Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Советы психолога

Жестокое обращение с собой или милосердие и любовь? Психолог Маркелова Виктория

Здравствуйте, мои дорогие! В прошлый раз мы с вами говорили о неврозах, о депрессивных состояниях, о том, как часто бывает так, что мы не находим отклика у наших близких, и сегодня мне хотелось бы сказать, что иногда мы не только у наших близких не находим отклика, но и у самих себя. Сегодня с вами я хочу поговорить о жестоком обращении к самому себе и самому с собой. Случается это очень часто, хотя, может быть, на первый взгляд вам так и не покажется. Но когда начинаешь разговаривать с человеком, то замечаешь это постоянное недоброжелательное отношение. И начинается сожаление о чем-то прошедшем, что уже изменить невозможно, но, тем не менее, оно звучит в очень критической форме, в форме осуждения, непринятия и для православного человека, который был на исповеди, покаялся, возникает вопрос о том, как Господь к нам относится. Господь всегда есть любовь. И если мы верим, что Господь милосердный, прощающий, и мы искренне просим прощения, то каждый раз обращение к прошлому и ругание себя выглядит очень странно, потому что тогда получается, что если я в теории верю, что Господь меня прощает, то я свой суд ставлю выше суда Божьего, об этом мы с вами говорили, или мы на самом деле не верим, что то, что было в прошлом и в чем мы раскаиваемся, - то прошло. И продолжаем все равно себя ругать и относиться жестко и категорично. Мы часто бываем недовольны тем, что у нас есть, тем, как прошла наша жизнь и мы думаем, что теперь, наконец, оформим свою жизнь с чистого листа, а все, что было в прошлом, то отсекается, как страшное. И с одной стороны это может быть и так, что мы могли совершать какие-то большие ошибки, о которых потом сожалеем, но между сожалением и жестокостью есть большая разница. И потом мы говорим о том, что сожалению есть какой-то срок и предел, потому что можно застрять в бесконечном сокрушении о прошлом и бесконечном ругательстве себя. Можно застрять настолько, что пропустить целую жизнь. И сегодняшний момент просто уйдет, потому что бесконечное копание в прошлом не дает возможности жить сегодня. Какие-то вещи нужно оставлять в прошлом с прощением себя, с пониманием того, что в 20 лет я не могла понимать то, что могу понимать в 40 лет, и это факт. Или у меня был такой случай, что взрослый мужчина все сокрушался о том, что когда ему было 18 лет, то он был в армии и он не смог противостоять целой роте, которая проявляла жестокое обращение, и что он не смог поступить как герой, и он не просто об этом сожалел, он ругал этого по сути еще подростка, молодого человека, который не мог противостоять целой системе. Там была целая система, как один человек может противостоять целой системе? Представляете, какие высокие требования к себе мы часто предъявляем? Когда я спросила, знает ли он в своем окружении 18-летний таких пацанов, да, оказалось, что знает, у него есть племянник 18-летний, еще в семье его друзей есть такой молодой человек. И я спросила: «Как вам кажется, насколько они вообще уже взрослые, чтобы такие смелые решения предпринимать?» Бывает и такое, да, бывает и в более раннем возрасте, но все-таки насколько это так? И он сказал, что они действительно в сущности еще дети, подросшие, но дети. Вот когда мы смотрим со стороны на кого-то, мы понимаем, сочувствуем, сожалеем, что человеку не удается, но к себе предъявляем очень жесткие требования. Это происходит еще и потому, что мы не оцениваем тот возраст, в котором находились, и не оцениваем, что в молодости невозможно понимать то, что начинаешь понимать с возрастом. И начинаешь понимать это ты только потому, что у тебя уже есть опыт, и ты его прожил и прошел. Но вот умение с этим опытом совладать и быть с ним в ладу, радоваться тому, что он у тебя был и именно он привел тебя к этому состоянию, в том числе и к состоянию покаяния. Конечно, это не значит, что тут нужно скакать от радости, что человек в молодости что-то совершал, но и так себя ругать и обзывать, как это часто бывает, - это вещь недопустимая. Потому что милосердие Божье – оно на всех распространяется. И надо попробовать посмотреть на себя и на ближнего своего глазами Бога, а для этого нужно задумываться, в какого Бога я верю, каким я Его вижу – милосердным, прощающим, любящим, или наказывающим. Но тогда это нонсенс, и мы с вами говорим не о христианстве. Мы просто переносим свои представления на образ Бога. Потому что Господь есть любовь. И там, где есть любовь, и в вашем отношении к себе, и в вашем отношении к ближнему, и в принятии чужой болезни, и в принятии своих болезней и своих ошибок, вот там, где есть любовь, там есть Бог. Всего вам хорошего.

Психолог Маркелова Виктория Борисовна

"post

19 июня 2017 в 11:48

Спаси Господи, сестра! Какой прекрасный урок - попробовать взглянуть на себя и на ближнего глазами Бога...

19 июня 2017 в 15:09

Ошибки неизбежны, иначе бы мы посягнули на святость, недоступную простому смертному. Опыт, приходящий с возрастом, всё уравновешивает, всех уравнивает. Затем мы и пришли на эту землю - за своими уроками и за своими ошибками и победами. Спасибо, дорогая Виктория!

19 июня 2017 в 19:03

Спасибо, Виктория! ☺

07 июля 2017 в 21:33

Спасибо, Виктория Борисовна,

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем