

Десятинная икона Божией Матери
Как сообщает Церковное предание, икона Пресвятой Богородицы «Десятинная» была писана святым апостолом и евангелистом Лукой. Многие столетия она находилась в Византии. Более тысячи лет назад, накануне Крещения Руси, список с нее привез на свою родину из Корсуни (Херсонеса) святой равноапостольный князь Владимир и установил его в возведенной в X веке Десятинной церкви. Икона пятьсот лет хранилась в этой церкви Киева. В 1240 году во время нашествия татаро-монголов Киев был разрушен. В тяжелую годину татарского погрома икона уцелела. Скорее всего, благочестивые жители Киева ее где-то спрятали. В 1482 году Киев подвергся очередному опустошительному набегу со стороны татар. Вероятно, тогда один из татар содрал с древней иконы Божией Матери богато украшенную ризу, а саму икону бросил в воды Днепра. Но икона Божией Матери уцелела и через некоторое время явилась в Минске на реке Свислочь 13 августа 1500 года. Жители города заметили ее по необыкновенному сиянию, достали из реки и поставили в замковой Рождества-Богородичной церкви, где находилась 116 лет.
В наши дни Митрополит Минский и Слуцкий Филарет велел написать точную копию этого чудотворного образа, приложил к оригиналу и привез в восстановленный и переданный Украинской Православной Церкви Киевский Десятинный храм. По свидетельству наместника новосозданного в Киеве Рождества Богородицы Десятинного мужского монастыря архимандрита Гедеона, здесь от этого образа происходит множество чудес. Практически каждый день в обители служат благодарственные молебны по просьбе тех людей, кому Пресвятая Богородицы помогла в их нуждах.
Так где же правда? ( о Минской иконе Богородицы) https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fa/Icon_MK.JPG/250px-Icon_MK.JPG
По церковному преданию, авторство иконы восходит к святому апостолу и евангелисту Луке, который известен и как первый иконописец. Эта работа выполнялась и...
РазвернутьТак где же правда? ( о Минской иконе Богородицы) https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fa/Icon_MK.JPG/250px-Icon_MK.JPG
По церковному преданию, авторство иконы восходит к святому апостолу и евангелисту Луке, который известен и как первый иконописец. Эта работа выполнялась им в I в. от Рождества Христова, по просьбе собратьев-апостолов и других христиан. Сказав, что благодать Божия будет с иконой беспрестанно, Дева Мария благословила изображение и напутствовала его как зримый знак своего постоянного и благодатного присутствия среди людей. Икона, обретённая в Минске, первоначально многие годы находилась в Византии, затем в г. Корсунь, который был византийским в V — XІІІ вв. (Херсонес, ныне часть г. Севастополя, Крым, Россия).
Предание о происхождении иконы и последующем её обретении в Минске изложено в книге историка Игнатия Стебельского, изданной в Вильно в 1781 г. Он, в свою очередь, пользовался рукописью греко-католического иеромонаха Яна Ольшевского, жившего на рубеже XVII — XVIII вв. Некоторое время этот иеромонах-базилианин, проходя послушание в Минске, занимался переписыванием церковных книг, в частности, житий святых. Согласно сведениям ректора Минской духовной семинарии архимандрита Николая (Трусковского), который интересовался историей Белой Руси, Ольшевский составил описание чудес, происшедших от Минской иконы Божией Матери. В XVIII в. это описание сохранялось в Минском Свято-Духовом базилианском монастыре. В последующем рукопись Ольшевского исчезла. И. Стебельский пользовался также книгой X. Гумпенберга «Аtlantе Маrianо» («Атлас Марии», на латинском языке), в наше время не найденной.
Херсонес, руины храма V — XІІІ вв., предположительно главного.
Иконописец и богослов Л. А. Успенский отмечал:
В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около 10 икон, приписываемых евангелисту Луке; кроме того, на Афоне и на Западе их существует 21, из них 8 — в Риме. Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом. <...> ...Церковь подчёркивает преемство благодати и силы, присущих всем спискам этих икон, как воспроизводящим (со свойственными им символами) подлинные черты Божией Матери, запечатлённые евангелистом Лукой[1].
Киевский период
Руины киевской Десятинной церкви, рис. А. Вестерфельда, XVII век.
Согласно преданию, из Корсуни икона была привезена в Киев и находилась в храме Успения Пресвятой Богородицы, или Десятинном, возведённом в конце Х в. Протоиерей Павел Афонский, написавший статью об иконе к 400-летию её обретения, высказал предположение, что икону перенёс в Киев великий князь киевский Владимир Святославович после венчания с византийской царевной Анной и своего крещения в Корсуни в 988 году. Киев неоднократно подвергался набегам завоевателей (в 1169, 1204, 1240 гг.). В этом храме икона могла находиться до 1240 г., когда во время нашествия татаро-монгол Киев был разрушен, и существование Десятинной церкви прервалось до 1635 г. Сведения об иконе теряются более чем на двести лет. Возможно, жители Киева её спрятали, и в дальнейшем она могла украсить собою киевский собор Святой Софии Премудрости Божией.
Летопись сохранила запись, что при очередном набеге на Киев в 1482 г. крымский хан Менгли I Гирей, захватив город, «ограбил его и выжег, взяв множество пленных». Легенда к этому добавляет, что один из захватчиков вынес святыню из храма, сорвал с неё драгоценные украшения и оклад, а икону бросил в р. Днепр.
Обретение в Минске
Герб Минска, конец XVI в.
Предание сообщает, что за два дня до Успения Пресвятой Богородицы, 26 августа 1500 года, лик святой явился жителям Минска «то ли по воде, то ли против воды чудесным образом или через Ангелов перенесенный до Минска, на реке Свислочи под замок встал, а светом необычным с себя исходившим выданный, от обывателей места с воды добытый, и до церкви Замковой года 1500 дня 13 августа был сопровождённый» (дата по старому стилю). Есть также свидетельства, что киевляне, спасавшиеся от татар на белорусских землях, опознали свою святыню.
Свернуть