

- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 19
- |
- Видео 17
- |
- Мероприятия 0
Первое слово о знании преп.Исаака Сирина.Введение перевод.Главы 11-40
С. С. Туркин
ПЕРВОЕ СЛОВО О ЗНАНИИ ПРЕПОДОБНОГО
ИСААКА СИРИНА: ВВЕДЕНИЕ И ПЕРЕВОД
Наследие преподобного Исаака Сирина привлекает внимание исследователей уже не один век. Его труды дошли в рукописях, написанных на различных древних языках. Одни манускрипты публикуются согласно последним требованиям богословской науки, другие еще ждут своего издателя. К уже напечатанным произведениям до XXI века в наше время добавляются новые издания его творений. Параллельно выходят или готовятся переводы на современные языки.В русском переводе известно чуть более половины
корпуса трудов преподобного Исаака Сирина. Речь идет о первом томе его творений и о части второго тома. Недоступными русскому читателю остаются отдельные Слова из первого тома, почти вся третья Беседа из второго и весь третий том (за исключением двух Слов, входящих в состав первого и второго томов).Существенным упущением русской богословской науки должно быть признано отсутствие полного перевода на русский язык и научного анализа третьей Беседы из второго тома, именуемой «Главами о знании»...
Основные вводные замечания к «Первому слову о знании» см "Церковь и время"2014. Далее будет представлен перевод избранных глав,(полный перевод в журнале) выполненный по 4-й Тегеранской рукописи из собрания
католикоса Исайи (1895 г.) с привлечением 7-го Оксфордского манускрипта из собрания сирийских рукописей Бодлеанской библиотеки (X–XI в.).
11. Благодать, дарующая нам спасение, является источником движений к Богу как к своему Отцу в сердце тех, кто своим свободным [выбором правильного] образа жизни удостоились стать чадами Божиими по причине их добродетельной воли и их усердия. А в тех, кто являются
рабами в своем служении [Богу, благодать является источником движений к Нему] как к Господину. В тех же, кто чужды Ему по причине своих различных дел, [благодать является источником движений к Нему] как к судье, обращая их к Его величию. Также посмотри на то, как
Евангелие, полное [наставлений] для спасения, трояким образом говорит о Боге: есть [места], где оно называет Его Отцом; есть [cтихи], где [Он назван] Хозяином дома; а есть [отрывки], где оно называет Его Господином и Судией.
14. С тем, кто не знает истины, не спорь об истине. А от того, кто очень хочет познать [ее], не прячь слова.
15. Тому, кто не может наполниться знанием, лучше принеси пользу твоим молчанием, нежели словом о знании. Снизойди к нему по причине его слабости и говори с ним языком, который подобен его [языку], как бывает в царстве птиц, чтобы посредством [твоего] знания уловить его для [вечной] жизни.
16. Вовсе не реагируй на слова того, кто не по упрямству спорит против истины и не по злобе говорит зло, но [делает это], будучи обуреваем незнанием. Таким образом, пусть они [слова такого человека], будут для твоего слуха как бормотание детей.
19. ... мы, будучи заняты земными [делами] и их нечистотой, не знаем, какова воля Создателя о нас; а [также не знаем] того грядущего величия, которого Он нас удостоит. Следовало бы, чтобы мы опьянялись надеждой и постоянно помнили, что благодаря ей у нас будет великое и удивительное жилище. Будем же отправляться
туда каждый миг в наших мыслях: туда, где наш Создатель готов поселить нас в конце концов. Жилище наше будет на небесах, а мы станем небесными. У той жизни уже не будет ни конца, ни изменения. [Итак, мы поселимся в то] место, которое давно создал Бог для нашей пользы, а во Христе посеял в нас надежду на это.
20. Не думай, что покой(безмолвие) является большой помехой для поклонения Богу. Даже псалмопение не так велико, как он. Нет занятия, которое бы [было] больше его среди всех добродетелей, совершаемых людьми. И что это я говорю о добродетелях, [как бы противопоставляя их покою]? [Ведь] для постоянного [пребывания] с Богом тот, [кто пребывает в состоянии покоя], также пользуется добродетелью. Это есть признак смерти для мира. [Это есть] и путь истинного покаяния согласно слову Толкователя. [Это есть] и смирение тела и разума, и прекращение злых помыслов, и освобождение от страстей. [Это есть] и подготовка души к совершенному исходу из тела тайным образом, и великое стремление к любви Божией. Все блага, что здешние, что грядущие, существуют благодаря ему — [покою].
Да не будет мал в твоих глазах этот труд; если ты можешь, выполняй его непрерывно. Когда ты отказываешься от всего и от самого себя, ты настойчив только в нем. Твое блаженство будет невыразимо земным языком, если ты предашь себя этому. Я говорю о том, что все, что случится с тобой, невыразимо и удивительнее здешнего. Воистину это есть совершенный уход из этого мира. Более же [это есть уход] от скверного образа жизни. Это есть конец всех трудов, любовь ко всем заповедям и исполнение каждой из добродетелей.
23. Никогда не бывает, чтобы после пресыщения чрева к нам не приближалось мысленное искушение и возбуждение частей тела. Потому остерегайся этого, как сказано: «чтобы ты не забыл Господа и не сделал зла». Ибо по причине смятения разума, которое находит на тебя внезапно из-за насыщения чрева, ум легко впадает в ошибку, привязываясь к плохим делам. Нет совершенства в чреве, поэтому не будем обольщать себя. Вслед за сытостью приходит презрение из-за постыдных причин, которые устремляются на нас изнутри нас. Посту же соответствуют бдительность и чистота. Но осторожно! Это относится не только к телу, но и к уму.
24. Созерцательное бдение освобождает ум от сомнений в отношении к Богу и наполняет его радостью подлинного убеждения.
25. Те, кто стремительно овладевают знанием, бывают уловлены им к гордости. Чем больше они размышляют, тем более помрачаются. Те же, в кого это знание входит, живя в их разумных движениях, нисходят в глубину смирения и в своих ипостасях получают радостную убежденность светлым образом.
26. Овладевают знанием те, кто без труда осмеливаются приступить к нему. То есть вместо истины они хватаются за ее подобие.
А сама по себе истина живет в разумных движениях тех, кто стали распятыми в своей жизни и вдыхают жизнь изнутри смерти.
30. Когда же приходит время битвы и тьмы, хотя [некто] и впал в рассеяние, пусть он задержится на молитве и коленопреклонении на землю. Однако когда нет настойчивости битвы и полной тьмы, но обыкновенная рассеянность случайных мыслей, пусть доля чтения будет увеличена над [временем] пребывания в молитве. Однако он [может] соединить их друг с другом: принять лекарство от книги и приблизиться к молитве.
31. Должно воспевать тех, кто, поддавшись насыщению пищей, в достаточной мере могут сохранять неповрежденной чистоту. Я допускаю, что они предадут разум божественным движениям и не облекутся в свойственное телу. И в их телах не будут распоряжаться влечения и замешательства, но они облекутся в духовную плоть. Но разве бывает так, чтобы некто смог удержать мысль неподвижной или подчинить ее: сделать то, что невозможно при насыщении? Разве ты сможешь сделать что–то с телом или со сладостными возбуждениями, которые обращают ум в беспокойство при отсутствии твоего желания того, чтобы они возникали в тебе или не возникали? Разве ты сможешь поменять низкие движения на лучшее изменение? Мы способны повелевать мыслями, и это происходит в том случае, если мы чрезвычайно бодрствуем. Управлять замешательствами, овладевающими нами без нашей воли мы не способны. Следовательно, глубоко заблуждается тот, кто говорит, что, наполнив чрево, он остается без страдания. Да пребывает он в созерцании внешних видов вещей.
32. Чистота есть стирание припоминаний посредством наполнения разума глубиной созерцаний. Однако и
в этом [случае человек] не остается без искушения движениями. Но он пребывает [в искушении] без [участия] тела. Ибо он искушаем, но не послушен. Он [достигает этого] не [из–за своих] стараний, но презирая их — [искушения]. В такие моменты он победоносен без борьбы. Хотя атаки и настойчивы, но эти движения, будучи непохожими на телесные, пролетают снаружи без остановки в припоминаниях. Когда же наступает мрак, более не [нужна] борьба, так как благодаря искренности труда он удерживается.
33. Бесстрастие не есть нечувствие страстей, но невосприимчивость к страстям по причине опьянения
разума славой души.
34. Ночью и днем не прекращай в своем сердце эту молитву: «Господи, защити меня от душевной тьмы». Это есть конец всякой молитвы знания. Темная душа есть второй шеол. Просвещенный разум есть спутник серафимов.
35. Блажен тот, кто открыл свое сердце и ощутил то, что Бог готов сделать для рода разумных [существ].
Является чудом то, как духовные природы выносят эту радость. Они точно знают [цель] этой надежды, куда призваны они и мы.
36. Некто скажет своему брату: «Люби Бога, это очень легко». Однако нужно знать, как любить. Благодаря покою, который не должен быть низменным, и обычной работе, совершаемой со смирением, в сердце
рождается душевный труд. Его называют скрытым образом жизни разума. Он есть множество размышлений о скрытых вещах, которое порождает в душе покой. Разъяснения этого сделаны мной в том разделе, посвященном объяснению типов образа жизни. Ибо первое семя этого есть страдание сердца. Оно ведет к радости. Душевный труд приближает нас к тому духовному образу жизни, который есть изумление в Боге. Оно есть восприятие Его тайн, которое поражает душу, чьи движения как бы погружаются в туман, если кто–то будет говорить образно. Как то облако, которое покрыло Моисея, а он погрузился в него, скрывшись от мира (Исх. 20:21). Все что там, [в случае с Моисеем, происходило] чувственно, здесь происходит нематериальным познавательным образом. Отсюда и утверждается в нас твердая вера. И эта вера посылает человеку огонь, который разгорается от его мозга до его ногтей. Любовь и есть сила этого огня. В каждый миг она зовет душу посредством ее припоминания удаляться от земных вещей и направляться к Богу в своих разумных движениях.
37. Духовный образ жизни есть работа без чувств. Работа без чувств [есть] разум, который общается с Богом посредством открытия Его тайн согласно слову отцов, которые называют его чистым умом. И есть [места], где называют [его] надтелесным видением. Об этом же далее: «Он увидел в себе свет красоты своей души и в момент молитвы он увидел в себе небесные видения» (Евагрий.Гностические главы 3:6; 5:15). Это он увидел в себе самом славу Божию, которая есть видение Его тайн.
38. Видением славы Божией он называет [видение] того, что в нем движется мысль о величии Его природы.
Она выводит его из этого мира посредством ее восприятия. И отсюда он утверждается в той грядущей надежде. Это и есть убежденность разума, о которой сказал апостол Павел (Евр. 11:1)
39. Благо таким образом положено в природе души, как огонь положен в природе камней и железа. И оно нуждается в том, кто будет приводить его в движение. Это есть благодать Божия и увещевание человека. То, что в тех [ангелах совершается] по природе и постоянно, здесь [человек совершает], не будучи связан необходимостью, благодаря свободной и неподавленной воле.
40. До тех пор, пока он будет бояться и воздерживаться от зла [по боязни], любовь к благим [делам] не будет двигаться в человеке сладостно и пламенно.
