные страсти души и тела, место
движения которых — в плотском мудровании. «Новым человеком» он называет чистоту. «Царствием Божиим» — возвышенное и умное созерцание благодатных движений сущностных сияний, войти в которое позволено только святой душе через ее нетленные движения, которые возвысились над тлением и плотью и кровью.
Если не очищен малый зрачок твоей души, не смей задержать свой взгляд на солнце, чтобы не лишиться тебе [и] обычного зрения и не быть брошенным в одно из тех умопостигаемых мест, которое есть тартар, представляющий собой образ шеола.( Данное изречение повторяется также во 2-м слове 1-го собрания: «Если не очищен малый зрачок твоей души, не смей задержать свой взгляд на небесной сфере, чтобы не лишиться тебе и обычного зрения (которое есть простая вера, и смирение, и искреннее благодарение, и малый труд по силе твоей) и не быть брошенным в одно из тех умопостигаемых мест, которое есть тьма вне Бога, — подобно тому, кто дерзнул войти в грязных одеждах на пир») Это есть тьма вне Бога, в которой те, кто вышли за пределы естества в движениях своего ума( Т. е. те, кто устремились к сверхъестественному созерцанию.), блуждают той разумной природой, которой они обладают.(то есть, человек претендует на то, что достиг сверхъестественного созерцания, однако на самом деле созерцает образы, созданные его собственным умом, т. е.соответствующие его собственной природе. Далее прп. Исаак развивает эту мысль, когда
говорит о человеческом воображении.)Поэтому и тот, кто дерзнул войти в грязных одеждах на пир, назначен быть брошенным в эту внешнюю тьму.(Мф.22.11-13)
Пиром называется видение духовного знания; тем, что приготовлено на нем, [называется] обилие Божественных тайн, исполненных радости и ликования и услаждения души; одеждой пира именуется облачение чистоты, грязными же одеждами — страстные движения, пачкающие душу; тьмой внешней — [то, что пребывает] вне всякого услаждения ведением истины и Божественным общением. Ибо тот, кто, облачившись в эти [т. е. грязные] одежды, дерзает вообразить в своем разуме вышняя Божия и ввести и поместить себя внутрь духовных созерцаний оного святого пира, который появляется только среди чистых, и, будучи охвачен наслаждением страстей, желает приобщиться его [т. е. пира] наслаждению, — тотчас
поглощается, словно неким наваждением(букв.галлюцинациями) и извергается оттуда в место, лишенное сияния, — то, которое именуется шеолом и погибелью, которое есть неведение и отклонение от Бога.
Ведь сказано: «То, что от Бога, приходит само, если будет место чистое и неоскверненное»(Данная цитата приводится также во 2-м слове 1-го собрания.Исайя Отшельник.Сл.6) То, что это «приходит само», — [вместо того]чтобы сказать: для чистоты естественно, чтобы в ней воссиял небесный свет без нашего исследования и труда. «В чистом сердце запечатлевается
новое небо, вид которого — свет, место которого духовно», как и в другом месте [сказано]: «Подобно тому, как камень магнит по своей природ-
ной силе обладает способностью притягивать к себе частицы железа, так и духовное ведение — для чистого сердца» (Евагрий Понтийский. Гностические сотницы. II 34).Хотя и передано с тщательностью истинными [наставниками], что в здешней жизни нет мысли, которая не подверглась бы полному расхищению из-за хищничества страстных побуждений, я говорю это с уверенностью — и я не страшусь силы опыта, — что тот, кто облачен в
одежду плача в помышлении своем, не только непобедим для страстных побуждений или силен в брани с ними и победоносен — то есть они со-
всем не дерзают показываться [ему] в намерении сражения, — но даже и издалека не дерзают они проходить перед тем [местом], где находится
душа, у которой устроен дом скорби в разнообразных стенаниях о грехах ее.И, как сказано блаженным Иаковом, в могиле она [т. е. душа]
устроит обитание свое, пока снова не встретится с возлюбленным Иосифом. Я не соглашусь сказать, что сладость страстей войдет туда, где
есть горечь плача. Я же говорю, что дело плача безопасно, и надежно, и превыше страха. Тот, кто постоянен в плаче из-за страха — а именно, что он не знает, где окончится его течение, — превосходнее того, кто постоянен в радостном житии оттого, что отсюда он чувствует
уверенность в своем делании.
О ты, чей град пленен внутренними страстями! Вооружись оружием плача, и преследуй их, и изыми детей твоих из рук их! Ибо непобедимо и надежно это оружие и во всякое время и испытано сильными.