- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 0
- |
- Видео 477
- |
- Мероприятия 0
Гипноз. Бесовское воздействие или терапевтическое средство? Священник и психолог.
-Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодняшняя беседа у нас с нашим врачом, наркологом, психотерапевтом, психиатром о средстве, которое часто употребляется и упоминается в связи с лечением и помощью зависимым людям. Это средство – гипноз. Здравствуйте!
- Здравствуйте!
- Про гипноз на самом деле ходит очень много всяких рассказов, начиная от разного рода чудесных исцелений и избавлений и кончая буквально обвинениями гипнотизеров и гипнотизируемых в служении сатане. Очевидно, что гипноз бывает разным, гипнотизеры разные, болезни разные, обстоятельства разные, но хотелось бы услышать некоторую трезвую оценку тому, что это, как применяется, в каких случаях приносит позитивный результат, а в каких случаях надо от него держаться подальше.
- Да, очень много мифов о гипнозе, есть даже такое выражение «Человек любит делать три вещи: смотреть, как горит огонь, как течет вода и слушать байки про гипноз». Этот термин очень нагружен домыслами. На самом деле гипноз – это как метод воздействия, и состояние, которое он вызывает, называется трансом. Все мы его испытывали, когда проезжали свою остановку в автобусе, случайно уставившись с расфокусированным взглядом, ни о чем не думая. Или когда мы так же, уставившись на булку хлеба, съедаем половину тарелки супа, а потом – ой, а где все? Это вот легкие состояния транса.
- Отсутствие внимания?
- Да-да, это рассредоточенность какая-то. Это физиологическое нормальное состояние, оно может быть продиктовано усталостью, перегруженностью или многозадачностью, когда у человека много проблем и их все нужно решить, быть в трех местах одновременно и т.д. И тогда человек может впасть в это состояние, загрузочное. И известно это давно. А вот возвращаясь к гипнозу – это как топор. Можно и дров нарубить, дом отопить, а можно и человека убить. Кто как пользуется им. Вспоминая эстрадных гипнотизеров, которые всплывают в какой-то определенный момент, например, в экономический спад, и очень много негативных последствий от этого. Они, конечно, зарабатывают на этом деньги, но потом люди в большинстве своем обращаются к психологам для того, чтобы разобраться, что там произошло в голове такого, что все пошло наперекосяк. Вплоть до того, что мне встретился такой человек, который указал мне на шрам на плече и сказал: «Здесь был шрам, но после гипнотизера он рассосался». Я смотрю на плечо, а шрам на месте. А он уже лет десять его не видит. То же самое делают безответственно, если применяют гипноз, нарушаются многие нужные и важные процессы, которые имеют свой ход, физиологический. Если что-то у человека есть, значит это нужно. И скрывать проблемы с помощью гипноза – это значит загонять ее внутрь, тем самым утяжелять ее. И последствия от нее тоже.
- Это что-то вроде психосоматических болезней каких-то? Или психических состояний?
- Да. И физических тоже. Когда, например, гипнотизер обезболил живот человеку, который жаловался на боль, через гипноз убрал боль, а на самом деле это был аппендицит, и человек умер. Потому что боль сигнализировала о воспалении. То же самое и с психическими процессами. Но опять-таки есть терапевтические трансы. Лечебные трансы. Они уже давно практикуются и имеют своей целью не управлять человеком, не зомбировать его, а, например, создать у человека установку на выздоровление.
- Стимулировать его волю.
- Да, только стимулировать. Потому что если человек, допустим, в глубокой депрессии, не нужно лезть в его сознание, обесценить одно, придать значимость другому… Вот это уже грубое вмешательство. А терапевтический транс – это легкое касание с целью стимуляции какого-то нужного процесса. Но это тоже вопрос, чтобы определить, нужный ли процесс у человека, которого видишь в первый раз, пациента – это невозможно. Перед терапевтическим трансом человек должен какое-то время посещать психотерапевта, гипнолога, должна быть история болезни и т.д. Потому что на практике очень мало показаний для гипнотического воздействия.
- А как же это известное всем кодирование? Это же и есть гипнотическое воздействие?
- Да, это мы говорим о методе Довженко в целом, изобретенном в советское время, и построен он на директивном внушении. Насильственном. Т.е. человек вводится в транс, и ему в приказной форме внушается, что он испытывает отвращение к спиртному, он будет только радоваться, будет только получаться наслаждение от жизни и т.д. Но они тоже запивают после этого, и часто меняются причины того, от чего человек запил снова. Он начинает уже порой пить от диссоциации чувств, от полной неразберихи, что в нем творится, потому что во время кодирования сместились какие-то приоритеты в психике.
- Т.е. началось какое-то психическое расстройство?
- Искусственно можно его вызвать, не в таком объеме, но человеку этого хватает. Который и так является зависимым, который и так является в раскачанном состоянии, у которого и так куча своих проблем, которые нужно решать по мере их выявления, и получается, что это как спичку бросить в стог сена, надеясь, что сгорит именно эта соломинка. Т.е. получается такой эффект.
- Понятно. Но вот вы говорите, что гипноз – это воздействие над человеком в состоянии транса. Но не всегда удается ввести человека в это состояние. Я вот, честно говоря, с гипнотизерами мало имел дело, но когда приходилось мне, еще в студенческие годы, там как-то этот транс был очень выборочным. Гипнотизер утверждал, что далеко не каждый может подвергнуться гипнотическому воздействию, потому что эти люди не воспринимают транс. Вот этот вопрос можете как-то пояснить? Насколько это универсальное средство?
- Это не универсальное действие. Гипноз – это не универсальное действие. Ни в коем случае. Это как лекарство по показаниям.
- Нет, ну одно дело по показаниям, а другое дело – по восприимчивости.
- По восприимчивости люди разные. Но дело в том, что негипнабельных людей практически не существует. В какой-то степени все подвержены трансу, т.к. это физиологическое свойство организма. Этого не может быть, чтобы у человека не было какой-то физиологической функции. Это могут быть исключения, на самом деле.
- Да, но искусственно вызвать – это зависит…
- От того, в каком состоянии человек. И гораздо проще, если человек растерян, переживает какое-то горе, в каком-то он событии, которое выводит его из равновесия, когда состояние раздергано, тогда доступ к его подсознанию намного более легок. И тут же вопрос идет о добровольности. Если цыгане подходят на улице, то есть даже понятие такое, как цыганский гипноз. Ведь тоже говорят, что кого-то они могут загипнотизировать, а кого-то нет. Так ведь дело в том, что они очень грамотно выбирают людей, которые на самом деле как-то подспудно в таком состоянии, состоянии слабости, расстроенности, которые готовы на это и подвергаются этому. А ведь очень многие проходят мимо и не обращают внимания.
- Я всегда стараюсь обращать внимание. И стараюсь вызвать полицию.
- Ну, вот это как-то негипнабельно! И не способствует гипнозу.
- Я надеюсь, что это способствует общественному порядку.
- Способствует, совершенно верное. Но дела это не меняет. Попадают под влияние гипнотизера именно те, кто находится в состоянии выбитой табуретки.
- Понятно. Значит, все же версия о том, что гипнотизер может исцелить человека от алкоголизма – это чистейшей воды реклама?
- Гарантий нет.
- Даже не то, что гарантий, судя по вашему рассказу, это дело очень ненадежное.
- Это реклама. Это может дать улучшение, но оправдан ли риск вмешательства?
- Да. Я смотрю православные позиции на это манипулирование сознанием как на некую замену нормального, разумного отношения верующего человека к своему недугу. Если моя воля слаба, если я не способен самостоятельно противостоять этой вот стихии алкогольной зависимости, значит я отдаю свою волю Христу. Добровольно и осознанно. И говорю: «Да, Господи, я не могу, но Ты можешь. Я делаю то, что Ты от меня требуешь, и я Тебе подчиняюсь. Потому что я – Твой раб». Потому что если человек здоров, то он может рюмку-другую выпить, и ему не надо совершенно проецировать на себя Божью волю. А если человек имеет алкогольную болезнь, значит он знает - ни одной! Не потому что я хочу или друзья хотят, но Бог не хочет, и человек не пьет. И вот такой здоровый, трезвый подход, он, я думаю, заменяет гипнотическое воздействие.
- Да, да. Абсолютно верно.
- Что же, спасибо вам. Я думаю, что наши зрители и слушатели поняли, о чем идет речь. Всего доброго.
- До свидания.
Психолог, врач-нарколог Павел Малахов и Иеромонах Макарий Маркиш
Популярное видео
-
2:00:48
Обзорный интернет-семинар по организации церковной социальной работы с инвалидами
Георгий К. · 981 просмотр -
ЦЕРКОВЬ РАЗДАЕТ РОССИЯНАМ ПОСЛЕДНИЕ САХАР И ГРЕЧКУ. КТО АВТОР ФЕЙКА ПРО ГОЛОД? / ТЕСТ НА ПРАВДУ
Громовы Валерий и Людмила · 715 просмотров -
25:50
Лето Господне. Преображение. Фильм студии "Неофит"
ფიქრია - Pikria - Пикрия · 1647 просмотров
Ну вот... Всё опять упирается в порядочность и субьективизм психотерапевта, применяющего гипноз. До кокой грани подсознания он захочет дойти. Доверить своё подсознание незнакомому психотерапевту, пусть даже суперпрофессионалу - всё-таки риск очень велик.
Спаси, Господи!
автомат Калашникова -орудие убийства или обороны... во всём свой цензор, и главный цензор - это наша душа, наше духовное развитие, как применить оружие мы определяем по нашим "мерам" моральным качествам и духовному развитию ! .............
Ну вот... Всё опять упирается в порядочность и субьективизм психотерапевта, применяющего гипноз. До кокой грани подсознания он захочет дойти. Доверить своё подсознание незнакомому психотерапевту, пусть даже суперпрофессионалу - всё-таки риск очень велик.
Александра, совершенно верно, можно, думается, даже больше сказать: если психотерапевт неправославный (читай недопсихотерапевт) кроме вреда ничего не получишь в большинстве случаев.