Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Советы психолога

Навязчивости: терапия. Священник и психолог

Здравствуйте, дорогие зрители.
мне все время на память приходят наши последние беседы, где шла речь о навязчивых состояниях, мыслях, действиях в той или иной сфере – повседневной ли, религиозной ли. С этими трудностями люди обращаются и к духовенству, и к врачам. И я со своей стороны, как священник, пытаюсь дать им какие-то советы добрые. Но я понимаю, что я все-таки не врач, и хотелось бы услышать от специалиста более конкретные рекомендации, по крайней мере, нечто обнадеживающее, чтобы этим людям помощь не только приходила, но и достигала цель.
- Да, это очень важно. Я говорила, что самое главное не отчаиваться и искать помощи. Потому что такие состояния, будь они в повседневной жизни или в религиозной, нуждаются обязательно в лечении. Просто закрыть глаза – не выход, надо что-то делать. Мы уже говорили, что многие навязчивые идеи возникают в какие-то определенные периоды. Например – рождение ребенка. Тогда появляется дополнительная ответственность и очень большой страх. Сначала во время беременности страхи, которые, к сожалению, иногда подкрепляются в медицинских учреждениях. К сожалению не все врачи учитывают эмоциональное состояние женщины.
- Ну да, правду-матку режут. Вот смотрят МРТ или что, и говорят, что у вас есть шанс 50%, а дальше процентов 25 какие-то проблемы…
- Да, это, кстати, связано с чем, – тоже с ответственностью. Потому что ответственность нести страшно, и проще всего человека положить в больницу, и тогда он не на участке, и ответственности нет. Я ни в коем случае не хочу обидеть докторов, которые совершенно по-другому действуют, но то, что происходит с беременными женщинами после того, как они это слышат, это такие эмоциональные реакции, это такие страхи! Они так плачут, что мы вообще ставим вопрос, какое эмоциональное состояние ребенка после этого? Что происходит с женщиной в этот момент, и что происходит с ее ребенком? Успокаиваем ли мы человека? Даже если ему действительно надо в больницу, это сказать можно очень по-разному. Такое нагнетание начинается, честно говоря, с беременности. Потом, когда ребенок рождается, продолжается медицинская тема. Смотрит невролог ребенка и что-то там говорит, даже не думая о том, как эти слова отзываются. Мамочка выходит в шоке, а потом начинается…
- У ребенка уже все симптомы прошли, а у матери все развивается эмоциональная зависимость.
- Да, к тому же развиваются старые страхи в новых условиях. Психика расшатывается, в каком-то смысле становится подвижная, и все, что и раньше было – присоединяется. Начинается послеродовая депрессия, и присоединяются прежние страхи. Рождение ребенка хоть и радостное событие, но стресс опять, это очень серьезное изменение жизни. Тогда очень много начинается навязчивых мыслей и идей. Это касается не только этого периода. Какая-то глобальная перемена в жизни, какой-то стресс – они всегда ведут к каким-то переживаниям, которые мы либо проживаем, каким-то образом можем отреагировать, или мы делаем вид, что этого нет. Вместо того чтобы прожить происходящее, может быть, и поплакать, даже и погоревать, что что-то случилось, произошло, мы убегаем в занятость какую-либо, в работу ли, иногда чрезмерно начинаем что-то в этот момент делать, лишь бы не остаться один на один с собственными мыслями, с собственными переживаниями. А ведь, по большому счету, это значит, что мы не остаемся один на один ни с собой, ни с Богом.
- Совершенно верно, молитвы наши, — краник перекрывается в этот момент.
- Да, и даже если мы берем молитвослов и говорим – молилась, это не так, потому что это формальная молитва, и в этот момент идет разъединение и с собой, и с Богом, конечно. Почему это происходит? Потому что страшно столкнуться с собственными переживаниями, с собственной болезнью, с собственной уязвимостью, и тогда хочется очень от этого сбежать. Иногда, кстати, формальное выполнение правил и религиозной жизни, которые человек себе надумал, оно тоже его как бы уводит. Вроде бы ты занят, вроде бы и хорошо, человек же в церковь ходит, участвует в литургической жизни. Но, к сожалению, это очень часто носит такой формальный характер.
- Без личного контакта с Богом получается внешняя оболочка пустая.
- То есть, где-то внутреннее серьезное переживание не дает человеку столкнуться с самим собой. Это понятно, почему это происходит, это страшно, и придется что-то делать. Многие люди говорят, что вдруг я загляну внутрь себя и увижу там что-то такое, и что с этим делать. Лучше я вообще не буду смотреть.
- Совершенно верно. Это «безрелигиозное» сознание примерно так и действует – мне это не интересно. Тем самым и развиваются навязчивые состояния. И как же помочь тому, кто страдает навязчивостями, о которых мы с Вами говорили? Кто ходит по каким-то особым дорожкам, а по другим не ходит, кто выбирает странные ритуальные действия… Как такому человеку психотерапия оказывает помощь?
- Первое, что необходимо сделать – это надо осознать, т.е. все-таки заглянуть вовнутрь себя и спросить «что такое со мной происходит?», признать, что у меня есть проблема.
- Вполне христианский принцип – увидеть свой грех. Если это зависимость от алкоголизма, то действие – сухой закон. Точка.
- Но человек бросает пить только в одном случае, если он признает, что у него есть проблема, и у него есть желание с ней работать и прекратить. Самое главное осознать и решить, что я хочу что-то с этим делать, иначе – искать помощь. Если мы говорим уже о серьезном психиатрическом заболевании, то нужно постоянное наблюдение хорошего врача, который вас уже знает, потому что многие вещи можно корректировать. Если критичность у человека еще не потеряна, когда он понимает, что с ним что-то не то, он в состоянии осознать это и решить, что я хочу лечиться, и мне нужна помощь. Некоторые говорят, что я рассчитываю на Бога, Он мне поможет. Но Господь помогает и руками других людей, через людей. Это не значит, если я молюсь, за меня молится мама, – все само собой должно решиться.
- Совершенно верно, помощь от Бога приходит к нам через наши усилия и через усилия других людей.
- А раз через усилия других людей, тогда надо искать специалистов, которые с этим работают. Потому что у нас есть и духовная жизнь, у нас есть и эмоциональная жизнь. Эмоциями и страхами занимаются психологи, психотерапевты. Единственное, что я хочу сказать сразу – эта работа не может быть быстрой. Не существует волшебных средств. Потому что за всеми состояниями навязчивости существуют глубокие какие-то проблемы личностные, чаще всего с давних времен, и не всегда получается сразу до них дойти. Иногда идет сопротивление, что и хочется вроде бы, и не хочется. Такая работа, с одной стороны, очень интересная, очень важная, с другой стороны она требует большого мужества.
- Можно под конец нашей программы какой-нибудь характерный клинический пример привести, чтобы как-то обнадежить людей, которые сами страдают такими расстройствами, или их близкие? Ведь, что греха таить, безнадежность часто доминирует здесь.
- Конечно. Я хочу сказать, дорогие мои, не отчаивайтесь, ищите помощи, это решается. Первоначально, когда приходит понимание, что происходит, появляется надежда, что с этим можно что-то делать. Это очень хорошая мотивация для того, чтобы с этим работать. И вот такое осознание своей жизни, оно и есть как этап взросления психологического и эмоционального, умения взять ответственность на себя, отделить себя от своего страха, назвать вещи своими именами, что если у меня есть навязчивые идеи, то это навязчивые идеи, с которыми надо работать. Если человек хочет быть хозяином своих эмоций, чувств, он работает над этим, это совершенно реально. Самое важное – начать.
- Да, это импульс волевой.
- Да, иногда с чем мы сталкиваемся? Ведь у любой болезни есть и вторичные выгоды. Как это странно не покажется, человек иногда не хочет избавляться от своей болезни. Он жалуется, он говорит, что ему плохо, но, тем не менее, ничего не предпринимает. Такое тоже бывает. Близким тоже стоит обратить внимание, потому что иногда человек не знает, где ему получить информацию. Не ставьте крест на своих близких и не потакайте их навязчивости. Когда мы начинаем потакать и все условия создавать, например, если человек не выходит из дома, а мы ему все на дом приносим, то мы создаем и условия, чтобы он никогда и не вышел. Конечно, здесь границы надо держать. Не так, чтобы он с голоду умер, но, тем не менее, немножко подталкивать его к самостоятельности. Надо мотивировать близкого человека, чтобы он захотел помощи, не заставлять насильно, ни в коем случае этого делать нельзя. Самое важное, чтобы человек хотел сам.
- Когда один пытается манипулировать другим, ничего хорошего из этого не выходит. То же самое с алкоголиком. Человек желает избавиться от своей зависимости – он имеет такую возможность, ну а нет – увы.
- Так что, задать надо себе вопрос на сегодняшний день «хочу ли я освободиться от этой болезни?» Если человек хочет, надо искать помощь. Молиться Богу, чтобы он дал встречу, и руками того специалиста, которого вы выберите, помог вам. Не отчаивайтесь. Всего доброго.

Иеромонах Макарий Маркиш и психолог Синодального Миссионерского отдела Маркелова Виктория Борисовна - Руководители проектов "Добрый Вечер" и "Советы психолога" в соцсети "Елицы"

"post

13 ноября 2016 в 18:09

Спаси Вас Господь!!!

13 ноября 2016 в 21:47

Спасибо за беседу.

14 ноября 2016 в 00:36

Спаси, Бог!

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности