- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 0
- |
- Видео 177
- |
- Мероприятия 2
Божественная Литургия: Херувимская песнь, часть 1 - Духовная музыка с иеромонахом Амвросием
Приветствую Вас, братья и сестры!
Мир Вам и Божие благословение!"
Сегодня, продолжая разбирать песнопения Литургии святого Иоанна Златоуста, мы подошли к песнопению, которое называется "Херувимская песнь".
Строго говоря, Херувимская песнь (т.е. то, что поют Херувимы, то, что было видено людьми и слышано в откровениях) - это песнь "Аллилуйа" (хвала Богу в переводе с древнееврейского). А то, что в наших православных богослужениях называется Херувимской песнью - это по сути дела тропарь, который заканчивается словами "Аллилуйа".
Как правило, в течении всего года поется один текст: "Иже Херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе" и так далее...
В особые дни, ну например, в Великий Четверг или в Великую Субботу поются особые тексты. В великий Четверг поется: "Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими", а в Великую Субботу поется песнопение "Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом". И в том и в другом тексте заключительными словами являются те же Херувимские слова - "Аллилуйа" (хвала Богу).
Херувимские, как в прочем и другие песнопения, можно разделить (условно) ну, где-то на три направления: первые - это распевы, распевы, которые складывались веками: наменный распев, киевский распев (по сути дела как видоизмененный знаменный), некоторые другие распевы южно-русские, греческие, болгарские и распевы поздние, которые появились уже в последние 1, 5-2 века. Они зафиксированы в книге "Обиход церковного пения", которым я постоянно пользуюсь, когда провожу наши беседы. Вот этот обиход. Он сохранился в различных церковных библиотеках, это издание 1902 года и в нем одноголосно, квадратной нотой изложены эти напевы.
Я наиграю фрагмент такой мелодии, Херувимской песни, которая называется "Софрониевская". Это обычная гармонизация, это даже не моя гармонизация а традиционная церковная, она была в сборнике Алексея Васильевича Касторского изложена.
Херувимская песнь, называемая "Софрониевская".
[Отец Амвросий поет Софрониевскую Херувимскую песнь: "Иже Херувимы тайно образующе..."]
Традиционно 1-ую часть Херумивской песни до Великого входа делится на 3 стиха:
"Иже Херувимы тайно образующе", затем повторяется та же мелодия со словами "и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе" и третий стих: "всякое ныне житейское отложим попечение".
Затем, совершается Великий вход (ну, об этом мы в следующий раз поговорим более подробно... и заключительные слова: "Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа"
Вот, собственно и есть "Аллилуйа" сама Херумивская песнь.
А сегодня я предлагаю послушать Херувимскую, которая написана в стиле церковных распевов, послушать и посмотреть, потому что это фрагмент нашего концерта в юбилейный 2007 год, когда коллективу исполнилось 20 лет.
Был VI Пасхальный фестиваль, хор был приглашен участвовать в этом фестивале (мы открывали фестиваль) и был концерт "Литургия Калинникова 17-18 годов" в храме Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих радости на Большой Ордынке" (в Москве).
Фрагмент этой Херувимской предлагаю послушать.
Виктор Калинников - Херувимская песнь для мужского хора Литургии 17 года...
[Звучит первая часть Херувимской песни Виктора Калинникова "Иже Херувимы тайно образующе" в исполнении мужского хора иеромонаха Амвросия...]
Всего Вам доброго, братья и сестры!
До завтра!
Нет слов, действительно Херувимское пение.
О. Амвросий, низкий поклон.
Душа сливается с пением хора и устремляется к Небу: Аллилуия! Аллилуия! Аллилуия!
Спаси Господи, о.Амвросий!
Спаси Господи!
Спасибо!