
- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 4841
- |
- Видео 302
- |
- Мероприятия 0
Рассказ. Таинство причастия.
Таинство Причастия.
Или один день из жизни православной женщины.
За окном гостиничной комнаты, бледный свет фонарей падает на верхушки деревьев, ветер сгоняет пожелтевшую листву со старых вязов и теребит по пустынной проезжей дороге провинциального города Вязьма. В полуночи белый потолок будто растворяется и открываются грани невидимого простора, простора размышления о предстоящем Причастии. Причастием не только как воспоминание о Божестве, но и соединением с Ним, когда Он входит в нас в верующих вместе с едой и питьем, как тело и кровь Христа. Разные мысли приходят о том, что столетиями православные исповедуются, каждый за свои грехи, за свои скорби и несут по жизни каждый свой крест отдавая его Богу на погосте. Так же я как и многие православные каждый раз что бы соприкоснуться с таинством святого Причастия, готовясь принять в себя Христа, в свою плоть и в свою душу задаю себе вопрос: Для чего я существую? Ту ли пищу я вкушаю? А что я сделала ни так по отношению к своей душе, людям, к Богу? Приложила ли я усилия изменить ситуацию к добру, к любви? Медленно, последовательно извлекаю из своего сердца занозы своего духовного уродства. Понимаю, что надо найти смелость и проявить волю признаться себе в этом, а потом покаяться в храме Исповеднику. Незаметно для себя, я стала вслух произносить эти слова раскаяния, устремленные к Творцу. Мои слова выглядели не в форме просьб и умалений. Это был монолог из откровений, любви и благодарности, обращение как к самому близкому и понимающему Сверх Существу с которым в этот момент соединялось мое сердце в унисон. Произошло чудо, монолог плавно перешел в диалог. Пришел ответ на мои вопросы: " Что бы служить Богу, максимально приблизиться, соединиться и придти к Нему." И после услышанного не слухом а своим сердцем, такое тепло растеклось по сердцу, а потом по всему телу, не сравнимое ни с каким земным общением и прикосновением. И этого тепла уже было достаточно чтобы понять, что Он меня услышал! Приходит более глубокое осознание, что материализм и логика современного человека, не дает своим рационализмом настроить душу на тонкие невидимые нити, которые нас соединяют с Творцом. Соприкоснуться с той благодатью которая исходит от Него через молитвы, аскезы, исповедь и Причастие. С мыслями о том- хорошо что есть рядом Проводники Божьи священники которые умело настраивают нас на эту волну и подсоединяют наши души к Творцу в момент исповеди и таинства Причастия. В этом радостном осознании мои веки стали медленно закрываться и все тело погрузилось в сон.
Отдаленный шум машин и легкий струящийся свет сквозь темные шторы пробуждает мое сознание. Как всегда перекрестив свое тело я подхожу к окну и внимательно всматриваюсь в утреннее небо, в его многогранные оттенки, в движение и форму многообразных облаков. Стараюсь почувствовать направление ветра и как бы предугадываю аромат, вкус и силу предстоящего дня. Подняв ладони верх я тихо произношу: "Господи я твоя." Это утреннее состояние я фиксирую в своей душе, как фундамент дня.
Вот уже и мои соседи по комнате брянские паломники стали пробуждаться и быстро собираться на службу в Храм. Проводить литургию будет наш Духовник, благодаря которому мы и приехали в Вязьму. В глазах близких людей выражалась радость общения и большие надежды на сегодняшний день принятия святого Причастия.
На улице легкий октябрьский морозец освежал щеки после сладкого сна. Я подняла голову к небу. Солнце светило ясно и ровно. Желтые кораблики из березовой листвы отрывались ветром от ветвей плыли и кружились по прозрачному выплаканному дождем бирюзовому небу. Блестящие рыже -зеленые с остроконечными концами листья кленов приятным шелестом шуршали при ходьбе под ногами. От земли исходил терпкий горьковатый запах насыщенный ароматами разных сухих листьев лежащих разноцветным ковром под редкими кронами деревьев. Вокруг на темных ветвях раздается веселая трескотня белобоких сорок о чем то постоянно спорящих. На длинных ногах вдоль дороги ходит важная черная галка с фиолетовым отливом на крыльях. Приближаюсь ближе, она совершенно не испугалась, вытянула вперед свою маленькую гладкую голову, повернула на один бок и пристально посмотрела на меня своим красным птичьем глазом. Я поняла, что она хочет есть и таким образом выпрашивает еду. Приближаются морозы и птицы знают что если будут голодными то погибнут. Я достала из сумки кусок булки и покрошила на земле, галка быстро собрала клювом крошки а мы пошли дальше по дороге в Храм.
Вот не высокий белокаменный храм Преображение Господне. Бесстолпный пятиглавый четверик с яркими куполами. Храм расположился на небольшом холме, к востоку от исторического центра древнего города Вязьмы, Смоленской области. В Спасо-Преображенском храме были крещены два святых Русской Православной Церкви: преподобный Макарий (Глухарев 1792-1847) и мученик Иоанн (Попов 1867-1938).
Издревле через это место проходил торговый тракт, соединявший восточную Русь с Западом, позже ставший называться Старой Смоленской дорогой. По преданию, еще до 1404 года, когда Вязьма на долгие годы была включена в состав Литовского княжества, здесь стоял Спасо-Преображенский Верхний или Вышний мужской монастырь «на посаде». Обитель славилась своими чтимыми иконами, имевшими богатые золотые и серебряные оклады.
На западной стене Преображенского храма сохранились фрагменты росписей середины XIX века, на которых изображены святые равноапостольные Константин и Елена, и просветители славян Кирилл и Мефодий. Как и они, святые Макарий (Глухарев) и Иоанн (Попов) всю свою жизнь посвятили миссионерской деятельности неся свет и истину Христову.
С права от входа стоит многоярусная колокольня в стиле барокко. От яркого солнца играют блики на медных разного размера колоколах. Рядом стоит религиозный памятник в форме пасхального красного яйца в человеческий рост, как напоминание прихожанам о Великой Пасхе и Спасении через Христа. Мы трижды совершили низкие поклоны, перекрестились и вошли в каменный коридор по высокой крутой лестнице. Еще раз перекрестились и открыли тяжелые деревянные двери с большими металлическими опорами. Помещение утреннего храма было уютным и теплым с запахом ладана и мерцанием свечей у образов. Стены окрашены в белый цвет как в старых хатках. Своды потолка низкие, рельефные в форме арок. С настенных икон сквозь полумрак проявлялись лики святых, будто они встречали и радовались нашему приходу. Под мелодичное церковное пение женщин на клиросе, мы стали подходить к образам кланяться и целовать их. В центре храма стала формироваться очередь из прихожан для прохождения исповеди. Исповедник своим зорким, опытным но едва заметным взглядом сканирует настроение и лица стоящих прихожан. Перед исповедью лица людей их мимика и поведение становятся не предсказуемыми. Кто то неуверенно подходит и уходит в чем то сомневаясь, а кто то нервно переступает с ноги на ногу вспоминая свои грехи, другие сложив руки на груди смиренно ждут очереди своего раскаяния. Но всех этих людей объединяет одно желание сознаться перед Богом в своих слабостях, в своих духовных немощах и услышать из уст исповедника слова прощения и духовного наставления. Удивительным образом меняются лица людей после прощения и наставлений. Лица людей прошедших исповедь становятся светлее, добрее, чище и милее, а душа спокойней.
Шум в храме замирает и начинается литургия. Звонкий и сильный голос священника произносящий на распев молитвы, заполняет все пространство, этим объединяет души всех присутствующих людей в храме и подымает их дух над реальностью бытия. Слушая молитвы священника, постепенно грани реальности исчезают и открывается простор для внутренней молитвы и принятия таинства Причастия. Это таинство и является главным для чего все здесь и собрались, для благодатного приобщения души к вечной жизни. Священник открывает Царские Врата иконостаса и со словами "Со страхом Божием и верую приступите!" выносится Чаша с Телом и Кровью нашего Бога и Спасителя Иисуса Христа. Вкушение хлеба и вина, как вольного единения и подчинения Творцу. Причастники сосредотачиваются, крестообразно складывают руки на груди и торжественно подходят к Чаше, священник золотой ложечкой дает Причастие. Причастие не признак смерти, а жизнь. Жизнь с Богом для нашего спасения, для исполнения своего призвания. Сердце едва бьется и замирает на мгновение а дыхание сливается соединяется с Великим дыханием Творца. В такие сокровенные минуты приходит осознание, что именно здесь и сейчас испытываешь высшее счастье, которого нет в материальном мире людей. После поклонения Чаши люди молча отходят и принимают святую воду с вином и частицу просфоры, потом слушают благодарственные молитвы с мыслями хранить свою душу от грехов и страстей. В конце Божественной литургии все верующие подходят целовать Крест с радостью, смирением, покаянием и намерением впредь вести благочестивую жизнь.
Уходя из храма чувствуешь наполненность своей души благодатью. Уходят сомнения, разочарования, боли, обиды, пустота и прибывает радость и душевный покой.
В православии трапеза всегда считалась продолжением службы. А если трапеза проходит во главе с духовным Отцом, то плотские дары соединяются с духовными. Широко, слажено и громко в трапезной звучит молитва " Отче наш..." освещающая пищу. И лишь после того как первым батюшка вкусит пищу потом начинают трапезничать все присутствующие духовные чада. После литургии вкушаемая освещенная пища кажется эликсиром бесценным для души и тела. Все хочется попробовать: ароматный отварной картофель с тушеными боровиками, соленые огурчики с зелеными помидорами пахнущие укропом и чесноком, тушеную рыбу с ядреным хреном и квашенной капустой. Испить ароматный яблочный компот с кондитерскими хрустящими ушками. Усладившись осенними приношениями духовные чада разных возрастов и социального положения начинают задавать жизненные вопросы духовному Отцу. И они слышат от батюшки именно то, что им необходимо услышать в данный момент здесь и сейчас чтобы понять и осознать мотивы своих проблем и направленность их разрешения. За столом трапезной раздаются радостные возгласы взаимопонимания радости и любви. Щеки духовных чад пылают румянцем от освященной пищи и от благостного общения, а их глаза светятся ярким огнем благодарности к духовному Наставнику. Обеденная суета прекращается. С окна трапезной сочится тусклый свет осеннего дня и мягкими тонами ложится на лица сидевших за столом людей. Батюшка молчаливо смотрит на серое с холодными розовыми оттенками небо в окне, на обнаженные серо-коричневые ветви опустевших яблонь. Его уставшие голубые глаза с мудрым прищуром, обаятельная добрая улыбка сияет сквозь густую бороду, расслабленная поза слегка наклонненой головой с вьющими длинными каштановыми волосами по плечам на черном облачении, расслабленные но сильные белоснежные кисти рук на коленях в черной рясе - все подчеркивает значимость и радость медленно тающего дня уходящего в вечность.
В трапезной комнате стало темно, незаметно подошло время прощаться с батюшкой и уезжать в Брянск. Быстрыми шагами батюшка пошел провожать нас до машины. Он внимательно всматривался в наши глаза и хотел понят увозим ли мы после литургии и трапезного общения благодать в душе своей. Сложив ладони на благословление в дорогу мы по очереди подходили к батюшке. Крестным знамением он благословил каждого а мы ему поцеловали руку. Расставание с близкими по духу людьми всегда проходит трепетно и впечатлительно. Из окон машины мы видели благословляющий взгляд батюшки. В последний момент он подошел к машине и перстом на запотевшем стекле нарисовал крест. Машина завилась и быстро растворилась в синей вечерней темноте. Чувство на душе было не однозначное. С одной стороны оторванность от близкого человека, с другой духовная наполненность благодатью. Все улыбались внутренней улыбкой и все прожитое сохраняли и закрепляли в своей душе.Ночь своим черным покрывалом легла на озябшую землю. Было ощущение, что мы побыли в другом измерении, измерении душевного покоя любви и доверия. И нашей задачей было сохранить это духовное тепло, не растратить его в суетном мире.












