
- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 4
- |
- Видео 258
- |
- Мероприятия 0
Что такое грех и как он проявляется в природе человека сегодня?
Вопрос: «Что такое грех? Как он проявляется сейчас в природе человека? И как от него избавиться?»
Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:
– Есть два, совершенно разных, понимания греха. Одно из них всегда было присуще всему дохристианскому миру, в том числе и ветхозаветному сознанию: грех – это есть нарушение того закона, который Бог дал человеку. Точно по тому же образу, по которому царь или государство издает законы и которые обязан исполнять каждый человек. Нарушение этого закона влечет за собой наказание. Вот одно понимание греха.
То есть – это нарушение внешнего по отношению ко мне закона, данного Богом. Что такое заповедь? Это внешнее предписание. Я бы и ограбил кого-нибудь, и украл бы, но вот Бог запрещает. Такое понимание называется юридическим пониманием. Оно пронизывает всё дохристианское сознание и, кстати, все западно-христианское сознание. Поэтому мы видим в католицизме, например, такие понятия, как удовлетворение правосудию Божию, отсюда же – понятие заслуг человека и так далее.
Что говорит святоотеческая мысль? Совершенно иное! Святоотеческое богословие и святоотеческая мысль говорит о том, что грехом является не нарушение внешней по отношению к человеку воли Божией, а нарушение собственной человеческой природы, собственного человеческого естества, которое является богозданным. То есть грехом я наношу рану себе. Не просто нарушаю внешний закон (на красный свет проехал), а я себе занозу всадил или на гвоздь наступил. То есть каждый грех есть не что иное, как рана, наносимая самим человеком себе: телу, душе, духу.
Почему это является и грехом против Бога? Откуда это? Потому что, повторю еще раз – мы созданы Богом. Законы существования нашей человеческой природы – это законы, данные Богом. Но основная суть греха не в том, что мы нарушаем внешние законы. Требуется не юридическое понимание Бога, а нравственное: мы себя казним, мы себя раним, мы себе причиняем страдания. Вот чем мы нарушаем волю Божию. Вот почему опасен грех. Вот о чем постоянно предупреждает Священное Писание и святые отцы: не грешите!
Как мать говорит ребенку: не делай того-то и того-то. Часто приходится приводить пример, как я узнал, что такое грех. Зимой мы с моей маменькой выходим на улицу, я держусь за ее руку. И она говорит: «Лешенька, смотри – не лезни язычком ручку!» И зачем маменька это сказала? Только она отвернулась, как тут же слышит вопль: Лешенька своим язычком прилип к этой ручке! И я узнал, что такое грех! Грех – это то, что мне приносит страдание, что мне вредит, нарушает мою природу! А не просто я нарушаю что-то внешнее по отношению к себе, как например, нарушил волю маменьки. Вот в чем суть греха!
Вот два существенно различных понимания греха.
А то говорят: «Грех? Да? Ой, как интересно!» – Интересно? Да? Ну, пожалуйста, сядьте на раскаленную сковородочку! Или пройдитесь по колючей проволоке – это же так интересно!
Ведущий:
– А почему, действительно, говорят, что грех так сладостен? Собственно, вся современная цивилизация, кажется, именно на этом и построена: на потакании человеку, на соблазнах различного рода. Убеждают: да ничего ты не бойся, это всё вполне приемлемо и, мало того – это твое право. И тут же очень много говорят о правах человека на то и на другое, что человек должен быть свободным и незакомплексованным…
Алексей Ильич Осипов:
– Здесь надо учитывать один очень тонкий момент: грехом обычно является – злоупотребление, а не – употребление! Есть замечательное латинское изречение: «Злоупотребление – это не употребление». То, что мы должны есть и пить – это совершенно естественно, и грехом это не является. Грехом является то, когда вместо того, чтобы поесть – я объедаюсь, вместо того, чтобы выпить – я напиваюсь, вместо того, чтобы жениться или выйти замуж – я начинаю бегать… Ну и так далее.
Грех – это злоупотребление тем, что является разумной мерой и необходимым для человека и что по сути своей является добром. Питаться – это добро. Мы даже в молитве «Отче наш» говорим: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сам Христос – и ел, и пил! Первое чудо, которое Он совершил в Кане Галилейской – воду претворил в вино. Причем, не вино претворил в воду, а воду – в вино!
Самая суть природы греха связана со злоупотреблением. И это злоупотребление может стать навыком или страстью, и тогда человек уже терзает сам себя. Он жаждет этого, как наркоман жаждет наркотиков, как пьяница жаждет алкоголя. Вот, оказывается, в чем причина. Вот откуда это влечение.
А социальная среда может быть очень разной. Она может направлять человека на удерживание себя от этих вещей, если, например, это будет христианская среда, а может быть – и с точностью до наоборот. Вы посмотрите: средства массовой информации, в своем подавляющем большинстве, как раз и разжигают злоупотребление. Деньги – это хорошо или плохо? Смотря, в чьих руках. Оружие – хорошо или плохо? Смотря, в чьих руках и как использовать. Вот в чем дело.
Когда вам по телевидению говорят: «Алчность…» – и разжигают – уже всё становится ясным. Мы, к сожалению, постепенно, через развитие своих страстей и через ту социальную среду, которая помогает этому развитию, становимся наркоманами. Вот какова природа этого явления и почему говорят, что грех так сладостен…












