Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

РЕДКИЕ, ПОЧИТАЕМЫЕ И МИРОТОЧИВЫЕ ИКОНЫ

МОДЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ХРАМЕ В КОСИНЕ, МОСКВА

Моденская (Косинская) икона

Моденская (Косинская) икона - подарок самого Петра I Храму Успения Пресвятой Богородицы в Косино, известна многочисленными случаями чудесных исцелений и, в частности, дарованием детей бесплодным супружеским парам.
Место нахождения: Храм Успения Пресвятой Богородицы,
Москва, Б. Косинская ул., д.29 - метро/платформа "Выхино", авт. 602, 772, ост. "Фабрика".

ОБ ИКОНЕ И ЕЕ ПРЕБЫВАНИИ В СЕЛЕ КОСИНО.

Икона Пресвятой Богородицы названа Косинской по месту своего пребывания в с.Косино Московского уезда. Еще называют ее Моденской, так как, по преданию, она вывезена графом Борисом Петровичем Шереметевым из итальянского города Модены во время его путешествия по Европе.

На ней изображена Богоматерь стоящей с Предвечным Младенцем на левой руке. Богомладенец обращен лицом к народу; в левой руке Его свиток, а правой рукой Он благословляет. Живопись на иконе древняя, итальянская, прекрасно сохранившаяся.

Важнейшее событие в жизни села Косина совершилось в 1717 г. и связано с именем русского императора Петра I. Милостью Пресвятой Богородицы в дар селу была преподнесена Ее икона, которая стала величайшей косинской святыней. С тех пор косинцами торжественно при большом стечении народа отмечается день обретения иконы 20 июня (3 июля по новому стилю).

Однажды, будучи в гостях у своего брата Федора Алексеевича, в подмосковном селе Измайлово, Петр нашел в амбаре старый английский ботик (знаменитый «Брандтов ботик, дедушка Российского флота»). Корабельный мастер Брандт подправил судно, и царевич стал кататься на нем по реке Яузе. После Яузы он обратил внимание на косинское Белое озеро. У восточного берега были устроены пристани, на озеро стали переправлять карбусы и шнаки, но Петр в это время уже облюбовал большое Переславское озеро, куда потом и была перенесена его флотилия.

В память своего недолгого пребывания в Косино и по усердию к его святыням: чудотворной иконе святителя Николая и Святому озеру, император Петр I оставил в дар церкви икону Божией Матери, привезенную его близким вельможей, графом Борисом Петровичем Шереметьевым, из итальянского города Модены.

Икона, названная Моденскою, впоследствии пребывая в святом косинском храме, прославилась многими чудотворениями, которые, начиная с 1808 г., были записаны приходским духовенством и сохранились до наших дней. От иконы были чудесные исцеления: от головной болезни, от болезней ног, аллергии, легочных заболеваний, приобретенной слепоты, безчадия. А в 1848 г., когда в Косино и окрестных селениях свирепствовала холера, по желанию жителей чудотворную Косинскую (Моденскую) икону Божией Матери неоднократно приносили из храма в эти селения для молебнов. Заступлением и милостью Царицы Небесной холера стихала и прекращалась.

Так подтвердилось народное верование, что Косино находится под особым покровом Царицы Небесной.

В конце 1939 г. с куполов Косинских храмов были сброшены кресты. На месте крестов пытались установить красный флаг, однако, это не удалось. Участвовали в этом активисты–безбожники Василий Хорошилов и Федор Иконников. Через некоторое время одному из них оторвало голову. Он ехал в открытой машине, а через дорогу была натянута проволока... В разруху такое случалось... А другого через несколько лет косинцы видели в электричке: просил подаяния ради Христа...

К 1940 г. последовало запрещение богослужений. За год до наступления Великой Отечественной войны храмы были закрыты, церковные ценности конфискованы. На это время приходится изъятие из храма чудотворной Косинской иконы Божией Матери и бесследное исчезновение древнейшей косинской святыни, пребывавшей в приходе с незапамятных времен, чудотворного образа свт. Николая. В храмах оставалось еще много утвари, но с течением времени она была или разворована, или уничтожена. Иконы срывали со стен и жгли тут же, возле храмов, на берегу Белого озера. С колокольни сбрасывали колокола и разбивали, чудом сохранились два небольших колокола.

Во время Великой Отечественной войны Косинские храмы использовались под производственные помещения: в Свято–Никольском каменном храме закрасили настенные росписи в темно–зеленый цвет и разместили мастерскую по изготовлению керосиновых ламп; Свято–Успенский храм был приспособлен под склад продукции этой мастерской, а в древний деревянный храм установили металлическую печь и поселили сторожей. В подвале каменного Свято–Никольского храма было устроено бомбоубежище.

За время войны богохранимые Косинские храмы не претерпели никакого разрушения: ни одна бомба, ни один снаряд не попали на эту веками намоленную землю.

Однако, после войны, в 1947 г., в одну из зимних ночей загорелся древний деревянный храм во имя Святителя Николая. Зима была такая снежная, что пожарные не смогли въехать в ограду. Полыхающий храм тушили снегом, крышу раскидали, а стены тлели до утра. До конца он не сгорел, так как сделан был из толстого выдержанного дуба. Впоследствии бревна растащили, и только оставшийся фундамент напоминал о том, что здесь находился памятник церковной истории, храм XVII в. во имя святителя и Чудотворца Николая, построенный в царствование царя Алексея Михайловича, при патриархе Иоакиме.

Прошло три года, и в 1950 г. косинские храмы были переданы под краеведческий музей. В Свято–Успенском храме началась «реставрация», что на самом деле было продолжением его разорения и поругания. «Реставраторы» думали, что в стенах храма спрятаны ценности, стали ломать стены и вскрывать чугунные плиты на полу. Был уничтожен иконостас и украдены уцелевшие иконы. Добрались до могилы храмоздателя Д.А. Лухманова, кощунствовали. Не обнаружив клада внутри храма, стали ломать храм снаружи, в результате чего была полностью разрушена крытая каменная галерея (гульбище). Затем неожиданно работы были прекращены, а устройство музея перенесли в Ново–Иерусалимский монастырь. В 1951 г. храмы были переданы под склад двум московским областным театрам. В Свято–Успенском храме хранился реквизит Областного театра Драмы, а в Свято–Никольском – Областного театра имени Островского. Теперь возле храмов стояли грузовые машины, которые то привозили, то отвозили бутафорию, на церковном кладбище сушили театральные костюмы, возле алтаря Свято–Никольского храма стояла будка со сторожевой собакой.

В 1957 г. Косинская трикотажная фабрика начала строительство нового корпуса, что нанесло очередной ущерб приходским строениям: была снесена часть каменной ограды и две угловые башни–бойницы с южной стороны Свято–Успенского храма. Под строительство фабричного корпуса отошла часть церковной территории, где было кладбище. В это же время подверглись разрушению и две угловые башни-бойницы с северной стороны; с церковного кладбища разворовывались дорогие надгробные памятники.

В храмах давно протекали крыши. Шли дожди, и вода, проникая в храмы, смывала росписи. Наконец, в 1974 г. крыши починили, но к этому времени в Свято-Никольском храме настенные росписи полностью погибли. В Свято–Успенском храме росписи сохранились, но в нем уже ничего не осталось, кроме сломанного центрального паникадила.

С болью в сердце смотрели местные жители на разоренные и поруганные косинские святыни. Старожилы рассказывали, как выглядели храмы в 70-х годах ХХ столетия: «В храмах – ни иконостасов, ни икон, ни росписей. Вместо них – побитые, обшарпанные, закоптелые стены. В Свято–Успенском на хоры не войдешь, лестница на них разрушена, посередине храма центральное паникадило все в ржавых клочьях. В стенах зияют дыры, висят обрывки проводов». В церковной ограде от пяти угловых башен–бойниц уцелела лишь одна, были выломаны железные решетки: их вывезли для школьного забора. Довольно обширный ранее церковный двор с величественными березами и липами теперь пребывал в совершенном запустении.

Представляя себе столь горестную картину разорения благолепного некогда дома Господня, невольно возвращаешься в памяти к тому периоду, когда после нашествия французов в 1812 г. Косинский приход и само село были осквернены и разграблены так, что стоял вопрос об упразднении прихода. Тогда Господь по заступлению Своей Пречистой Матери и молитвами святителя Николая не попустил совершиться сему, избрав для возрождения Косино приснопамятного храмоздателя Д.А. Лухманова.

И сейчас Матерь Божия, храня Свой удел, не допустила окончательного разрушения и уничтожения святых храмов.

Главная Косинская святыня, Чудотворная икона Божией Матери, была изъята из храма после его закрытия в 1939г. В 1976 г. промыслом Божиим обнаружилось местонахождение главной Косинской святыни, Косинской (Моденской) иконы Божией Матери. Она хранилась в фондах Музея древнерусского искусства имени прп.Андрея Рублева, расположенного на территории Спасо–Андрониева монастыря в Москве. Об этом стало известно в приходе. Узнав о местонахождении святыни, настоятель храма протоиерей Михаил Фарковец, сразу же доложил об этом Его Святейшеству. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял самое активное участие в возращении Церкви Косинской чудотворной иконы Божией Матери. После Его обращения в органы государственного управления, бывший в то время министр культуры СССР Николай Николаевич Губенко незамедлительно вынес решение о возвращении Церкви чудотворной Косинской (Моденской) иконы Божией Матери.

Обнаружить икону помогли сельские старожилы Мария Алексеевна Иванова и ее сестра. От работника областного Управления культуры Дмитрия Дмитриевича Гущина они узнали, что в Музее имени прп. Андрея Рублева хранится икона Божией Матери XVII в. с надписью на обороте «Моденская». Никаких других сведений об этой иконе у Музея не было. Мария Алексеевна и ее сестра не только хорошо знали и помнили Косинский Чудотворный образ Божией Матери, но и располагали достоверными источниками, где наряду с изображением иконы приводилось ее подробное описание.

Они обратились в Музей, чтобы своими глазами увидеть икону Божией Матери, в которой надеялись узнать Чудотворный Косинский образ Царицы Небесной. Надежды их оправдались, как только смотритель Музея В.В. Кириченко вынес икону. Без сомнения, это была Косинская (Моденская) икона Божией Матери, пребывавшая ранее в Косинском приходе. Вадим Васильевич рассказал, что вскоре после войны, при посещении Ленинградского Музея религии и атеизма, он обратил внимание на шедевр XVII века – икону Божией Матери, на обратной стороне которой было написано чьей–то доброй рукой «Моденская».

Оказалось, что после закрытия Косинских храмов икону передали в Московский антирелигиозный музей. Вскоре музей закрыли и перед самой войной святыню передали Музею религии и атеизма, находящемуся в Казанском соборе Санкт–Петербурга (тогда Ленинграда). Икона пробыла в запасниках Ленинградского музея атеизма до конца войны.

Находясь в плену у безбожников, святая икона хранилась небрежно, пока милостью Царицы Небесной не оказалась в руках смотрителя Музея имени прп. Андрея Рублева В.В.Кириченко, который привез икону назад в Москву. Трудно передать волнение работников Музея, когда они узнали, что находящаяся у них икона Божией Матери – великая святыня, прославленная многими чудотворениями, и что до изъятия из храмов она пребывала в Косино 250 лет.

После своего 36–летнего пленения икона нуждалась в реставрации, провести которую благословили замечательной иконописице и реставратору икон Ирине Васильевне Ватагиной. По ее отзыву, реставрация святыни шла легко и через три месяца была закончена. Обновленная икона находилась три года в экспозиции, а потом бережно хранилась до своего возвращения в Косино 2 июля 1991 г.

По благословению Его Святейшества на территорию Спасо–Андрониева монастыря к 11 часам прибыли Преосвященный Арсений, епископ Истринский, все благочинные города Москвы, духовенство Косинского прихода, духовенство других приходов, верующие люди. Чудотворная икона была перенесена из запасников Музея имени прп. Андрея Рублева во вновь открытый Собор Спаса Нерукотворного Образа. Преосвященный Арсениий в сослужении духовенства совершил молебен перед Косинской иконой Божией Матери и освятил икону. После освящения директор Музея София Владимировна Вашлаева передала святыню, украшенную венком из живых цветов, Преосвященному Арсению. А затем состоялось перенесение чудотворного образа в Косинский приход. Большую часть пути икону везли на машине. Сотрудники ГАИ останавливали движение, пропуская Царицу Небесную. Шествие сопровождалось всенародным пением, немолчным славословием Божией Матери, вновь явившей Свой чудотворный образ этому святому месту. С южной окраины села крестным ходом, возглавляемым епископом Арсением, при большом стечении духовенства и православного люда Косинская икона Божией Матери была внесена в церковную ограду.

Надолго запомнится всем это благодатное торжество. Стояла на редкость жаркая погода. Народа на главной улице Косино собралось множество. Тысячи прихожан, гостей и паломников встречали чудотворный образ. Все молитвенно прославляли Царицу Небесную. Люди радовались, что икона вернулась на свое исконное место. В ограде храма Преосвященным Арсением в сослужении многочисленного московского и подмосковного духовенства перед святыней был прочитан акафист и отслужен водосвятный молебен, после чего икона была торжественно внесена в храм во имя свт. Николая и установлена на специальном постаменте.

Вечером того же дня в храме была отслужена всенощная. Пресвятой Богородице, иконой Своей возвратившейся в храм, пропели величание, и после прочтения Евангелия во время елеопомазания прихожане с молитвенным благоговением прикладывались к чудотворному образу.

На следующий день, 3 июля 1991 г., в день празднования Косинской (Моденской) иконы Божией Матери, служилась божественная литургия. Возобновив традицию Патриаршего служения в Косино, впервые после 70–летнего перерыва, Божественную Литургию в храме свт. Николая совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его Святейшеству сослужил Преосвященный Арсений, епископ Истринский, и множество духовенства. Среди почетных гостей на празднике присутствовали Председатель Правительства города Москвы Юрий Михайлович Лужков.

После службы был совершен крестный ход на Святое озеро, где был отслужен молебен Божией Матери с водоосвящением.

После молебна богомольцы, как и в прежние времена, с благоговением погружались в целебные воды Святого озера.

Среди множества писаных и неписаных историй о чудесах Божиих, посылаемых на благословенную русскую землю, есть несколько, связанных с небольшим древним поселением под названием Косино.

Дивное предание о чудесном появлении Святого озера, ушедшей под воду церкви, свидетеле этого события пустыннике Вуколе, ставшего первым молитвенником у колыбели нашей славной Москвы, – все эти свидетельства Божьего милосердия не исчезают в глубине веков, да и не могут исчезнуть.

Когда-то на месте Святого озера была небольшая церковь и при ней жил священник, который совершал службу. Неподалеку стоял дремучий лес, где подвизался пустынник Букал. Однажды во время сна ему было видение, что на том месте, где ныне находится Кремль, возникнет град Москва и что его ожидает великая слава, хотя он и понесет много испытаний от нашествий врагов и пожаров. Долго размышлял Букал о своем видении, а потом пошел в пустынное село Косино и поведал о своем видении священнику. Тогда оба они вошли в церковь и со слезами молили Бога и Пречистую Матерь за весь православный народ и за будущий град Москву. Священник начал совершать Божественную литургию; во время Херувимской песни над ними явилась Божия Матерь, и церковь стала опускаться в землю, из земли выступила вода, и образовалось озеро. Много лет здесь не было храма, но люди верили, что под волнами озера не умолкает молитва святых старцев за православный народ и за град Москву и что эта молитва угодна Богу...

Несмотря на то, что разрушен кремлевский храм Спаса на Бору, построенный на том самом месте, где стояла хижина отшельника Вукола, из косинских храмов украдена чудотворная икона святителя Николая, обретенная на водах Святого озера, а само озеро претерпевает надругательства, – в его водах люди по сей день получают исцеления, святая икона Божией Матери чудесным образом возвращена Православной Церкви, а к колыбели Москвы, к косинским святыням, стекаются верующие со всей Святой Руси.

Значит, молятся за нас и старец Вукол, и священник первой косинской церкви, над которой сомкнулись воды Святого озера, и косинские новомученники, оставшиеся до конца верными Господу, и, наверное, кто-то еще, чьих имен мы еще не знаем.

Вода Святого озера целебна: донный ил содержит в своем составе йод, серебро, бром). Крестьяне в старину лечили ревматизм и различные кожные заболевания, натираясь илом и обливаясь озерной водой. Само Святое озеро очень глубоко и точно определить его глубину вследствие подводных пластов, невозможно. Верхний пласт состоит из самого тончайшего ила, весьма трудно осаживающегося. При постройке часовни и купальни вбивали кокоры в 22 аршина... По пробитии первого пласта кокоры опускались вдруг на несколько сажен; то же было и по пробитии следующего пласта.
По отзыву проводивших измерения, посредине глубина достигает 15 саженей. Это озеро имеет ту особенность, что никогда не цветет, вода постоянно довольно холодная, свежа, вкусна, чиста и прозрачна.

Без искушений, к сожалению, не обходится ни одно дело. Сейчас над нашим Святым озером нависла черная туча. С тех пор, как великий город, ставший для России, как сердце для тела живого, подрос и окреп, среди его власть имущих жителей постоянно находятся желающие разорить его колыбель.

За тысячелетнюю историю чего только не хотели сделать со Святым озером... Архивные документы и брошюры, повествующие об истории Косина, расскажут, как на его святых берегах собирались построить дачи, устроить рыболовное хозяйство, пытались его осушить, его святыми водами поливали огороды так усердно, что оголилось дно. В безумной злобе было уничтожено то, что было сделано благоговейными человеческими руками – снесена часовня и купальни, вырублена тополиная аллея, но нерукотворную святыню, само озеро, уничтожить так и не удалось... Решили осквернить.

Чей–то изощренный ум придумал устроить на Святом озере «зону отдыха» для народа, включающую в себя различные увеселительные заведения. Одна из отписок, пришедшая в ответ на возмущенные письма настоятеля и прихожан в различные инстанции, гласила, что приходу нечего волноваться, среди прочих увеселительных заведений запланировано построить и часовню...

Насчет увеселительных заведений пока, слава Богу, не ясно, но вопрос с часовней отец Михаил начал решать сам. В 2007 году перестроил довольно неприглядное заброшенное здание бывшей насосной, которая в старые времена выкачивала святые воды Святого озера для поливки огородов. К зданию была сделана пристройка для алтаря, изменена форма окон, устроен купол, возведен крест, облагорожена и огорожена территория вокруг будущего храма. Территория вокруг Святого озера силами прихода поддерживается в полном порядке.

Однако, нашлись жалобщики, заявившие в соответствующие органы, что храм здесь не должен быть, дескать - «Мне в купальнике здесь купаться неудобно». То есть в Святом озере можно в купальнике, без благоговения, а возле храма нельзя. Конечно, нельзя. Но решать вопрос надо бы в пользу святыни, а не в пользу праздно купающихся, тем более, что для таковых оборудован пляж на соседнем Белом озере.

Тем не менее, строительство храма указанием свыше было прекращено. Наш настоятель близко к сердцу принял это обстоятельство и вскоре заболел, слег в больницу и умер. Прости, Господи, нас, жестоковыйных.

До сих пор Господь чудным образом хранил Святое озеро от различных посягательств мира. Последние годы по благословению и с участием (до 2007 года) настоятеля наших храмов, каждый воскресный летний день совершается крестный ход на Святое озеро с чтением акафиста Божией Матери.
Мы молим всего мира Заступницу защитить нашу святыню и на этот раз. Во время одной из поездок по святым местам Руси Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II произнес: «Трудно возрождать то, что разрушено. Можно лишь представить ту красоту и благолепие этого храма и других храмов Божиих... Но если все мы, сыны и дочери нашего Отечества, осознаем, что необходимо вернуться к своим православным традициям, вере православной, с которой проходил наш народ свою тысячелетнюю историю, переносил вражеские нашествия, иные испытания, будет совершатся преображение душ человеческих. Общими усилиями можно создать то, что разрушено... Да поможет Господь жителям этого града вернуться к благочестию их предков. А о том, что предки были благочестивыми, свидетельствуют храмы Божии, которые создавались, как место общей молитвы, где люди совершенствовались духовно. Дай Бог, чтобы нынешние поколения пришли бы к вере отцов. В этом – залог построения будущего России, будущего нашего общества, которое проходит через большие трудные испытания. Но выживем мы, если вернемся к вере отцов»

21 апреля 1992 г. Русской Православной Церкви были возвращены два другие храма в Косино: храм Успения Пресвятой Богородицы и вновь выстроенный деревянный храм.
В Великий Четверг, 23 апреля 1992 г., храм в честь Успения Пресвятой Богородицы был освящен малым чином. Чин освящения был совершен настоятелем Косинского прихода протоиереем Михаилом Фарковцом с приходским духовенством.

Приближался праздник Косинской иконы Божией Матери, накануне которого, 2 июля святыня была перенесена из храма свт. Николая в храм Успения Пресвятой Богородицы, где она пребывает и поныне.

В самый день праздника божественную литургию в сослужении множества духовенства, при многочисленном стечении народа, совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

По милости Царицы Небесной, даровавшей нам второе обретение Своего чудотворного образа, в 1992 г., по благословению Святейшего Патриарха, был составлен «Акафист Пресвятей Богородице, в честь Ея Чудотворныя иконы, именуемыя Косинския (Моденския)». Впервые акафист перед святым Косинским образом Божией Матери служили 13 декабря 1992 г., и с тех пор его служат каждое воскресенье после вечернего богослужения.

Кроме дня официального празднования Косинской иконе, 3 июля по нов.стилю, существует местночтимый праздник – 1-е воскресенье после Вознесения Господня.

Молитва Моденской (Косинской) иконе:

О Премилостивая и Пречудная Света Умнаго Царице! Достойно славимая и праведно от всех горних чинов ублажаемая, яко без сравнения их превосходящая, Бога и Творца всяческих рождшая. Благодарим Тя о всех благодеяниях Твоих, яже благоволила еси явити нам преславным принесением чудотворныя Твоея иконы. Кое благохваление пришествию Твоему сотворим, недоумеваем, точию удивляемся, величающе Твое милосердие, еже на нас показала еси. Темже мы, грешнии, со страхом и радостию припадающе к цельбоносней иконе Твоей, благодарственно вопием Ти: О Всесильная рода нашего Помощнице! Услыши нас, молящихся Тебе, и яви милость Твою; се бо, на Пречистый образ Твой взирая, яко живей Ти с нами Сущей, молим Тя усердно: не помяни множества грехов наших, но исполни во благих прошения, даруй нам вся потре6ная к животу и благочестию, избави нас от скорбей, бед и всяких болезней, наипаче же от смертоносныя язвы и пагубы, от навета злых человек и всякаго обстояния. Соблюдай и спасай нас благодатию Своею, Владычице, от тлетворных учений неверия и суеверия, от лукавых совращений. Сохрани нас и Отечество наше от всяких крамол, нестроений и злых развращений, врагами веры православной воздвизаемых. Сподоби же нас, Всеблагая Заступнице наша, благочестно житие сие земное совершити, христианскую безболезненную, не постыдную, мирную кончину получити и Небеснаго Царствия наследовати. Да всегда поем, величаем и славим Тя, яко Благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Материалы взяты из интернета от прихожан храма в Косине. Москва.