- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 0
- |
- Видео 477
- |
- Мероприятия 0
Раздражение, злость, агрессия, гнев. Священник & психолог. Маркелова В.Б. и о. Макарий Маркиш
Сегодня у нас тема разговора, по которой очень часто бывают конфликты между психологией и религией, эмоции, чувства, проявление чувств и любимая присказка психолога: "А что вы сейчас чувствуете?". Это любимый вопрос всех психологов. Самый популярный ответ: "А что я должен чувствовать? Я ничего не чувствую". Значит все мы уже хороним человека. Тем не менее такого не может быть, потому что человек постоянно что-то чувствует, каждую минуту он что-то чувствует. Другая проблема, что мы теряем связь с самим собой и не понимаем, что мы чувствуем. Порой не понимаем даже простейших вещей, мы путаем жажду и голод, мы не замечаем, как мы хотим спать и устали, а продолжаем сидеть за компьютером, а некоторые в смартфоне.
Психолог Маркелова В.Б. и о. Макарий Маркиш
Удивительно как женщина, в рассказе психолога, которая, стараясь исполнять заповеди и терпя, то есть проявляя свою ответственность перед Богом, обвиняется психологом (но не Богом!!) в ответственности за распад семьи именно из-за того что терпела, из-за того что старалась исполнить заповеди, стара...
Развернуть
Удивительно как женщина, в рассказе психолога, которая, стараясь исполнять заповеди и терпя, то есть проявляя свою ответственность перед Богом, обвиняется психологом (но не Богом!!) в ответственности за распад семьи именно из-за того что терпела, из-за того что старалась исполнить заповеди, старалась угодить Богу (позволю предположить себе что именно из таких мотивов та женщина терпела и молчала, из стремления угодить Богу). А вот когда она проявила злость, то есть согрешила - вот тогда она уже становится ответственной перед Богом и за то что "не дотерпела" (претерпевший же до конца - спасётся), и за то что потом не находила сил в себе простить и сохранить семью. Проблема той женщины в итоге, именно в том что она не смогла простить и не нашла в себе сил исполнить после своего падения (сорвалась), продолжать стремиться исполнять заповеди. Помощь то нужна женщине в том чтобы она ПРОДОЛЖИЛА терпеть. Ведь чтобы простить - для этого надо быть готовой опять же - терпеть. Терпеть уже иное, связанное с послевкусием и в чувствах и в мыслях от измены, потери доверия и т.д.. Пока она боролась в себе с обидой, раздражением и терпела что ей Бог послал Промыслом своим для воспитания в ней терпения, для воспитания её души, для спасения её души, до тех пор она именно исполняла свою ответственность перед Богом.
Спасибо о.Макарию что он, в данной беседе, не стал соглашаться всецело с психологом в таком обвинении терпения жены как причины распада семьи. Вот когда она проявила злость - да, она уже согрешила. И претензия психолога, фактически - надо было согрешить раньше и проявить злость раньше - "треснуть по башке". Не просто поговорить, но именно проявить эмоции негативные.
И что получится в результате?? В результате таких советов психолога?
Свернуть
Полностью согласна с Ксенией. Я не вижу вины женщины в том, что она терпела, ждала, что муж одумается и не хотела разрушить свою семью. Это нормальная реакция, мы же верим в хорошее, ждем хорошего. Просто некоторые люди не ценят своих терпеливых половинок и гадят пока не разрушат все до основания.
Самое начало беседы - уже повод для православного человека очень настороженно отнестись к совету психолога, когда сам психолог ОТКРЫТО говорит:
***Сегодня у нас тема разговора, по которой очень часто бывают конфликты между психологией и религией, эмоции, чувства, проявление чувств...
Важно не прос...
Развернуть
Самое начало беседы - уже повод для православного человека очень настороженно отнестись к совету психолога, когда сам психолог ОТКРЫТО говорит:
***Сегодня у нас тема разговора, по которой очень часто бывают конфликты между психологией и религией, эмоции, чувства, проявление чувств...
Важно не просто слепо довериться тут советам психолога, а именно понять о каком конфликте тут сказано. Выяснить причины этого конфликта в оценке эмоций и чувств психологией и не просто религией а православной верой. А поняв, сделать верный выбор в сторону православного учения отцов о борьбе со страстями и порождёнными ими эмоциями, прислушаться к наставлениям священников, а не психологов.
Сама психология делает вроде различия между чувствами и эмоциями. Но, насколько я поняла, попытавшись почитать в чём это различие видит психология - сама психология не имеет этого чёткого понимания. А у отцов есть очень чёткое понимание о силах души, о том как и почему они могут быть направлены противно воле Бога, противно заповедям.
О.Макарий мне дал ответ о том, какого психолога можно называть "православным психологом":
***Психолог исходит (главным образом) из полевого и клинического опыта - своего, своих коллег, "соседей" по медицинской специальности: неврологов, психиатров. Если при этом психолог соглашается с принципами христианского учения о душе, о личности, о жизненном пути человека, такого психолога можно именовать православным. А нет - так нет.
https://dialog.elitsy.ru/answer/95245/
Видимо, необходимо ещё и чтобы "православный психолог" соглашался с учением отцов о борьбе со страстями, приводящими к болезни души. А то получаем то что в этой беседе - исполнение заповеди Бога вменяется в вину жене, а грех мужа, фактически, оправдывается "неразумным", с точки зрения психолога, поведением жены.
Свернуть
На самом деле, Виктория сначала очень правильно говорит о том что когда мы чувствуем в себе раздражение, например, то надо прежде осознать что мы чувствуем, понять причину возникшего раздражения, выявить свою ответственность в той ситуации которая нас приводит к раздражению и дальше думать что с...
Развернуть
На самом деле, Виктория сначала очень правильно говорит о том что когда мы чувствуем в себе раздражение, например, то надо прежде осознать что мы чувствуем, понять причину возникшего раздражения, выявить свою ответственность в той ситуации которая нас приводит к раздражению и дальше думать что с этим делать. Но вот тут, на этапе "думать что с этим делать", у Виктории совершенно выподает такая ответственность самого человека перед Богом, как ИСПОЛНИТЬ ВОЛЮ БОГА, поступить ПО ВОЛЕ БОГА а не так как нам кажется более правильным, удобным и т.д.. Виктория начинает рассматривать причины почему человек готов терпеть боль, грубость и т.д.. И вот тут различные варианты перечисляются - страх перед начальством и т.д., но желания поступить согласно заповеди, согласно Воле Бога, в перечисленных причинах НЕТ. И в это и есть разногласие и конфликт учения отцов о том каким образом душа обретает здравие и советами психологов (даже православных).
Виктория говорит что:
*** БЕДА нас, православных, что мы очень часто делим чувства на хорошие и плохие. У нас есть запретные чувства... Но я всегда предлагаю задаться вопросом - для чего Господь нам дал всю гамму чувств?
Но тут ведь слишком упрощённо сказано о "плохих чувствах под запретом". Мы же, православные, знаем что гнев, например, нам дан не чтобы раздражаться на соседа, а чтобы гневаться на грех, на бесов. И гнев на грех никогда не был под запретом.!
Свернуть
Осипов А.И. очень правильно поясняет о существовании православной психологии как древней науке отцов о борьбе со страстями, и ссылается (как на учебник) на "Лествицу". И он говорит, что было бы очень хорошо, если бы психологи ИЗУЧАЛИ этот труд и иные труды отцов о том как врачевать болезни нашей...
Развернуть
Осипов А.И. очень правильно поясняет о существовании православной психологии как древней науке отцов о борьбе со страстями, и ссылается (как на учебник) на "Лествицу". И он говорит, что было бы очень хорошо, если бы психологи ИЗУЧАЛИ этот труд и иные труды отцов о том как врачевать болезни нашей души (например, Брянчанинова).
https://www.youtube.com/watch?time_continue=31&v;=Iv-gbqlUu54
И вот, если бы психологи действительно изучали уже давно существующую науку о врачевании души, о законах духовных (и душевных), а не только меняли чисто внешне личину психологии, то "православные психологи" бы не писали что у православных есть запретные чувства, но писали бы что у православных есть запретное ПОЛЬЗОВАНИЕ той гаммой чувств, которые нам дал Господь.
***Гнев — сильное, возбужденное состояние духа, негодование, которое может быть греховно или безгрешно, смотря по побуждению и по своей цели. Гнев благочестивых людей означает их крайнее отвращение и негодование против греха. В этом смысле праведники могут гневаться и не согрешать. Сам Господь всегда прогневляется деяниями нечестивых.
Гнев – это сила раздражительной части души. Он изначально дан был человеку Богом для сопротивления злу, для противодействия порокам. Но вследствие грехопадения гнев превратился в людях из благой силы в греховную страсть, которая никогда «не творит правды Божией» (Иак. 1, 20).
http://verapravoslavnaya.ru/?Gnev
Свернуть