Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Мир Сирийской патрологии

О действиях, происходящих от благодати.Сл.71 Исаака Сирина


СЛОВО71, НЕ ВОШЕДШИЕ
В ГРЕЧЕСКИЙ ПЕРЕВОД ПЕРВОГО СОБРАНИЯ
Перевод выполнен М. Г. Калининым по изданию П. Беджана
(Mar Isaacus Ninevita. De perfectione religiosa / Ed. P. Bedjan. P., 1909. )

Преподобный Исаак Сирин
Слово 71
О действиях, [происходящих] от благодати.
Постоянно отмечай [происходящее] в душе твоей и наблюдай, и когда ты почувствуешь в себе, что Божественное промышление начало открывать себя душе, уразумей отсюда, что ты близок к гавани чистоты. Ведь когда человек начинает подниматься от страстей, тотчас эта святая сила прилепляется к душе и не удаляется от нее ни днем ни ночью и показывает ей Божественное домостроительство. И ведь [все,] совершающееся втайне и наяву у человека и во [всем] творении века сего, вплоть до [са-
мого] малого из всего, что есть, — и существующего, и [даже] еще не [существующего], — открывает душе оная сила, прилепившаяся к ней. И открывает ей силу действий Божиих, и показывает ей Божественное промышление, непрестанно соприсутствующее всему в этом творении и все в нем совершающее; а также [показывает], как оно всегда соприсутствует человеку, и во всякое время хранит его от сопротивников, когда он не чувствует этого и не знает [об этом], и направляет его ко всему, что относится ко спасению и покою души его и тела его и обретению жизни его. А затем та же самая Божественная сила,
которая все это совершает, тайно показывает человеку саму себя — в умопостигаемом откровении его духовной природе, то есть уму. Когда же человек сподобится принять эту силу в душе своей, ничего бо-
лее не остается у него, кроме изумления, и тишины, и слез, источающихся во всякое время, как вода, и с этого времени человек прекращает все дела. И с тех пор ты будешь видеть в этом во всякое время
зрелище постоянства промысла Божия по отношению к творению рук Его. Ум, поглощенный изумлением, утихшие чувства, немощный человек, поверженный на лицо свое в молитве, ибо нет у него языка, чтобы
говорить, и, опять, [ему] недостаточно сердца, чтобы молиться, но от изумления происходящим даже сама молитва упразднилась : это то упразднение, которое лучше делания [и которое бывает,] только когда
человек умиряется во всех своих чувствах и движениях и непрестанно повергается на лицо свое пред своим Господом — вплоть до того, что и кости его возносят хваление Бога в тишине своей в этом известном
упразднении, как сказал пророк: «Все кости мои скажут: Господи, кто подобен Тебе?»
Из всех страстей оный бес гордости в первую очередь окажется у тебя в это время связанным и поверженным под ноги души. По этому дару, как говорят, человек сподобляется любви Божией и совершенного смирения. Сей самый дар прежде всего вкушается в безмолвии, и невозможно, чтобы те, кто в труде и хранении [чувств] пребывали в совершенном безмолвии, не знали его. Когда же человек выходит из безмолвия и разрешается [от него], [этот дар] удерживается от него. Когда же он снова входит [в безмолвие], и проявляет попечение о душе своей, и с решительностью привлекает [ее] к обычному труду, [этот дар] снова простирается к ней и показывает свою силу душе. Наконец, когда кто достигает полного совершенства, эта сила пребывает с ним и внутри и вовне [состояния безмолвия]. И ни на час не прекращает он стенаний и слез и прочего [подобного сему], даже если он еще не исполнил в точности чинопоследования своего
служения. Даже сейчас есть люди, которые сподобились этого [состояния безмолвия] по частям, [и] из этого доступного им частного они познают его собственные [свойства]. Ибо когда кто-нибудь попробовал чашу вина из большого меха, отсюда он познаёт его весь: [а именно,] каково это, когда и другие будут пить [вино из него], частично или целиком. Тот же, кто в полноте обладает [этой силой], не сразу отыщется, разве что с трудом. Поскольку этой силой является дар хранения безмолвия(выражение «дар хранения безмолвия» следует понимать не в смысле «дар хранить безмолвие», а в смысле «дар, полученный из-за хранения безмол-
вия». Это подтверждается и последующим текстом, где говорится о том, что люди не имеют совершенное безмолвие и поэтому оскудели от его «даров».) и поскольку нет того, кто обладал бы в этом нашем
изувеченном поколении совершенным безмолвием и полным хранением [чувств], то и от даров его мы оскудели.
Тот же, кто получил эти познания через запись, сделанную чернилами, а на деле они [т. е. эти познания] не находятся при нем в опыте, подобен человеку, который держит в руке своей арфу с правильно настроенными тугими струнами, а пальцы его не умеют и не обучены ударять по ним и издавать мелодию для услаждения души его; напротив, он приобрел одну лишь арфу, но вместе с ней он не приобрел искусство игры на ней, и он нуждается в других, кто играл бы на ней перед ним и услаждал его.
Не тогда радуйся, когда ты обогатишься знанием многих вещей, но тогда радуйся, когда то, что ты знаешь, оказалось при тебе на деле. Ибо первое(т.е. умозрительное знание) без второго(т.е.опыта), постепенно обращаясь вспять, из-за праздности еще и соединяется с гордостью. Когда же ты приложишь усилия ко второму, то в любом случае и тем первым просветишься без обучения. Око ведения — опыт, и возрастание его [т. е. ведения] -постоянный труд.
Пусть это будет для тебя ясным знаком незамутненности души твоей: когда, наблюдая за самим собой, [ты видишь, что] ты преисполнен сострадания ко всем людям и в жалости по отношению к ним твое сердце изнемогает и горит, будто в огне, — без различия лиц. Когда через это в тебе постоянно будет виден оный образ Отца Небесного, ты сможешь уразуметь степень твоего жития не из различных твоих трудов, но из изменений, которые принимает твой разум.
У тела же войдет в обычай омываться слезами, когда ум будет зреть духовные [вещи], — [слезами,] источающимися из глаз, словно из наводнившихся потоков, и затопляющими щеки, без принуждения
и помимо [собственной] воли [человека]. Я же знаю некоего человека, который, даже будучи спящим, объят был изумлением по Богу в некоем созерцании из-за обилия вечернего чтения, когда душа его
была в оцепенении в размышлении о том созерцании. Он будто бы чувствовал, что долгое время у него было [такое состояние], что он размышлял о движениях своего сна и наблюдал за изумлением от оного видения. Была же глубокая ночь, и он резко пробудился от сна, когда слезы его источались, как вода, и стекали до его груди. А его уста были полны славословия, и сердце его размышляло о созерцании долгое время в ненасытной сладости. И от безмерного множества слез, которые проливались из его зрачков, и из-за оцепенения души своей, которым были скованы все члены его тела и сердце его, в котором билась некая сладость, он даже не мог исполнить по своему обычаю ночную службу, кроме, с трудом, некоего псалма ближе к утру. И настолько одолевало его множество слез и остальное [из описанного здесь], что истекал поток [из] глаз его помимо его воли.
Будем же стараться и мы, братья мои, и когда у нас появится желание поспать, задолго [до сна] будем размышлять в славословиях, и песнопениях, и чтении Священного Писания, сохраняя себя от злых
воспоминаний и от всякого отвратительного размышления, и наполним сокровищницу нашу изобилием всего прекрасного. И [тогда] пусть охватит нас сон, когда мы полны памятованием о Боге и душа
наша кипит в сильном влечении к благим [вещам], по причине благодати Божией, охватившей нас во сне и изливающей на нас дар свой, даже когда мы спим, испытывая нас, чисто ли тело наше от любого рода сквер-
ны и очищены ли от мерзости движения сердца нашего. И по этой причине сыны власти тьмы не смогут стать близко окрест нас — из-за меча и острия благодати, окружающих нас. А если они, как им того хочется,
застанут нас [в таком состоянии], что благодать удалится от нас, презрев нас и извергнув от себя наши души, словно безжизненные трупы, то тогда они приблизятся к нам со всей своей злобой и будут искушать нас всеми гнусными и ужасными движениями по влечению их отвратительного желания. И когда окажется, что такое случилось с нами во время нашего сна, мы сразу же должны понять, и вспомнить, и почувствовать, что этой ночью Божественное осенение удалялось от нас. Как же бесы не поглотили нас? — Но Божественная воля, держащая душу всякой плоти, так лишь позволяет [им] приблизиться к нам, чтобы взбодрить нас и увидеть наши души. Невозможно, чтобы они приблизились к нам, когда оно [т. е. Божественное снисхождение] пребывает близ нас.

Богословские труды. 2015. Вып. 46

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Елицы

    Сообщество

    Елицы.Записки

    Сообщество