
- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 945
- |
- Видео 117
- |
- Мероприятия 1
Наталья Абрамцева. Последний русский классик детской литературы.
Рождественские грезы доброй сказочницы
В ее сказках нет злых персонажей, даже серый волк – добрый, поэтому легко подменяет Снегурочку на новогоднем празднике так, что никто не замечает этого. Львы у Натальи Абрамцевой с добрыми глазами, да еще и мурлычут. Писательница верит в чудо и готова дарить его другим. Она рассказывает сказки так, словно видела все сама и хочет поделиться впечатлениями, но и не скрывает, что это всего лишь греза. Тринадцатого января, в последний день (по старому стилю) уходящего года, прошла презентация «Рождественских грез» Натальи Абрамцевой (1954-1995), сборника из четырнадцати сказок с иллюстрациями дошкольников.
- В моей жизни был момент, когда я очень хотела найти такую работу, на которую могла бы каждый день ходить с радостью, - рассказывает Юлия Полегаева, организатор проекта и руководитель изостудии «Сказочный мир», - С этим желанием я поехала в Покровский монастырь к мощам блаженной Матронушки. Обычно я езжу с детьми, на этот раз их со мной не было, и я решила привезти им подарок. Зайдя в лавку, я купила «Радугу в Сочельник» Натальи Абрамцевой. И когда мы вместе с детьми ее прочитали, это так меня тронуло, что у меня родилась программа изостудии.
Вначале каждого занятия в «Сказочном мире» Юлия Геннадиевна читает с ребятами какую-нибудь сказку, затем под классическую музыку они делают иллюстрации к прочитанному. Сейчас есть рисунки уже ко всем сказкам Натальи Абрамцевой. Прошлым летом студия объявила всероссийский конкурс иллюстраций, в котором приняли участие и дети из приютов, а потом прошла выставка их работ.
Идея издать книжку с детскими иллюстрациями появилась тогда же. Юлия Геннадиевна открыла старое издание «Рождественских грез», чтобы найти телефон издательства и заказать у них книжку в подарок детям, а оказалось, что предложенный там номер принадлежит маме Наташи. Так они познакомились. Руководитель студии рассказала Людмиле Николаевне Абрамцевой свою идею, и на благотворительные пожертвования удалось ее воплотить.
- Почти двадцать пять лет назад я пришла в дом писателей Корнелия Корнельевича и Людмилы Николаевны Абрамцевых в качестве корреспондента журнала «Телевидение и радио», - говорит литературный критик Татьяна Семеновна Никитина. - В нашей редакции прошел слух, что есть удивительная девочка, которая пишет какие-то необыкновенные сказки. Они пока не публиковались, но говорили, что их автор – фантастически одаренный человек.
Когда я вошла в квартиру Абрамцевых, то с порога увидела из дальней комнаты огромные глаза девушки, лежащей на кровати. Ее взгляд забыть было невозможно: я просто утонула в нем. Я подошла к ее постели, присела рядом, и с тех пор мы стали друзьями. Уже после часа разговора с ней я забыла, что она больна, так и хотелось сказать ей: вставай, пойдем.
Наталья Абрамцева, создательница ста двадцати сказок, двенадцати пьес, а также рассказов и сценариев, с самого раннего детства страдала редким заболеванием спинного мозга, обрекающим ее на полную неподвижность и быструю смерть. Но в постель Наташа слегла только к двадцати годам, а прожила сорок с половиной лет, вместо обещанных семи-тринадцати.
- Сказки Наташа начала писать не в один день, - говорит мама Наташи Людмила Николаевна. - Она училась на курсах переводчиков, занималась переводами с английского, испанского языков, и однажды, прочитав ее перевод с испанского, преподаватель поставил Наташе за сказку «пятерку», а за перевод «двойку», потому что тот был совершенно неправильным. Получилась новая сказка.
Настоящее серьезное творчество началось после пережитой трагедии – неудавшейся попытки самоубийства из-за глубокой депрессии в двадцать лет. Прозаическим осмыслением происшедшего стала заметка-очерк «Так может быть еще не все?»
Писать Наташе было физически тяжело, когда она стала сочинять сказки, записывала их фломастерами. Людмила Николаевна вспоминает, что ее дочь сначала подумает-подумает с недельку над какой-нибудь одной сказкой, а потом запишет ее буквально за три дня. Затем начинает работать над следующим. Наташа ни с кем не любила обсуждать свое творчество, более того, когда она диктовала маме, а та печатала и пробовала что-то подсказать, молодая писательница говорила: «Ой, мам, хорошо, что ты не мой редактор».
На вопрос – почему именно сказки, а не что-то другое, Наташа писала: «Так получилось, что одушевление неодушевленного стало для меня очень интересным и важным делом. Сказка – это эпиграф жизни, это дитя сердца. Как же важно, чтобы отношения между добром, злом и ребенком были правильными. Сказка поможет ребенку почувствовать, узнать добро. Здесь только сердце разберется…Вот я и пишу сказки. И буду писать. И постараюсь, чтобы после каждой из них можно было сказать задумавшемуся малышу: «А? Э-э…Так-то, дружок. В этом-то все и дело…»
- Я считаю ее последним русским классиком детской литературы, - говорит Татьяна Семеновна. - В сказках Наташи постоянно развиваются громадные внутренние темы – одиночество и его преодоление, поиск друга и радости, стремление научить других счастью. Работает она на разных уровнях: есть у нее сказки для совсем маленьких на языке зверушек, играющих в травке, есть для детей постарше – с духами воздуха, феями, радугой, жизнью, которая идет в небе. Она создает свою маленькую вселенную, которая очень густо населена – от травы до заоблачных высот. Наташа продолжает традицию Андерсена. Но, что удивительно, у нее есть какие-то предчувствия наступающих холодов в сердцах, в отношениях между людьми. Ее не зря рекомендуют для семейного чтения. Удивительно, что она, молодой автор, заглянула очень далеко.
Пережитая трагедия привела будущую писательницу к вере. После происшедшего Людмила Николаевна пришла в церковь и спросила у священника, простит ли Наташу Господь. На это батюшка ответил, что если бы не простил, ее и в живых не было. Потом он пришел к Абрамцевым, исповедал и причастил девушку.
Впервые рождественские сказки Натальи Абрамцевой удалось опубликовать после развала СССР. Нынешнее издание «Рождественских грез» третье. В него вошли четырнадцать сказок на новогодние и рождественские темы. В каждой из них Наташа хочет, чтобы мы поверили в чудо и в счастье.
Она рассказывает стародавнюю новогоднюю историю, как Дед Мороз, чтобы подарить людям радость на Новый год, обратился за помощью к Лету, и оно дало ему радугу, которая появилась на небе в праздничную ночь. Потом радуга исчезла. «Подождите, люди! – пишет сказочница. – Не грустите! Кончилось ли? Посмотрите в небо. Вот между теми облачками, и еще вот там, над далеким лесом, и еще, и еще… Смотрите! То там, то там видны маленькие семицветные полоски: нежные неяркие приветы ночной гостьи – Радуги. Она оставила их на все зимние дни, чтобы вы верили в счастье.
…Эта история случилась в стародавние времена. Но подарок новогодней Радуги живет до сих пор. Только смотрите на небо! До головокружения смотрите, ведь увидеть маленькую зимнюю радугу – к счастью.
Ищите, люди, с надеждой ищите стародавний новогодний подарок» («Стародавняя новогодняя история»).
У Наташи на Новый год вылечиваются «больные» розы, распускаются веточки тополя, когда за окном метет метель, утром на столе появляется спелый ананас или букетик золотых лютиков, вишневая карамель превращается в сочные вишни, игрушечный вертолет – в живых зеленых лягушек в красных шляпках. А старомодная седая дама дарит на Рождество ангела из папье-маше, который ночью путешествует с маленьким мальчиком по Африке. И никто не удивляется этим чудесам. «Так устроены люди: добрым чудесам не удивляются: их просто помнят».
И тише, пожалуйста, тише! Только оставив все дела и прислушавшись, можно не пропустить чудо. И еще, прошу вас: не выбрасывайте, на всякий случай, старые сахарницы.
Софья Пучкова
www.nsad.ru/articles/poslednij-russkij-klassik-detskoj-literatury
Читать и скачать книгу: https://vk.com/doc-126069701_437806239?hash=640fafa03589ccc8c7&dl;=ce7cd1...












Спасибо за новое (для меня)) имя! Доверяю))