Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Алексей Ильич Осипов

Чем духовность отличается от душевности?

Вопрос: «В чем разница между духовностью и душевностью?»

Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:

– Вы, наверное, знаете, что человеческая душа – трехсоставна. Одну душу имеют растения – это жизнь. Другой уровень, неизмеримо выше – у животных: они не только чувствуют, но и многое понимают. А сколько у них эмоций! И, наконец, третий уровень, который присущ только человеческой душе – это то, что по-гречески именуется «нус» или «ноос» – то есть разумность или дух.

Душевность – это всё то, что связано с первыми двумя уровнями. То есть всё то, что связано со всеми нашими эмоциями, или, говоря иначе, всё то, что связано с «горизонтальным» образом жизни. Мы можем радоваться и страдать, заботиться обо всем необходимом, что нужно нам в этой жизни, можем решать какие-то проблемы. Это – «горизонтальный» уровень, который касается этой жизни. И часто даже саму религию понимают в этом плане. Как понимают? Религия – это то, что освобождает меня от неприятностей, что дает мне возможность погрузиться в какие-то другие сферы, где я могу найти удовлетворение, могу помечтать, могу попасть в какие-то мистические слои и так далее. То есть вся забота – только об удовлетворении, об удовольствии, о наслаждении. Недаром душевными часто называли тех подвижников, которые впадали в прелесть (есть такое понятие в аскетике), то есть тех, которые ищут благодатных переживаний, благодатных состояний, благодатных даров: например, чудотворения, видения на расстоянии и так далее. О таких подвижниках говорят, что они в прелести, то есть льстят себе в высшей степени. Вот это все связано с душевностью. Поэтому говорят: душевность и духовность – это совершенно разные вещи.

Кстати, любопытная вещь. Во время Первой мировой войны очень многих поразил один факт. Вы знаете, что немцев называли «культуртрегерами», то есть – носителями культуры. Еще Ницше писал об уберменш – то есть о сверхчеловеке. Культуроносители, чуть ли не сверхлюди, которые очень любили своих собак и кошечек, и, конечно же, детей. И вдруг – удивительно жестокое обращение с пленными людьми и с теми, кто оставались на захваченных территориях. Эти душевные люди, играющие на губных гармошках, эстетически развитые, сентиментальные – то есть вот она, душевная полнота! – и вдруг такая жестокость! Ненависть! Вот ведь как оказывается…

Душевность – это вещи низшего порядка. И если эту душевность не переквашивать в духовность, если наши симпатии, которые мы можем испытывать к кому-то, не переводить в область верной любви, потому что может быть и неверная любовь: я люблю того, кто мне нравится, и я терпеть не могу того, кто мне не нравится; тому, кого я люблю, я могу простить многие вещи, за которые надо бы наказать, а к тому, кого я не люблю, я буду придираться и к таким вещам, где он совсем и не виноват – вот это всё и есть душевность, которая часто связана с лирикой, с сентиментальностью, с романтичностью, но в которой нет религии.

Один из святых, преподобный Никита Стефат, говорил: «Душевные – это как бы полоумные». И апостол Павел тоже об этом писал. Когда нет духовности, то душевность – это всё лирика, романтика, сентиментальность… А попробуй только прикоснуться к нему не так – и сразу, как ежик, уколет тебя тысячами игл! Вот, что такое душевность.

В религии, в христианстве, душевность – очень опасна. Часто мы видим, что настоятель, к сожалению, не смотрит за хором, а когда хор большой, да еще и регент имеет светское музыкальное образование – вот тут и начинается такая лирика! То «умирают» – почти совсем не слышно, то взрываются таким громом, что все вздрагивают! То есть, что происходит? А пытаются эффект произвести! И о какой молитве здесь говорить? При чем тут молитва? Никого не интересует никакая молитва! Эффект нужен!

Так и люди, которые ищут эффекта: «Вы куда идете?» – «Я иду на всенощную Рахманинова». Ну, конечно – не на всенощную же идет, а на Рахманинова… «А – вы?» – «На литургию Чайковского» – «Ах, да-да! Чайковский!» На Чайковского, не на литургию же…

Вот это всё – что это такое? Всё это плоское – сентиментальность, лиричность – всё это называется душевностью…

01 февраля 2015 в 23:16

Духовность это направленность ума и сердца к Богу.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Елицы.Записки

    Сообщество

    ЕлицыМедиа

    Сообщество