Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Мир Сирийской патрологии

Первое слово о знании преп.Исаака Сирина.Главы 42-89

42. Молитва, лишенная созерцания, полна безраз-
личия и совершается с трудом. Это происходит из-за
полной тьмы. Она есть следствие большой рассеянности
чувств. Рассеянность чувств приводит к рассеянности
ума. А отсюда в разуме появляется полная тьма. Тот же,
кто молится созерцательно, испытывает наслаждение. Он
молится охотно и без борьбы пребывает в молитве.
46. Изумление разума связано с уединенным вре-
мяпрепровождением, которое посредством мудрости
порождает в разуме теплые и удивительные движения,
[при условии] отсутствия рассеянности, которая по не-
обходимости приводит к затруднениям [в этом процессе]
54. Целью псалмопения пусть будет тихая беседа с
Богом посредством спокойной молитвы и без смущения.
Не будем увеличивать повторение [стихов] как сумасшед-
шие, блуждая в наших мыслях по кругу. [Иначе] мы вы-
йдем оттуда, будучи лишенными благ, которые различаю-
щий ум имеет обыкновение приобретать в эти моменты.
55. Хочешь ли украсить тело положением трудяще-
гося или же стремишься доставить наслаждение своей
душе? Скажи пять слов со знанием и выйди оттуда, став
опьяненным. Если же целью ты полагаешь лучшее состо-
яние, можно также спокойным произнесением продлить
состояние [духовного опьянения] посредством длитель-
ного бдения, когда и повторение не запрещается. Сердце
опередит его мыслью по причине великого покоя слов.
56. Итак, все знание делится на две части: чувствен-
ная часть и разумная часть. Первая называется деятельно-
стью, которая является добродетелью. Вторая [называется]
созерцанием. Первая часть, в свою очередь, делится на две
другие части: деятельность материальная и нематериаль-
ная. Материальная [деятельность] совершается разными
лицами. Нематериальная [деятельность] совершается в
ипостаси [одного человека].
57. [Существуют следующие] виды материальной
части [деятельности]: служение больным, прием стран-
ников, омовение прокаженных, подаяние бедным, слово
утешения каждому взволнованному и угнетенному серд-
цем, учение, подобающие для воспитания правильной
жизни, и прочее, посредством которого может осущест-
вляться любовь к ближнему согласно воле Божией.
58. Существуют [следующие] виды, относящиеся
к части нематериальной деятельности, которую невоз-
можно совершить вне чьей-либо ипостаси: воздержа-
ние, пост, плач, чтение, богослужение, покой(безмолвие), молитва
и прочее, подобное этим.
Первая — материальная часть
деятельности —  называется половиной части. Вторая
же — нематериальная часть деятельности — [называет-
ся] частью частей. Она заключает в себе деятельность
каждой части. И материальная часть недостаточна для
освобождения ума от мыслей о материальном, которые
являются страстным движением. Вторая же [часть] очи-
щает душу от материальных движений и приближает ее
к той великой части, имя которой созерцание. Поэтому
истинные отшельники постоянно стараются заниматься
добродетелью при помощи этой нематериальной части,
чтобы посредством нее очиститься и легко возвысить
материальные мысли к созерцанию.
59. Есть молитва частная, а есть общая. На общую [ука-
зывают слова] «да будет воля Твоя» (Мф. 6:10). На частную
[указывают слова] «три раза я просил об этом Господа моего»
(2 Кор. 12:8). Поскольку у нас есть враг, а природа нужда-
ется во многом, облечем душу, склонную ко злу, [также и в
частную молитву]. Мы не способны постоянно [молиться]
общим образом, хотя совершенные по большей части при-
держивались его. Так, мы видим, что даже у святых были
различия в молитве: [обрати внимание на] способ [молитвы]
апостола Павла и прочих апостолов. По этой же причине
псалмы Давида расположены отцами для церковного [упо-
требления] согласно различным молениям, содержащимся
в них. Поэтому как основу для жизни мы полагаем [особое]
начало для молитв во все определенные моменты. Молитва
Спасителя нашего совершается нами после молитв, кото-
рые составлены Духом через уста блаженного пророка для
нашего наставления и наслаждения, являясь его гимнами.
Затем и в прочие часы мы распределяем молитвы так, на-
сколько это возможно для нашей природы в силу ее немощи,
которая вынуждает нас просить о ее [исцелении] Создателя.
Такое распределение молитв помогает [преодолеть] немощь
и слабость разума настолько, что ты [начинаешь] любить
природу. Ибо в то время, когда разум здоров и поднимается
к высшему порядку, воля обращается к Богу.
63. Есть многие, кто, совершив коленопреклонение
и обладая чистой и сокрушенной молитвой, прекращают
свои движения и кладут конец коленопреклонению, ис-
полненному полезных молитв, полагая, что они [слиш-
ком] задержались на псалмопении и на [своем] желании
читать по причине долгого промедления того великого
труда, в пользе которого они не убедились. Однако они
не знают этих удивительных [вещей], которыми мы
пользуемся благодаря псалмопению и чтению. Во [вре-
мя] повторения и размышления, которые [происходят в
момент псалмопения и чтения], мышление очистится
от блуждания и легко придет в движение в молитве, ко-
торая есть беседа с Богом и ради которой [совершается
все остальное].
64. Вера есть движение, полное убеждения, которое
возникает в разуме по благодати Божией, потому это невоз-
можно доверить бумаге посредством знаков. Верующему
разуму возможно это познать. Однако это открывается
здоровым. Ведь больному не дается еда здоровых, а пищей
[ему] служат овощи.
65. Склонись перед Богом, чтобы ты смог отведать
наслаждение, которое получают смиренные в момент бо-
гослужения и молитвы. Благодаря усердию своего ума они
охвачены той грядущей жизнью, которая [настанет] после
воскресения для праведных, во время покоя, нисходящего
на них от Бога во время молитвы помимо [их] желания,
свободы и естественного размышления. Не только но-
чью, но и днем [их] умы, очищенные продолжительным
покоем, обращаются к той грядущей славе посредством
возрастания в молитве.
66. Во время богослужения укрепи твой разум чи-
стотой, что рождается из пламени, который возжигает в
нем — [разуме] — чтение.
67. Охотно размышляй над теми книгами, которые
сообщают о цели сотворения [всего] Богом. Это ведет ум
к изумлению во время молитвы.
Пояснение. У учителей страха Божиего есть пре-
дупреждение, касающееся чтения, согласно [духовному]
росту. [Есть книги], где сообщается о чине совершенства, и
хорошо, чтобы у отшельника было [такое] чтение, которое
воспитывало бы его для [указанной выше] цели. [И есть
книги], где [идет речь] о добродетельном образе жизни и
о борьбе со страстями, необходимой для отшельника. [В
данном случае] ему не следует читать [что-либо] помимо
произведений отцов-отшельников.
69. Любящий труд не есть тот, кто не любит отдых
тела, но тот, кто не любит привычки тела.
70. Когда душевные страсти ослабли и прекратились
благодаря покою, тогда человек с легкостью смиряет теле-
сные желания.
71. Не всякий уменьшающий труды есть любитель
отдыха, и также не каждый, кто активно ими занимается,
любит труды. Есть тот, кто уменьшает [количество] трудов,
но душа его полна скорби. Те дела, которые он не совер-
шил по слабости тела, он восполняет трудами сердца и
постоянным обузданием в себе своих мыслей, чтобы его
не беспокоили страсти тела посредством чувств. А есть
тот, кто много трудится согласно силе, которой наполне-
но его тело, и время от времени возмещает свою работу
последующим небрежным отдыхом. И от того блуждает
туда-сюда, не познавая в себе ничего приятного от своего
труда. По причине трудов, которые он [совершает] время
от времени, в нем вырастает гордость. А из-за небрежения
его тела [в нем появляются] гнев и телесные желания.
72. У того, кто трудится правильно, целью трудов
должно быть следующее: он должен сделать ум непод-
властным страстям и поддерживать его здоровым в его
неподвижности. [Также] целью [должно быть] знание,
чтобы приблизить ум к видимому Божественному дару,
что является концом созерцания.
73. Когда враг видит отшельника, который охотно
предает себя на борьбу с ним и постоянно не обращает
на него внимания, тогда он [пытается] овладеть им
любым образом. При любом [удобном] случае он [стара-
ется] привязать его разум к мирским [вещам]. Западню
большую этой он не может ему приготовить. Впредь,
нападая на него всякий раз без остановки, он старается
легко подчинить его трем великим страстям: страсти
блуда, зависти и гневу. Если отшельник однажды уже
воспрепятствовал [им] и его руки и ноги усердно по-
трудились [в борьбе с ними], всякий раз впадая в одну
из них, он будет подниматься и снова заботиться о [пра-
вильном] образе жизни или чистоте молитвы большей,
нежели прежде.
74. Любящий славу есть не тот, кто, будучи про-
славлен, удовлетворяется похвалой, но тот, кто старается
овладеть ей любым образом.
75. Смиренный разум есть тот, который, будучи про-
славляем по справедливости, даже не является довольным
благодаря этому в своей мысли.
76. Духовное восприятие благодати обнаруживается
в духовном труде покаяния.
77. Духовный труд покаяния есть скрытый плач че-
ловека, который изливается в сердце о наказании, пред-
назначенном его Отцом, и об отсутствии страха перед
наказанием. [Совершающий такой труд] пребывает в
постоянном размышлении о Боге посредством скрытой
молитвы разума, который переносит страдание как жерт-
ву и угождает Богу в любой момент.
78. Духовное восприятие ума, приходящее во [время]
работы в покое(безмолвии), есть наслаждение радостной надеждой,
которое появляется изнутри скорби в [момент] вкушения
сердцем любви, которой охвачен [человек]. И это есть то:
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4)
79. Итак, когда на пути добродетели человек до-
стигает радостной надежды в своем труде, его оставляет
усталость и груз его работы становится для него легче.
Впредь он оставляет дело страха и начинает дело любви.
Он отбрасывает от себя страх и боязнь пути. Отныне его
сердце начинает двигаться каждый раз уверенно. Его
сердце опирается [на надежду], а разум радуется. Он не
видит всего этого мира. Тогда в его душе [начинает] по-
стоянно двигаться некая надежда на будущее. Он преис-
полнен радости в любой момент. Этот мир скрывается
от его глаз по неизвестной причине. Только его душа
радуется из раза в раз, словно находясь в новом мире.
Это и подобное этому он видит в самом себе постоянно
во время своего покоя. Это происходит, как я сказал, в то
время, когда душа начала отделяться от общения с грехом,
а сердце, находясь в постоянном покое, начало очищаться
от различных припоминаний отдельных образов, которые
пробуждают члены ветхого человека в сердце.
80. Когда в разуме [человека] начинается это дви-
жение надежды, та радость внезапно и беспричинно
прорастает в его сердце всякий раз уже здесь. Впредь он
не знает усталости, тяжести [на душе от] уныния и страха
смерти. Действительно, я знаю брата, который достиг
этого. Он был весь опьянен, так что даже если бы он за-
хотел прославить Бога и исповедать ту радость, его язык
онемел бы и не сдвинулся бы для благословения Бога.
Впредь он бормотал бы как ребенок и разговаривал с
Богом как маленький мальчик со своим отцом. Так ра-
дость опьяняет всего человека. Об этой радости говорят,
что сердце очищается и открывается доступ к духовным
откровениям ума, что есть видение в молитве. Это есть
первое вкушение, посредством которого люди входят в
Божественную гавань. Это есть конец покаяния, и это есть
утешение, обещанное в Евангелии. Тем не менее время
от времени это отнимается у него, чтобы он смирялся.
К нему приступают сомнение, смущение и тьма, но он
снова будет радоваться и наслаждаться. Это, брат мой,
происходит благодаря постоянному покою и полному
отсутствию общения с людьми, когда некто занимается
этими [вещами] и чтением, подобным этим [вещам].
81. Господи, удостой меня того сладкого вкушения,
что положено в правильном покаянии, которым питаются
каждый день истинно кающиеся. Те, кто не отвергают
плач и скорбь и называют это делом детей. Они вкушают
те соты, о которых сказано.
82. Помимо духовного видения отцами почтен плач.
О блаженном Арсении сказано, что веки его глаз совсем
опухли от постоянного плача. И почему я говорю о них?
Ведь есть апостол Павел, та сила, тот сосуд, исполненный
Духа. На протяжении трех лет его глаза не высыхали от
плача, как написал о нем апостол Лука в книге Деяний
(Деян. 20:31).
83. До того как человек достигнет вкушения веры на
пути своего образа жизни, он находится в бессилии и сла-
бости, он опечален всеми страстями и всякое совершение
добродетели [висит] над ним тяжким грузом.
84. Господи, Который вывел меня из мира чувствен-
ным образом силой Твоей святой десницы, удостой меня
того духовного исхода посредством совлечения движе-
ний материального мира, чтобы я всецело последовал за
Тобой, не видя ничего, кроме Тебя, но лишь [совершая]
блуждание внутри Твоих славных тайн. Ты, Господи,
очисти мое сердце от земных мыслей и пробуди [во мне]
движения к той грядущей надежде.
85. Телесное умерщвление заключается в том, что
человек оставляет всех своих знакомых, свою страну,
свой род и племя, отправляется в чужую землю и вы-
бирает себе тихое место, чтобы успокоиться от всякого
шума. Там он будет бедно жить в одиночку в телесной
нужде, будучи свободным от общения с людьми, дел и
видимого утешения. В скорби, плаче и с болью в серд-
це он просит Бога, чтобы Он очистил его от общения
с грехом и совлек с него члены того ветхого человека,
посредством которых он согрешает и которые являются
движениями мира. Это умерщвление порождает в нас
душевное умерщвление.
86. Единородный из лона Отца, красоты чьей сущ-
ности в каждый миг посредством изумления пробужда-
ют духовные миры, Ты по причине любви к смертным
покрыл Свое славное сияние завесой плоти из наших
членов и в уничиженном виде явился миру. Ты, Господи,
по Твоей благодати удостой меня забыть временный мир
в стремлении к Тебе и не вспоминать тленной плоти, в
которой меня держит властитель этого темного мира.
Господи, изобрази в моем помраченном разуме тайны
сокрытия в Тебе посредством духовных знаков, и внутри
себя я [смогу] насладиться Тобой в движениях, которые
не видны земным очам.
87. Душевное умерщвление заключается в том, что
человек не стремится в своем сердце к благам этого мира
и преходящим удовольствиям и наслаждаться земными
желаниями в блуждании своих помыслов. Но его разум по-
стоянно желает той надежды грядущих [вещей], стремясь
[к ней] и без устали ожидая [ее]. Все его мышление, дела
и движение его сердца все время направляются, устрем-
ляются и обращаются к тем грядущим [вещам], [которые
приключатся] с людьми в новой жизни после воскресения.
Так как движения души из-за большого усердия [часто об-
ращаются] к этим способам, случается так, что даже во сне,
будучи охвачена ими, его душа поет, мечтает и блуждает
[в них] в движениях его сна. Воистину это есть подлинное
умерщвление того, кто умер со Христом. Он есть тот, кто
умер смертью Иисуса, Того, Кто является воскресением
всех миров. Это умерщвление не может совершиться без
действия и помощи благодати Духа. Это умерщвление
порождает нас для духовного умерщвления.
89. Духовное умерщвление состоит в том, что в
видении неизреченных и Божественных вещей разум
поднимется [неким] действием, в нем умолкнут все зем-
ные помыслы и он достигнет того грядущего состояния
посредством удивительных мыслей о тех вещах, которые
не принадлежат миру смертных, действительно получив
то царство в духовных ощущениях посредством восхож-
дения к тем обителям, в которых нет плоти и крови. Это
и есть то «да приидет Царствие Твое» (Мф. 6:10) прежде
времени, о чем нам заповедано просить в молитве, раз-
мышлять о нем все время и непрерывно желать его. [Это]
было заповедано Спасителем нашим по заботе [о нас].