
- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 570
- |
- Видео 1678
- |
- Мероприятия 1
Всякое ли поношение во благо? Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов.
– Всякое ли поношение во благо? И как его соотнести с чувством справедливости, которое особенно обострено у детей?
- Чувство справедливости у детей обострено потому, что они не развиты духовно, им еще нужно пройти долгую школу христианской жизни. Детское чувство справедливости заключается в том, чтобы наказали их обидчика, который стал таким из-за их сквернейшего поведения. У всех детей, как у всех грешных существ, которые не знают еще Христа, справедливость только в одну сторону – по отношению к себе. Это никакая не справедливость, это подлючая подлость. Поэтому, дети – весьма несовершенные существа с точки зрения христианского подвижничества.
Не всякое поношение во благо. Например, поносить детей – это зло. Потому что благо в поношении только людям, которые стали на путь совершенства. А для людей несовершенных поношение – зло, потому что они будут еще более злы. А если поносить детей, то они перестанут учиться, станут врать, будут обязательно отыгрывать это зло на младших, на беспомощных, они вырастут садистами.
Как-то я уже рассказывал историю: один мальчик поступил к нам в детский дом из государственного «Дома малютки». И однажды мы увидели, как из всех игрушек он выбрал дракончика и стал его кормить с ложки. А дракон был не механический, и рот у него не очень открывался. И мальчик ему говорит: «Жри, сволочь!» Откуда трехлетний ребенок говорит таким тоном с игрушкой? Это значит, что когда его кормили там, с ним так обращались. Детки это все усваивают. Они не понимал смысла слова «сволочь», но прекрасно усвоил: если ты играешь в игру, где один кормит другого, тем более сильный маленького динозаврика, надо говорить вот эти слова.
Как однажды, когда Есенин катался в пролетке с Айседорой Дункан, она запомнила слова, которые Есенин говорил ямщику. После них ямщик гнал гораздо быстрее. И когда однажды какой-то господин ехал с Айседорой, она сказала ему: «Вы знаете, Есенин иногда говорил ямщику некие слова, которые я немножко подзабыла, и он сразу начинал гнать изо всех сил». Тот ответил: «Я не могу при женщине повторить этих слов». Поэтому очень важно, что мы произносим. Так же и с поношением, это есть меч. И если человек неопытный, то этим мечом может ранить человека насмерть.
– Правильно ли человеку, несовершенному в духовной жизни, желать себе поношений для укрепления, может быть, в духовности?
- Если он плохо представляет себе, в чем состоит духовная жизнь, это противопоказано. Потому что он тут же обидится. Был однажды такой эпизод: женщина подходит к священнику и говорит: «Батюшка, благословите на юродство». А он отвечает: «Тебе это ни к чему, ты и так дура». Та обиделась и отошла. Это говорит о том, что его указание превысило ее возможности. Я понимаю, что он это сделал с целью как раз остановить ее.
В житиях описывается случай, когда некий монах захотел взять подвиг носить вериги. Пришел к игумену и просит: «Отче, благословите, я буду вериги носить». Тот ему отвечает: «Носи. Иди к кузнецу, он тебе скует». А к кузнецу послал послушника сказать: «Сейчас к тебе придет монах, дай ему как следует». Монах пришел, говорит: «Игумен мне благословил вериги», а тот ему как дал! Монах отлетел, заплакал, прибежал к игумену: «А кузнец меня побил». Игумен говорит: «Ты жалуешься, какие же тебе вериги».
- Если даже пощечину не мог понести.
- Да, если не мог понести пощечины, как же ты будешь носить вериги? Это тоже такие приемы духовной жизни.
(Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов.)











